Абдрахманова Роза
Занятие по изучению башкирской культуры в старшей группе «В гостях у Айгуль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в «В гостях у Айгуль»
Цель: Познакомить детей с убранством юрты – башкирского древнего жилья (кухонной утварью, учить детей работать с солёным тестом; уточнять и расширять знание детей о башкирском национальном костюме, закреплять умения составлять орнамент из геометрических фигур; воспитывать интерес к изучению истории и культуры башкирского народа.
Публикация «Занятие по изучению башкирской культуры в старшей группе „В гостях у Айгуль“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Предварительная работа: рассматривание башкирского национального костюма, разучивание пальчиковой игры на башкирском языке, знакомство с башкирскими национальными блюдами, игры: подвижная игра «Чья юрта быстрее соберется».
Материал: Башкирская юрта в раскрытом виде: кухонная утварь (самовар, чашки, ложки, коврики на полу, сундук с подушками; на полу, на большом ковре маленькие подушки, муляжи башкирских на тарелках (чак-чак, вак бялиш, ус босмак, полотенце, дощечки по количеству детей, кусочки соленого теста, стеки, по две тарелочки для каждого ребенка, столы для работы, музыкальное сопровождение, платки для игры «Чья юрта быстрее соберется».
Обогащение словаря: чак-чак, юрта, пиала
Методические приё мы: Музыкальное сопровождение, показ, рассказ воспитателя, обследовательские действия, подвижная игра, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей, показ приёмов лепки.
Ход занятия.
Дети под звуки курая входят в группу. Их встречает воспитатель, одетый в башкирский национальный костюм.
В. Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня я позвала вас в гости. Какие вы все нарядные! Я тоже оделась необычно. Красивый у меня костюм?
Д. Да!
В. А сейчас ответьте, костюм какого народа я одела?
Дети отвечают.
В. Правильно. Посмотрите, какого цвета платье?
Дети отвечают.
В. Молодцы, ребята! А сейчас я хочу провести вас к необычному дому. Посмотрите, что это?
Д. Юрта.
В. Правильно, это юрта.
Юрта, это древнее жилище башкир, материал, из которого она изготовлена, называется войлок. Он очень мягкий и тёплый.
А теперь мы заглянем внутрь, что же там есть? В юрте располагалась стояла колыбель, стол. Слева-стоит сундук с постельными принадлежностями. Посмотрите, вот стоит самовар, пиалы для чая. Вы любите пить чай? А какие блюда башкирской кухни вы знаете? (Если дети затрудняются ответить, показываем картины). Что-то мы засиделись.
А сейчас мы с вами поиграем. Проводится башкирская игра «Кто скорей построит юрту»
Воспитатель:
Вот мы с вами повеселились, а сейчас самое интересное. Посмотрите на столы. (На столах приготовленные кусочки солёного теста, дощечки для лепки, влажные салфетки, стеки)
Воспитатель предлагает детям приготовить башкирское национальное блюдо «сак-сак».
Лепка «Чак - чак для моей семьи».
Воспитатель. А сейчас давайте приготовим для своей мамочки и для папочки и для бабушки и для дедушки для всей семьи, сюрприз. Напечём с вами угощение башкирское блюдо «Чак – чак», а вечером, когда придут за вами ваши родные, вы их порадуете своим сюрпризом. Вот я уже замесило тесто. Посмотрите как выглядит это угощение «Чак-чак». (рассматривание угощения на тарелочке). На что похож «Чак – чак»?
Дети: - на палочки
Воспитатель: А еще палочки похожи на «колбаски»
А теперь я вам покажу как мы будем из соленого теста лепить «колбаски». Берем тесто и ложем на ладошку, а другой ладошкой прижмем, и начинаем аккуратно скатывать из теста шар, а затем из шар раскатывать не большую "колбаску". Вот какая "колбаска" получилась у меня. А вы хотите тоже из теста сделать «колбаски»
Дети: -Да.
Воспитатель: Садимся на свои места, спинки выпрямили, ножки подружили. Берем тесто отщипываем кусочек, из него аккуратно скатываем шар. У всех получилось?
Дети: Да
Воспитатель: Теперь из шара раскатываем «колбаску», палочку. Вот какие молодцы как хорошо все у вас получается.
Воспитатель:- Вот сколько палочек получилось, давайте положим их также красиво горочкой на тарелку и у нас получится башкирское угощение «Чак – чак» (дети кладут горкой свои палочки)
Воспитатель: Давайте все вместе повторим «Чак – чак»
Дети: «Чак – чак» (хором и индивидуально)
Воспитатель: Посмотрите, какое мы сделали угощение для ваших папочек.
3. Рефлексия.
Работы детей раскладываются на тарелочке.
Воспитатель: Вам понравилось в гостях? Как называется дом у башкир? (юрта)
Что мы делали сегодня из теста? (чак-чак)