Ирина Минилбаева
Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Волшебный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Волшебный сундучок»
Тема занятия : «Волшебный сундучок»
Цель: приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи:
Образовательные.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора „Волшебный сундучок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Познакомить с фольклорными произведениями ( устным народным творчеством: потешки, прибаутки); вызвать радость общения с образным языком произведения.
Развивающие.
Развивать любознательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Развивать речь, внимание, мелкую моторику рук;
Воспитательные.
Воспитать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, расширять представления о добре, правде, красоте. Окружить детей теплотой добрых чувств.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко», разучивание пальчиковой гимнастики «Замок», проведение хороводных игр с детьми «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший». Повторение А. Барто «Мишка», «Мячик», «Зайка», потешки «Петушок», «По кочкам, по кочкам…» Е. Благинина «С добрым утром», Н. Красильникова «Доброе утро».
Приё мы и методы:
• Словесные: вопросы, рассказ педагога, потешки, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение, обобщение.
• Наглядные: элементы русской избы, утварь и предметы обихода, печь, самовар, сундук, тряпочные игрушки, половик.
• Игровые: сюрпризные моменты, пальчиковая гимнастика, подвижная игра «Мыши водят хоровод».
Образовательные технологии.
1. Здоровьесберегающая технология
2. Личностно- ориентированная технология
3. Игровая технология
4. Технология развивающего обучения.
Оборудование и материалы для занятия в детском саду :
• костюм для воспитателя в народном стиле,
• головные уборы в народном стиле для детей (кокошники и кепки,
• шапочка кота и маски мышей для детей.
• мягкие игрушки петушка и котика,
• расписной сундук,
• клубок ниток,
• печка,
• группа оформлена в стиле русской избы.
Ход занятия в детском саду:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Первая часть (вступительная). Присоединение к теме.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте пожелаем им доброго утра и подарим им наши улыбки.
Дети:
Доброе утро всем, кто проснулся!
Доброе утро всем, кто улыбнулся!
Доброе утро светлому солнцу!
Доброе утро небу в оконце!
Доброе утро певчим скворцам,
Малым травинкам и деревцам,
Будем все нежны! Будем все дружны!
Воспитатель: Какие добрые слова мы сказали нашим гостям?
Дети: Доброе утро. Будем все дружны. Будем все нежны.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да
А на чём можно ездить?
Дети: на машине, на самолёте, на поезде и т. д.
Воспитатель:
Дети, я приглашаю вас в гости в русскую избу.
А поедем мы с вами на лошадке.
Я поеду первая, а вы за мной.
Поехали!
(проговариваем вместе с детьми)
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
По кочкам, по кочкам.
Цок - цок-цок. Приехали (Артикуляционная гимнастика)
Воспитатель:
Вот мы с вами приехали в гости, в русскую избу.
Проходите, рассаживайтесь на лавочки.
Посмотрите как хорошо в избе, уютно, тепло.
Воспитатель:
Что есть в избе?
Дети:
Печка русская, лавочка, сундук…
Воспитатель:
Стол, а на столе стоит самовар, на полу лежит половик. Добра всякого видимо невидимо.
Воспитатель:
Вам нравиться?
Дети:
Да!
2. Основная часть
Воспитатель:
Посмотрите ребята это- сундук расписной, но мне не открыть его одной.
Давайте вместе откроем сундучок. Вы поможете мне?
Дети: да
Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок. (Пальцы рук сцеплены в замочек)
Кто его открыть бы мог?
Покрутили, постучали, потянули
И открыли!
Воспитатель:
Какие вы молодцы, дружно открыли замок.
Что же там я погляжу, да ребяткам покажу (достаю клубок ниток)
Ребята отгадайте загадку.
Что за зверь со мной играет?
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки.
Дети: котик.
Воспитатель:
Да, это котик, вот он лежит на лавочке. И его любимая игрушка клубочек ниток.
Какая шубка у кота?
Дети: мягкая, пушистая…
Котик любит слушать потешки, да песенки про себя.
Вот послушайте.
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекуться
Коту в лапки не даются
-Ребята, вам понравилась эта потешка?
Дети:
Да!
И котику очень понравилась про него потешка, он вам спасибо промурлыкал.
Дети:
Мур - мур- мур.
Воспитатель:
А сейчас котик хочет с вами поиграть в игру «Мыши водят хоровод»
Ребята, мы с вами мыши, а Миша-кот. После того, как проснётся кот, мыши убегают к себе в норочки (на лавочки)
Давайте встанем в хоровод.
Мыши водят хоровод.
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька кот,
Разобьёт весь хоровод.
Воспитатель:
Молодцы никого котик не поймал.
- В сундучок я загляну,
Что же там я погляжу.
Да ребятам покажу.
(достаю игрушку петушка)
Какой красивый у нас петушок. Давайте назовём части тела петушка?
Дети: голова, гребешок, бородушка, хвост, крылья, ноги.
Воспитатель: Давайте нашего петушка похвалим, расскажем про него потешку.
Петя, Петя –петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаёшь?
Что ты громко поёшь?
Детям спать не даёшь. (2-3 человека)
Петушку очень понравилась ваша потешка и он прокричал ку-ка-ре-ку.
Петушок: Ребята, я так проголодался, у вас на столе я вижу зёрнышки. Я сейчас их все склюю.
Воспитатель: Подожди, подожди Петя, мы недавно с ребятами читали сказку «Петушок и бобовое зёрнышко» так там петушок подавился и чуть не умер. Ребята, а каким зёрнышком подавился?
Дети: бобовыми…
Воспитатель: А почему он подавился бобовым зёрнышком?
Дети: оно очень крупное.
Воспитатель: Ребята давайте поможем нашему петушку?
Дети: да
Воспитатель: в большой чашке лежит фасоль и горох, нам надо разложить по тарелочка горох отдельно, фасоль отдельно.
Воспитатель: что мы будем складывать в эту тарелочку?
Дети: горох
Воспитатель: горох какой?
Дети: маленький, круглый
Воспитатель: а в эту тарелочку что положим?
Дети: фасоль
Воспитатель: фасоль какая?
Дети: большая (спросить 2-3 человек)
Воспитатель: ребята подскажите, какие зёрнышки клевать Пете? Почему?
Петушок: спасибо ребята, я буду клевать гороховые зёрна.
Воспитатель:
Давайте в сундучок я загляну.
Что же там я погляжу (читаю сама)
Качи- качи, качи.
глянь баранки калачи.
С пылу, с жару из печи.
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи.
Подхватили калачи
Нам остались
БА-РА-НОЧ-КИ.
Угощаю детей баранками.
Подведение итогов:
Где вы были в гостях (В русской избе)
Вам понравилась русская изба (Да)
Где прячутся секреты (В сундуке)
Про каких животных мы рассказывали потешки? (про петушка, котика)
Ребята вам понравился петушок (Да)
Что мы сегодня с петушком делали (перебирали гороховые и бобовые зернышки)
Воспитатель: петушок мне сказал, что хочет с вами остаться, что вы сегодня его выручили, что так поступают только настоящие друзья.
Воспитатель:
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. А на чем мы будем возвращаться?
Дети: На лошадке.
Все вместе читаем потешку:
Еду, еду на лошадке.
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
По кочкам, по кочкам.
ЦОК-ЦОК-ЦОК. Приехали.
А сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и еще раз подарим им нашу улыбку…