Наталья Козина
Занятие по аппликации в средней группе детского сада «Ракеты и кометы» (приурочено ко Дню космонавтики 12 апреля)
▼ Скачать + Заказать документы
Аппликация из цветной бумаги «Ракеты и кометы» (приурочена ко Дню Космонавтики 12 апреля)
Задачи:
1. Обеспечение развития сенсомоторных координаций через активизацию разных видов восприятия (тактильного, слухового, зрительного) посредством развития навыка разрезания готовых бумажных форм на симметричные элементы, знакомства с новым способом складывания квадрата для изготовления шестилучевой звезды; закрепления навыка вырезания круга из квадрата;
Публикация «Занятие по аппликации в средней группе детского сада „Ракеты и кометы“ (приурочено ко Дню космонавтики 12 апреля)» размещена в разделах
- Аппликации. Все виды аппликации
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- День Космонавтики, 12 апреля
- День Космонавтики. Конспекты занятий, НОД к 12 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Аппликации
- Космос. Все о космосе для детей
- Ракета. Аппликации
- Ракеты и космические корабли
- Средняя группа
- Темочки
2. Развитие произвольной регуляции (формирование мышечного контроля пальцев рук) посредством закрепления навыка работы в технике обрывной аппликации при изображении «хвоста» кометы и огня из сопла ракеты.
3. Закрепление образных представлений о космосе на основе восприятия образца аппликации.
В процессе вырезания из бумаги, складывая квадрат для получения из него треугольников одинакового размера, ребенок ориентируется по опорной развернутой линии сгиба. Закрепляются понятия «разрезать по линии сгиба», посредством зрительного, слухового и тактильного восприятий. Отрабатывается навык вырезания круга из квадрата по памяти и речевой инструкции, а также обрывания углов у квадрата для получения круга. Все это способствует развитию тактильно-, зрительно- и слухомоторных координаций.
В процессе закрепления навыка работы в технике обрывной аппликации обеспечивается формирование мышечного контроля пальцев рук. Ребенку необходимо аккуратно разорвать листочки желтого и оранжевого цвета на полоски, чтобы выполнить «хвост» кометы и огонь из сопла ракеты.
В процессе рассматривания образца аппликации, анализа формы ракеты, кометы, луны и звезд, способами их изображения, при творческом подходе к составлению композиции расширяются образные представления детей о космосе.
Материалы:
Демонстрационный: готовый образец аппликации, красивый конверт с письмом.
Раздаточный:
• Листы картона черного цвета как фон (по количеству детей)
• Кисточки для клея
• Клей ПВА
• Салфетки для удаления лишнего клея
• Ножницы
• Клеенка
• Желтая, оранжевая, красная бумага для изготовления «хвоста» кометы и огня из сопла ракеты
• Прямоугольник из бумаги золотистого цвета для корпуса ракеты
• Квадраты из бумаги серебристого цвета для изготовления верхней части ракеты и крыльев ракеты
• Квадраты из бумаги бледно-желтого цвета для изготовления луны и звезд
• Квадраты из бумаги голубого цвета для изготовления иллюминатора
Музыкальный материал: звукозапись из мультфильма «Тайна третьей планеты
Предварительная работа:
• Рассматривание изображений луны и звезд на фоне ночного неба
• Рассматривание изображений с ракетами, космическими спутниками и другими аппаратами, а также различными космическими объектами (планеты, кометы, млечный путь)
• Беседа о космосе (в доступной для детей форме)
• Закрепление представлений о геометрических фигурах (прямоугольник, треугольник, круг, квадрат)
• Изображение ночного неба со звездами и кометами на занятии по рисованию
Знакомство детей с космосом, расширение их представлений о космических телах, о космонавтах происходит в течение недели апреля, на которую приходится праздник День космонавтики, поэтому вся непосредственно образовательная деятельность, в том числе и художественно-творческая, так или иначе связана с недельной темой при планировании.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель начинает с детьми беседу (как фон звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты»).
- К нам в детский сад пришло письмо от Буратино. Представляете, он решил полететь на Луну, но не знает как. В этом письме Буратино просит нас с вами, ребята, помочь ему. Уж очень он хочет поиграть на Луне. Ребята, а как вы думаете, на чем можно полететь на луну?
Воспитатель выслушивает ответы детей и если нужно поправляет или поясняет.
- Ребята, а разве все, кто хочет, могут полететь в космос на Луну?
Далее педагог вспоминает вместе с детьми, что в космос отправляются только прошедшие специальную подготовку космонавты. А чтобы стать космонавтом, нужно очень долго готовиться, тренироваться. Космонавты должны быть не только умными, сильными, смелыми, храбрыми и отважными, но и добрыми, отзывчивыми, должны уметь помогать своим товарищам, так как в космосе их подстерегает очень много опасностей.
- И все-таки, ребята, чтобы Буратино не сильно расстраивался, давайте сделаем ему в подарок красивые картины-аппликации, а когда он вырастет, сможет сам отправиться в путешествие на луну.
Основная часть.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть готовый образец и задает детям вопросы для анализа. Сначала дети подробно рассматривают изображение ракеты и отвечают на следующие вопросы:
• Из каких геометрических фигур состоит ракета?
• Какая геометрическая фигура в основе корпуса ракеты?
• На какую геометрическую фигуру похожа крыша ракеты?
• Что еще есть у ракеты?
• На какие фигуры похожи крылья ракеты?
• Какой формы иллюминатор?
Все геометрические фигуры можно обрисовать пальчиками в воздухе для закрепления представлений.
Далее дети рассматривают остальные элементы на картине (комета, луна с пятнами, звезды) и отвечают на такие вопросы:
• На какую фигуру похожа луна?
• Сколько лучей у звезд, изображенных на картине?
Выполнение ракеты.
После подробного анализа готового образца воспитатель предлагает детям сначала изобразить ракету из прямоугольника золотистого цвета. Давайте наклеим корпус ракеты на наше «ночное небо» так, как будто она летит (по диагонали).
Далее сделаем иллюминатор, для этого у квадрата голубого цвета срежем углы, чтобы получился круг. Теперь надо сделать нос у ракеты. Сделаем его из квадрата серебристого цвета. Возьмем квадрат и разрежем его на два треугольника. Дети, которым трудно сделать разрез на глаз, сгибают квадрат и разрезают его на треугольники по линии сгиба. Один треугольник надо отложить. Это будет нос ракеты. Второй треугольник надо разрезать еще на два треугольника меньше по размеру. После этого наклеим нос ракеты и крылья. Следует обратить внимание детей на различные способы присоединения крыльев к корпусу ракеты.
Теперь сделаем огонь, который вырывается из сопла ракеты. Для этого аккуратно, не торопясь, разрываем бумагу желтого, оранжевого и красного цвета на полоски и приклеиваем ниже корпуса.
Выполнение кометы
Педагог спрашивает у детей, как можно сделать комету из бумаги (на что она похожа, оперируя прошлым опытом детей, полученном на занятиях по рисованию и в процессе другой образовательной деятельности. Далее педагог уточняет, дополняет и конкретизирует варианты, предложенные детьми. Педагог показывает и поясняет последовательность изготовления 6-ти лучевой звезды для кометы. Берем квадрат бледно желтого цвета и складываем его так, чтобы получился треугольник. Далее опираясь на словесную инструкцию воспитателя, схему и показ дети выполняют шестилучевые звезды для своих работ. Педагог по мере возможностей осуществляет помощь каждому из детей. Хвост кометы выполняем методом обрывной аппликации точно также как и огонь из сопла ракеты. Далее дети дополняют свои картины другими элементами. Выполняем Луну методом обрывной аппликации. Возьмем квадрат желтого цвета и оборвем уголки у квадрата так, чтобы получился круг. В процессе наклеивания деталей аппликации как фон может звучать негромкая музыка
При вырезании деталей аппликации ребенок учится тормозить движение в задуманной точке, изменять его траекторию, что ведет к формированию произвольной регуляции. Развивается чувство симметрии, логическое мышление, закрепляются знания об основных геометрических фигурах.
Заключительная часть.
1. Физкультурная разминка «космонавты». Воспитатель предлагает детям встать со стульчиков и представить себя космонавтами, которые парят в невесомости. Движения у космонавтов плавные, медленные, как будто они плывут в воде. Выполняются поочередные поднимания ног, движения руками в стороны, наклоны корпуса вперед, стоя на одной ноге. Разминка может проходить в любом свободном пространстве группы под медленную музыку.
2. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть их работы, выставляя их на доске и рассказать желающим о своей картине. Педагог оценивает каждую работу и в первую очередь обращает внимание на то, что у ребенка получилось лучше всего. Следует обязательно похвалить каждого из воспитанников.
Последующее использование работ: педагог оформляет выставку детских работ «ракеты и кометы»
Последующая работа: выполнение детьми аппликаций на другие космические темы («инопланетянин», «космический спутник») или по творческому замыслу детей.
Выводы.
При проведении занятий по изобразительной деятельности не следует забывать и об основных санитарно-гигиенических условиях комфортности в группе : свежий воздух, проветривание, соответствующее освещение, влажная уборка, озеленение. К психологическим условиям комфортности на занятии относятся : эмоционально-положительный тон в общении, учет психического и физического здоровья ребенка, стимулирование мотивации на успешность, чередование интенсивности в обучении с релаксацией.
Главная цель, которую ставит перед собой педагог - это психологическое здоровье каждого ребенка, без которого двигаться вперед нельзя. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения личностного плана, то это отражается в его изобразительной деятельности.
Любой ребенок - это носитель огромного количества эмоций и все его беспокойство, агрессивность, неуверенность, тревога хорошо заметны педагогу по его работам. Наша задача - создать комфортную творческую среду, особый микроклимат, способствующий развитию опыта взаимодействия детей, педагога и родителей, формированию коммуникативных способностей, приобщению ребенка к миру людей, к миру вещей, к искусству.
Литература
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк. - М. : Просвещение, 1967.
Гусакова М. А. Аппликация. - М. : Просвещение, 1982.
Казакова Р. Г. Изобразительная деятельность и конструирование // Воспитание детей в средней группе детского сада. - М. : Просвещение, 1982.
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М. : Просвещение, 1980.
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М. : Педагогика, 1983.
Психолого-педагогическое сопровождение основной общеобразовательной программы «Успех». – Н. Новгород: НПЦЗПТ, 2011.
Педагогические технологии содействия развитию детей «Двенадцать месяцев». Апрель. «Путешествия по планете Земля» Учебное пособие – Н. Новгород: Нижегород. гос. архит. -строит. ун-т, 2006. - с.
Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Педагогика, 1980.
Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Просвещение, 1982.
Суховская Л. Г., Грибовская А. А. Аппликация в детском саду : Альбом. - М. : Просвещение, 1980.