Нина Шаповалова
Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Поможем Петрушке. Состав числа 6»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
• Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
• Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.
• Познакомить с измерением величин с помощью условной меры.
• Развивать мыслительную деятельность, пространственные представления, воображение, сообразительность.
Дидактический наглядный материал
Публикация «Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе „Поможем Петрушке, Состав числа 6“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 6. Состав числа шесть, счёт до шести
- Темочки
Демонстрационный материал. Две корзины: в одной 10 мячей, в другой – 5 мячей, банка с рисом, 6 кубиков, ложка, стакан, линейка, шнурок, 2 стакана с карандашами: в одном стакане– 5 карандашей красного цвета, в другом – 5 карандашей синего цвета; карточки с цифрами, схема «Ёлочка» для игры «Пифагор», мяч.
Раздаточный материал. Цифры, тетради, простые карандаши, шарики Су Джок, наборы игры «Пифагор».
Ход занятия.
Ритуал приветствия. «Приветствие» Возьмите за руки того, кто рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками, посмотрите им в глаза и улыбнитесь, передайте им своё хорошее настроение.
Что за чудо-чудеса. Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая, вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить
Чуткие руки умеют дружить!
Ребята, предлагаю вам «Математическую разминку» :
1. Вспомнить порядковый счет от 1 до 10
2. Вспомнить порядковый счет от 10 до 1
3. Назовите соседей чисел 3,5,7,9
4. Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3
5. Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8
6. Назовите последующее число чисел 2, 5, 9
- Молодцы, вы все справились с заданиями разминки!
- Ребята, сегодня к нам на занятие по математике пришел наш Петрушка. Он уже вместе с нами научился правильно говорить все звуки, составлять рассказы. Но Петрушка не умеет считать, писать. Он просит нас помочь ему выполнить задания. А то у него ничего не получается…. Посмотрите. Сколько заданий он приготовил для нас.
Поможем нашему Петрушке?
А для начала нам нужно составить план работы :
- Какое задание мы выполним первое? (посчитаем мячики) – отмечаем на доске в графе «План»
- Затем что мы будем делать? (измерять крупу) - отмечаем
- Какое следующее задание мы будем выполнять? (считать карандаши) отмечаем на доске.
- Затем что мы будем делать? (выполнять задание в тетради) - отмечаем
- Какое задание будет выполнять в конце занятия? (игра «Пифагор») - отмечаем
I часть. Игровое упражнение «Играем с мячами».
- Ребята, давайте пройдем на коврик и начнём выполнять задания. Какое первое? (сосчитать все мячи)
В корзине 10 мячей. Раздаю мячи детям и предлагаю им их посчитать. Дети считают, сколько всего мячей они взяли.
Затем кладу по одному мячу из второй корзины, каждый раз пересчитывая количество мячей вместе с детьми и выясняя, как получилось новое число. (Было 10, добавили 1, получилось 11)
- Молодцы, ребята, всё правильно сосчитали! Давайте отметим на доске в графе «Дело».
.
- Ребята, а теперь какое задание мы будем выполнять? (Играть с крупой)
II часть. Игровое упражнение «Учимся измерять».
На столе 6 кубиков и банка с рисом. Спрашиваю у детей: «Как узнать, сколько здесь кубиков? (Посчитать.) Как узнать, сколько риса в банке?»
Выслушиваю ответы детей и подвожу их к выводу, что пересчитывать зернышки очень долго: «Можно измерить крупу в банке. Чем можно измерить количество крупы?»
После ответов детей кладу на стол ложку, стакан, линейку, шнурок и спрашивает: «Чем удобнее измерить крупу?» (Стаканом, ложкой.) То, чем мы что-то измеряем, называется мерой».
Предлагаю измерить крупу с помощью стакана и показываю приемы измерения. Насыпаю полный стакан крупы, обращая внимание на то, что крупа насыпана до краев стакана, и пересыпаю ее в миску. Ребенок ставит на стол кубик. По окончании измерения дети считают кубики и называют их количество. Уточняю: «Количество кубиков показывает, сколько стаканов риса в банке. В банке три стакана риса».
В ходе измерения использую слова: мерили, измерили, мера.
- Молодцы, ребята, всё правильно выполнили! Давайте отметим на доске, что второе задание мы тоже выполнили.
- А ещё Петрушка подготовил для вас весёлые упражнения. Хотите их выполнить?
Физкультминутка «Моя семья»
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
- Ребята, а теперь какое задание мы будем выполнять? (Считать карандаши)
III часть. Игровое упражнение «Составляем число».
На столе 2 стакана с карандашами: в одном стакане – 5 карандашей красного цвета, в другом – 5 карандашей синего цвета. Уточняю у детей, сколько карандашей в стаканах и какого они цвета. Затем даю ребенку задание:
Возьми один, дружочек, карандаш
Поставь его к другим пяти в стаканчик.
Теперь скажи:
Каких цветов и сколько ты отдал,
Чтоб получилось шесть, мой мальчик.
Спрашиваю: «Сколько теперь карандашей в стакане? Какого цвета карандаши? Как мы составили число шесть?» (Пять и один.)
Затем вместе с детьми обсуждаем все возможные варианты состава числа шесть. (Четыре и два, три и три, два и четыре, один и пять.) Дети, стоя на ортопедических ковриках, на столах выкладывают соответствующие пары цифр (каждая пара друг под другом). Затем называют все варианты состава числа 6.
- Молодцы, ребята, всё правильно выполнили! Давайте отметим на нашем стенде.
Ребята, а теперь какое задание мы будем выполнять? (Писать в тетради)
IV часть. Упражнение «Продолжи узор».
- Ребята, а ещё наш Петрушка просит помочь ему нарисовать очень сложный узор в тетради. Он посмотрит, как это выполните вы, и сможет сам нарисовать его. Но сначала давайте помассируем наши пальчики с помощью шарика Су Джок. (дети массируют пальцы и ладошки)
Затем дети выполняют задания в тетради, и отмечают на стенде выполнение в графе «Дело»
V часть. Ребята, наш Петрушка очень ждёт праздник Новый год и хочет, чтобы у него появилась ёлочка. Как мы ему сможем помочь? (сложить её из геометрических фигур)
_Правильно, Петрушка уже приготовил для вас игру «Пифагор».
Нужно из геометрических фигур игры «Пифагор» сложить Ёлочку. Как вы думаете, справимся? (ответы детей) А Петрушка тоже будет складывать вместе с вами. Дети складывают ёлочку, и отмечают на стенде выполнение в графе «Дело»
Рефлексия: Ребята, посмотрите, все задания мы выполнили? Давайте проанализируем и отметим на стенде, какие задания мы выполняли. (Дети отмечают в графе «Анализ» выполненные задания).
-Молодцы! Вы все сегодня старались! А теперь скажите, какое задание понравилось вам больше всего? (ответы детей)
Какие задания вы хотели бы ещё выполнить? (ответы детей)