Таисия Котлярова
Занятие по формированию целостной картины мира «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Моя семья»
Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие как появляется семья, из кого она состоит.
Задачи: 1. Закрепить у детей понятие «семья»; закрепить знания полных имен членов семьи.
2. упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к существительным прилагательные и глаголы.
3. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Предварительная работа:
1. Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2. Рассматривание семейных фотографий.
3. Наблюдение и беседы о том, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
4. Закрепление знаний пословиц о семье.
5. Чтение стихов и рассказов о семье.
6. Составление рассказов о своей семье.
Активизация словаря: семья, бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра, хозяйственная, заботливая, трудолюбивый, добрый, отзывчивый.
Обогащение словаря: телепередача, ведущий, бабулечка, дедулечка, мамочка, мамулечка, папочка, папуля, братик, сестренка, сестричка.
Оборудование: тризовский домик, изображения членов семьи (2 дедушки, 2 бабушки, мама, папа, 2 мальчика, 2 девочки, дидактическая игра на каждого ребенка «Составь портрет своей семьи», микрофон, мячик Су-Джок.
Методические приемы: создание игровой мотивации, показ, чтение художественного слова, объяснения, вопросы к детям, использование здоровьесберегающих технологий.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на съемку детской передачи «Моя семья». Вы согласны стать её участниками? Прежде чем мы начнем съемку, давайте с вами познакомимся.
Воспитатель: Ну-ка, дружно встаньте в круг,
Я – ваш друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Вы, ребятки, котятки? (нет)
Вы, ребятки, козлятки? (нет)
Вы, ребятки, котятки? (нет)
А кто вы? У вас есть имя и фамилия? (да)
- А ну-ка не молчите, скорей их назовите! (передают мячик Су-Джок)
Игра «Назови свое имя и фамилию»
Дети по цепочке передают «волшебный» мяч друг другу и называют свое имя и фамилию.
Ответы детей (меня зовут Теона Бекоева) и т. д.
Воспитатель: Ребята, там за дверью еще кто-то есть. Проходите! (Заходят мамы, здороваются). Ваши мамы также как и вы тоже хотят стать участниками телепередачи. Теперь мы познакомимся с вашими мамами. (мамы как и дети передают мяч по цепочке, называя свое имя и фамилию). А теперь все участники передачи занимайте места в студии. Приготовились? Начали.
- Добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу передачу «Моя семья» и с вами я, её ведущая, Таисия Александровна. Сегодня в нашей студии гости программы и ее участники. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, своих дорогих и близких людях.
- И так, первый вопрос участникам нашей телепередачи: «Что такое семья?»
Ответы детей.
Воспитатель: Семья – самое дорогое, что есть у человека. Семья – это любовь, взаимопонимание, радость.
Воспитатель: Молодцы, ребята, нашим телезрителям и гостям студии, думаю было интересно услышать, что такое семья.
Дети, посмотрите, на этот дом, он пустой. В нем никто не живет. Давайте заселим в этот дом семью.
- Кто самый старший в ваших семьях? (дедушка, бабушка)
Педагог показывает фигурки детям и просит заселить их в дом.
- Что можно сказать о бабушке? (хозяйственная, трудолюбивая)
- Как можно назвать бабушку ласково? (бабуля, бабулечка)
- А дедушка у вас какой? (Трудолюбивый, добрый, отзывчивый)
- А как дедушку можно назвать ласково? (дедуля, дедулечка)
Жили- были в нашем доме бабушка и дедушка. Вот мы видим начало новой семьи.
- Ребята, кто это? (папа и мама)
Педагог просит ребенка заселить их в дом.
- Как можно папу назвать ласково? (папочка, папулечка)
- Скажите, дедушка старше, а папа (младше)
- Как можно маму назвать ласково? (мамочка, мамулечка).
-Скажите мама младше, а бабушка (старше).
-Кем для вас приходятся ваши мама и папа? (родители)
- Ребята, мы заселили в наш дом маму и папу, а кого еще не хватает в доме? (детей).
Конечно, детей. Какая же семья без ребятишек?
- Кем вы приходитесь для своих родителей? (сыном и дочкой)
Воспитатель: А теперь вопрос мамам:
- Как можно назвать ласково дочку? (доченька, дочурка).
- А сына? (сыночек, сынуля).
- Ребята, а у кого из вас есть брат или сестра? Они старше или младше вас?
- Как можно назвать ласково сестру, брата? (сестричка, братишка).
- Ребята, посмотрите, у нас появилась целая семья – большая и дружная. А еще хочется, чтобы она была здоровая, а для этого нужно заниматься гимнастикой.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете членов своей семьи.
- У кого есть мама – хлопаем в ладоши,
- У кого есть папа – топаем ногами,
- У кого есть братик – поднимаем руки,
- У кого сестричка – делаем косички.
- У кого есть бабушка – делаем фонарики,
- У кого есть дедушка – хлопаем по коленям.
Воспитатель: Какие замечательные ребята! Как хорошо знают членов своей семьи. Запомните, ребята, что семья – это самые близкие, родные и дорогие друг другу люди. В каждой семье есть мужчины и женщины, девочки и мальчики. А как вы, ребята, узнаете, где девочка, а где мальчик? (Ответы детей: по одежде, по волосам, по именам). Если дети затрудняются, то помогают мамы.
- а теперь я предлагаю детям и мамам поиграть в игру «Составь портрет своей семьи»
На столах лежат конверты с комплектом картинок (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, кошка, собака). Воспитатель предлагает каждому ребенку составить из картинок портрет его семьи вместе с мамой. Далее желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье.
План рассказа:
- Меня зовут (полное имя);
- Мою маму зовут (полное имя);
- Моего папу зовут (полное имя);
- У меня есть братик (сестричка) и т. д.
Воспитатель: Спасибо большое участникам программы за такие подробные рассказы о ваших семьях. Нам было очень интересно, правда, гости студии? Сегодня мы с вами выяснили, что семья это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге, и когда вы вместе вам всем очень весело и комфортно. Я очень хочу, чтобы в ваших семьях были теплые дружеские отношения.
Завершить нашу телепередачу хочу стихотворением Марии Лангер «Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
Я благодарю всех за участие в телепередаче «Моя семья». До новых встреч.