Ирина Швецова
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие в страну математики»
Занятие по ФЭМП в средней группе №8
«Путешествие в страну математики»
Присутствовало: 10 детей
Цель: Формировать элементарные математические представления с помощью блоков Дьененша и палочек Кьюзенера.
Задачи:
Образовательные:
- выявить умение у детей соотносить число и количество;
- выявить умение у детей определять форму и цвет с помощью блоков Дьенеша;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в средней группе „Путешествие в страну математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
- формировать представление у детей, что палочка каждого цвета соответствует определенному числу (палочки Кьюзенера).
Развивающие:
- развивать логическое мышление, творческие способности, воображение;
- воспитывать умение выполнять задание в определенном порядке.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к окружающему, взаимопомощь, способствовать сплочению детского коллектива, умение работать сообща.
Оборудование, демонстрационный материал:
- магнитофон, магнитная доска, магнитный мольберт, письмо для группы, стульчики к которым прикреплены цифры от 1 до 5 (парные, 4 обруча, зашифрованные карточки (цвет, форма, блоки Дьенеша, демонстрационные палочки Кьюзенера с цифрами до 5, соответствующие по цвету каждой палочки, схема «замка» из блоков Дьенеша.
Раздаточный материал (на каждого ребенка):
- одноразовые тарелочки, палочки Кьюзенра, соответствующие числам до 5, цифры до 5, соответствующие по цвету каждой палочки.
Ход занятия:
Дети проходят в группу, где уже все подготовлено для занятия.
В. : - Дети, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга (игра приветствие «Поздороваемся»):
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, а потом ее пожали
И друг друга мы обняли,
Отошли и поклонились
И немного покружились
Все готовы заниматься!
Дети:
- Очень будем мы стараться!
(Воспитатель достает конверт с нарисованной бабочкой)
В. : - Дети, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, хотя на нем нет адреса, кому это письмо, но я догадалась, что оно нам. И я думаю, что вы то же узнаете почему его прислали нам.
Д: - На конверте нарисована бабочка, а наша группа называется «Бабочки», значит это письмо нам.
В: - Молодцы, догадались. А письмо к нам пришло из волшебной страны «Математика» от самого главного волшебника Математикуса. Он прости нас о помощи. В их страну то же пришло такое же время года, как и у нас. А какое вы сейчас мне ответите, отгадав загадку:
- Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла….
Д. : Весна!
В. : Молодцы! Ну, вот жителям волшебной страны нужна наша помощь. Они не успевают навести порядок к большому математическому празднику. Мы поможем им?
Д. : Да!
В. : И вот перв Нам надо добраться до волшебной страны. Как вы думаете на чем мы можем добраться? (ответы детей). Я предлагаю поехать на автобусе. Но так как мы едем в волшебную страну, то автобус у нас волшебный. И для того что бы на нем доехать нам надо найти свои места.
1 Игра «Найди место вместе со своей парой»
(математическая игра на соотношение количества с числом)
Раздаю детям «билеты», карточки на которых нарисованы точки от 1 до 5 (карточки парные так же как места в «автобусе», на стульях парные цифры от 1 до 5. Предлагаю детям найти свою пару и занять места согласно «билетам». После того как дети найдут свою пару, я задаю вопросы нескольким детям почему они встали с тем или иным ребенком. Так же задаю вопросы другим детям о том, почему они заняли эти места (стараюсь добиться от детей полных ответов, без подсказок).
В. : Ну, вот мы с вами расселись на свои места, и мы отправляемся в путешествие (включаю песню – игру «Едет автобус»). Мы прибыли с вами на место (прелагаю детям оставить свои билеты на местах) и вот у нас следующее задание. Посмотрите перед вами клумбы, но они в них не посажены семена, т. к. весенний ветер перепутал все семена и нам надо с вами разобрать их и правильно посадить на клумбы.
2 Игра «Рассади правильно семена»
(математическая игра с блоками Дьенеша на умение определять предметы по двум признакам: форме и цвету)
На полу лежат четыре обруча, около трех зашифрованные таблицы с формой и цветом: красный круг, желтый квадрат, синий треугольник, у четвертого обруча нет схемы. Рядом с обручами, с двух сторон, лежат горкой блоки Дьенеша, соответствующие схемам и синие прямоугольники (размер фигур разный). Я разделяю детей на две подгруппы и предлагаю им найти те семена, который должны быть посеяны в клумбы, дети разбирают фигуры по обручам. Затем я задаю детям вопрос о том, почему они положили ту или иную фигуру в этот обруч (стараюсь добиться от детей полного ответа). Затем обращаю внимание детей на оставшиеся фигуры, задаю вопрос о форме блоков и их цвете (прямоугольники, синего цвета). Предлагаю «посадить» оставшиеся семена в последнюю «клумбу».
В. : Вы молодцы, справились с очередным заданием. Мы с вами почти добрались до замка Математикуса. К его замку дорога проходит через мост, но так как пришло какое время года?
Д. : Весна.
В. : Правильно! А, что происходит со льдом на реках? (Ответ детей)
В. : А как мы называем движение льда по реке?
Д. : Ледоход (стараюсь сделать так чтобы дети отвечали полным ответом).
В. : И вот лед сломал мост через реку и Математикус нас попросил построить мост через реку, но все доски для постройки моста разные и их надо поставить в правильном порядке. (предлагаю детям пройти за столы, на которых предварительно приготовила материал для следующего задания. В одноразовых тарелочках разложены палочки Кьюзенера и цифры до 5).
3 Игра «Какая короче, какая длиннее» (с показом)
(математическая игра на умение расставлять палочки по мере возрастания)
Закрепит умение детей сравнивать палочки по длине и обозначать словами результат сравнения. Выявить умение выкладывать ряд от самой короткой до самой длиной палочки. Дети должны выложить ряд палочек от самой маленько до самой большой, от 1 до 5 соответственно цвету. Я вместе с детьми выкладываю на магнитном мольберте плоскостные палочки, только после того как дети положат перед собой эту палочку. После того как все палочки будут выложены нужно проверить полученный результат с образцом. Так же можно спросить детей о соседях палочек (Какого цвета соседи у розовой палочки? Какая палочка после розовой? Какая палочка перед красной)
В. : Мы все сделали правильно, но для того чтобы закончить следующее задание я предлагаю отдохнуть и размяться.
Физминутка: «Подснежники просыпаются»
(Дети садятся на корточки и закрывают глаза)
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.
(Выполняют движения по тексту и в конце садятся на места)
В. : Молодцы, вы все сделали, но мы не можем пройти по мосту пока не поставим над каждой палочкой ту цифру, которая соответствует этой палочки (Дети выкладываю числовой ряд из цифр, так же я по их словесному комментарию выкладываю цифры на магнитном мольберте, затем задаю детям вопрос почему они положили эту цифру над той или иной палочкой из которых они построили мостик).
В. : Но вот мы и пришли к замку Великого Волшебника Математикуса, но прежде чем войти в замок мы должны отгадать из каких фигур построен замок. (Перед детьми на магнитной доске картинка – схема Замка из фигур. Задаю детям вопросы из каких блоков построен замок, какого они цвета). Молодцы вы справились со всеми заданиями. Мы можем отправляться назад в группу. А волшебник нам подарил подарок (показываю детям волшебный ящик, но открыть мы его сможем только в группе. На каком транспорте мы сюда приехали?
Д. : На автобусе.
В. : Правильно, занимаем свои места в автобусе и отправляемся в группу (под песню – игру «Едет автобус»). Но вот мы и вернулись в свою группу. А давайте посмотрим, что у нас в коробке. Ой, коробка не открывается, давайте прочитаем наше письмо может в нем есть подсказка. В письме написано «Тот откроет коробку кто помнит, чем занимался». А, я поняла, мы с вами должны вспомнить где мы были и чем занимались. (показываю детям карточки, на которых отображены задания, которые мы прошли: билеты, схема блоков, схемы палочек Кьюзенера, схема замка. Дети рассказывают о том где мы были и что делали). Молодцы! Вам понравилось путешествие (ответы детей).
В. : Вот и коробка открылась, Математикус знает, что вы любите разукрашивать и подарил вам интересные математические раскраски. Давайте рассмотрим подарки.