Ирина Стрекалова
Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию «Давайте вспомним о войне»
▼ Скачать
Цель: продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны. Закреплять представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне.
- Дать представление о том, что война была освободительной.
- Закреплять знания о городах-героях ВОВ.
- Развивать речь детей, обогащать, словарный запас, через, песни, стихотворения.
Публикация «Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию „Давайте вспомним о войне“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
- Формировать патриотические чувства и чувства гордости за родную страну. Воспитывать чувство гордости за воинов - защитников, любви и уважения к ветеранам войны.
- Формировать стремление и готовность отразить полученные сведения в продуктивной деятельности.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы, просмотр документальных фильмов о ВОВ, заучивание песен, стихотворений.
- Посещение краеведческого музея города Белогорска.
- Экскурсия к мемориалам и памятникам героев ВОВ.
- Просмотр презентации «Война, какая она…»
- Просмотр видео «Маленькие герои большой войны»
- Знакомство с мемориалами городов-героев ВОВ
- Оформление патриотического уголка в группе.
- Изготовление аппликаций, рисунков, поделок на тему ВОВ.
Материалы: плакаты военных лет. Фотографии и репродукции. Аудиозаписи песен «Священная война» (муз. А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача, «Катюша» М. Блантера, «День Победы» (муз. Д. Тухманова, слова В. Харитонова, аудиосообщение Левитана о начале ВОВ. Карта нашей страны и звёздочки. Фотографии мемориалов городов-героев. Большая звезда для дидактической игры «Назови качества героев». Дидактическая игра «Расшифруй слова». Листы бумаги для складывания треугольника-открытки.
Видеоклип песни «О той весне» автор слов и музыки Елена Плотникова.
Восп. Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце. Пели птицы. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничего не предвещало беды. И вдруг в 4 часа утра из репродуктора донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну.
(звучит запись Левитана)
«Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
Он послал солдат немецких
Против всех людей советских-
Это значит - против нас».
190 дивизий, свыше 4.000 танков, более 47.000 орудий и миномётов, около 5.000 самолётов, и 200 кораблей в этот день обрушились ударом невиданной силы. Для простых советских людей это нападение оказалось неожиданным. Началась Великая Отечественная Война. Почему её назвали так?
Дети: Великой она называется, потому что это была самая крупная война в истории человечества, война захватила огромную часть территории нашей страны, она длилась долгих четыре года. Отечественной - потому, что наш народ воевал за своё Отечество, за Родину.
Восп. Вся страна, весь народ встал на защиту своей Родины. Вот такие плакаты появились в первые дни войны «Родина – мать зовёт!» и была написана песня «Священная война». (звучит запись песни) Как вы думаете, к чему она всех призывает? (Ответы детей)
- Верно, защищать Родину. Эта женщина – мать зовёт своих сыновей и дочерей вступить в ряды армии, быть честными, храбрыми бойцами, до последнего вздоха быть преданными своему народу.
Многие люди совершали на войне подвиги, стали героями.
А что такое подвиг?
Дети Это великий поступок, когда ради счастья других людей не жалеют своей жизни.
Герой-это почетное звание для человека. А может быть город героем? В те времена наша страна называлась Союз Советских Социалистических республик - СССР и только в нашей стране были города-герои.
Как вы думаете, каким городам присваивалось звание город-герой?
Дети Звание «Город-герой» присваивается тем городам, на территории которых защитники города проявили мужество, стойкость и массовый героизм.
Восп. После войны такие города были награждены высокой наградой страны – золотой Звездой Героя и орденом Ленина. Сколько городов имеют звание город-герой?
Дети 12 городов и Брестская крепость-герой.
Сегодня о некоторых великих городах – героях наш рассказ.
Восп. Мы с вами живём на полуострове Крым. В нашем дорогом и любимом Крыму война началась с первых дней. Назовите города – герои Крыма.
Дети Город-герой Севастополь и город-герой Керчь.
1 Реб. В Севастополе война началась 22 июня 1941 года, когда вражеские самолёты сбросили на город первые бомбы. Враг хотел овладеть городом с ходу, но Севастополь отважно защищали моряки Черноморского флота и жители города. Глубоко под землей был построен целый город: госпитали, школы, детские сады, мастерские, которые производили и ремонтировали оружие и военную технику, лечили раненых солдат.
2 Реб. Город Севастополь стойко защищали наши воины 250 дней. Фашистам удалось завладеть городом. Во время осады он был почти полностью разрушен. В нём фашисты построили 20 лагерей для пленных. А 9 мая 1944 г. Севастополь – город русской боевой славы был освобожден советскими войсками. Героическая защита Севастополя – это пример несгибаемой стойкости наших людей, их беззаветной преданности Родине.
Восп. В Севастополе установлено 394 памятника героям, погибшим в годы войны.
(Чтение стихов под музыку «Журавли»)
3 Реб. За страну родную люди отдавали жизнь свою,
Никогда мы не забудем, павших в доблестном бою…
Бомбы, фугаски, взрывы кругом,
Мир под огнем…Жизнь под огнем… (Крепим звезду на карте)
4 Реб. «Огненной землёй» для фашистов стал город- герой Керчь. Это был один из первых городов, попавших под удар немецко-фашистских войск в начале войны. За все время через Керчь четыре раза проходила линия фронта и два раза город занимали фашистские войска.
5 реб. Жители города и солдаты под командованием полковника Ягунова укрылись под землёй в каменоломнях. Без воды, без еды, раненые и больные люди вели бои с врагом. Они – патриоты, герои, показали всему миру мужество, верность и боевое братство!
Восп. 170 дней продержались защитники Аджимушкайских каменоломлен, а после – все погибли. В Керчи погибло 15 тысяч мирных жителей, а более 14 тысяч керчан угнано в Германию на принудительные работы. В результате жестоких, продолжительных боёв, Керчь освободили советские войска. Ещё не закончилась война, а на высокой горе Митридат солдаты поставили памятник погибшим людям, защищавших город Керчь – Обелиск славы. К нему ведут 423 ступени.
6 Реб. Всюду потери, взрывы, беда…
Такое забыть нельзя никогда!
Шли бои. И каждый город
Отстоял в бою солдат,
После боя, в час отбоя,
Вспомнить дом был каждый рад.
Вспомнить маму, вспомнить брата,
Вспомнить поле, лес, зарю…
И товарища – солдата,
Что погиб сейчас в бою…
(Крепим звезду на карте)
Восп. Дети, скажите, кто такой герой, какими качествами должен обладать настоящий герой?
Д/и «Назови качества героя»
(Дети встают в круг, и передавая звезду друг другу, называют качества героя)
-Смелый, отважный, добрый, умный, хитрый, заботливый, сильный, крепкий, мужественный, здоровый, бесстрашный, храбрый, волевой, преданный, любит детей, любит родину, не боится трудностей, вежливый, хороший товарищ, целеустремлённый, справедливый, честный, сильный духом, решительный.
Тяжелейшие испытания выпали на долю северного города Санкт-Петербурга, тогда носившего имя Ленинград. Враги окружили Ленинград, стремясь захватить его и полностью уничтожить.
Кто знает, как поступили фашисты, чтобы захватить Ленинград? (ответы).
6 реб. Фашисты взяли город Ленинград в кольцо, началась блокада длиною в 900 дней. Блокада - это, когда город полностью окружен и отрезан от других городов, закончилось продовольствие, не было тепла, электричества, воды.
- Как повели себя жители Ленинграда?
7 Реб. Жители Ленинграда готовы были умереть, но не сдаваться фашистам. Особенно тяжело им пришлось в холодную, лютую зиму. Ленинградцы получали лишь крошечные кусочки хлеба на целый день (125 грамм для тех, кто не работал (старики и дети) и 225 грамм для работающих). Единственная связь была со страной через Ладожское озеро. Назвали её «Дорога жизни».
Восп. Фашисты бомбили «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.
После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Она писала «Сегодня умер дедушка, сегодня умерла мама, сегодня умер брат». И когда умерли все шесть членов семьи, Таня написала в дневнике: «Умерли все Савичевы. Таня осталась одна». Девочка потом попала в детский дом и всё же умерла от тяжёлой болезни. - Как вы думаете, почему умерла Таня? (ответы). Таких семей, как у Тани в Ленинграде были тысячи.
- Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. Гитлеровская армия не смогла сломить ленинградцев. Ленинграду присвоено звание «Город-герой».
(Отметить на карте звездой).
Восп. Ребята, как вы думаете, какой самый главный город хотел завоевать Адольф Гитлер со своими фашистскими войсками? Правильно, столицу нашей страны – город Москву.
8 реб. Фашисты рвались к столице нашей Родины – Москве. План по захвату Москвы фашистские генералы назвали «Тайфун». Тайфун - это такой сильный ветер, ураган. Вот таким ураганом мечтали фашисты ворваться в Москву.
Мужчины ушли на фронт. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи уходили на войну. В тылу оставались женщины, дети, старики. Они делали снаряды, шили одежду для бойцов, выращивали и собирали урожай. Помогали фронту всем, чем могли.
9 Реб. Но не смотря на тяжёлое положение, 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся парад, после парада солдаты садились в военные эшелоны и отправлялись на фронт защищать свой любимый город.
Восп. О чем думали солдаты в те минуты?
10 Реб. Москва, моя родная мать,
Люблю тебя всем сердцем свято,
Тебя иду я защищать,
По долгу сына и солдата.
Честь и красу твою храня,
Тебя спасу я от огня.
Восп. Все жители встали на защиту родного города. Под Москвой завязались жаркие бои. Бойцы сражались за каждый клочок земли, не желая уступать его врагам.
Солдаты перед боем говорили: «Великая Россия, а отступать некуда – позади Москва!» И не отступили! Наши солдаты в декабре одержали первую победу в боях с врагом. Но эта победа далась нам дорогой ценой.
(Крепим звезду на карте)
Восп. Дети, назовите города-герои, о которых мы ещё сегодня не говорили. (дети называют город и название мемориала, памятника, изображённого на слайде)
Восп. Почему советские солдаты не жалели своей жизни, ради чего они погибали? Это мы сможем узнать разгадав секретную шифровку. Сейчас мы с вами станем настоящими разведчиками и выполним боевое задание.
(Дети расшифровывают слова: МИР, СЧАСТЬЕ, ПОБЕДА, БУДУЩЕЕ
В минуты отдыха солдаты писали письма родным и близким.
«К ним идет письмо без марки
Сквозь огонь и град свинца,
И дороже чем подарки,
Эти письма от бойца».
Такие письма назывались «треугольники».
У меня в руках письмо с фронта, военный треугольник, о чем писали солдаты домой? Вот несколько строк из солдатского письма.
«Здравствуй дорогая мамочка. Пишет тебе дочь, старший сержант медицинской службы Марина Игонкина. В первых строках своего письма, хочу сообщить тебе радостную весть. Мы сломали хребет фашистам и погнали их с нашей родимой земли. Это было самое страшное сражение в моей жизни… Мамочка впереди еще много боев, и мы дойдем до Берлина. За Родину! За Победу! Целую тебя нежно. Твоя дочь Марина».
У вас на столе лежат листы бумаги. Давайте с вами сделаем треугольники-открытки, чтобы поздравить наших гостей, родных и близких с великой Победой.
(Дети делают треугольники-открытки и встают полукругом)
Песня «О той весне»
Кино идет —
Воюет взвод.
Далекий год
На пленке старой.
Нелегкий путь —
Еще чуть-чуть
И догорят
Войны пожары.
Счастливый май.
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Ее согреем!
Припев:
И все о той весне
Увидел я во сне.
Пришел рассвет
и миру улыбнулся, —
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны
домой вернулся.
В лихом бою
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их Пришло живых —
И рядовых,
И офицеров.
Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери.
Я помню свет
Далеких лет.
Восп. Дорогие гости, мы хотим поздравить вас с приближающимся праздником 75-летием Победы на фашистской Германией и подарить вам на память треугольники-открытки, и пожелать вам: (дети говорят по очереди)
Мира! Счастья! Здоровья! Радости! Успеха! Чистого неба! Солнца ясного! Красоты! Свободы! Много друзей!
(Все вместе) До свидания! До новых встреч!