Светлана Бродская
Занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Золотая Сарапуль ищет друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «Золотая Сарапуль ищет друзей»
Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива, формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «Друг», «Дружба».
2. Познакомить детей с эмоциями и качествами человека, помогающими и мешающими дружбе.
Публикация «Занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста „Золотая Сарапуль ищет друзей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
3. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.
4. Познакомить детей с правилами дружбы.
5. Продолжать знакомить ребят с многообразием игр с использованием бумажных стаканчиков.
6. Совершенствовать умение участвовать в совместной игре, работать в команде, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Материалы: ноутбук, разрезанная картинка с изображением грустной девушки, бумажные стаканчики, ленты, наклейка (туловище, глаза, нос, рот, полоски из цветной бумаги в форме радуги, фломастеры.
Ход занятия
Приветствие
Психолог: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть. У меня сегодня хорошее настроение и я хочу им поделиться с Вами, подарить вам свою улыбку. Предлагаю Вам сделать то же самое и обменяться друг с другом улыбками и поприветствовать друг друга нашей любимой игрой «Здравствуй, друг!»
Игра в парах: "Здравствуй, друг!"
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца) Ты пришел! (разводят руки в сторону) Хорошо! (обнимаются)
Психолог: Ребята, сегодня утром, собираясь на работу, просматривая письма, пришедшие на мой электронный адрес, я увидела одно интересное видеосообщение. Его мне прислала Золотая Сарапуль из своего родного города Сарапула. А вы знаете кто она такая? Легенда гласит, что однажды выдалось лето с непрекращающимися дождями, из-за чего произошел разлив всех рек. В страхе птицы, звери и люди покидали привычные места, поднимаясь все выше на холмы и горы. Тогда богатырь по имени Кама выдернул тысячелетний дуб покрепче и корнем его вспахал землю, как плугом. Появилась огромная борозда, отовсюду стекла в нее вода, дав начало полноводной реке – красавице Каме. А на высоком правом берегу поселил богатырь свою любимую дочку – волшебницу Золотую Сарапуль. В водах Камы была она рыбкой – стерлядью, на берегу же – пригожей рукодельницей. Эта легенда навсегда связана со сказом о происхождении названия города и реки Камы.
На экране ноутбука видеообращение Золотой Сарапули к детям.
Золотая Сарапуль : - Здравствуйте, дорогие дети. Меня зовут Золотая Сарапуль. Живу я на высоком берегу реки Камы и недавно увидела в интернете, что ребята из детского сада № 272 очень умные, веселые, а главное, дружные и к тому же, мне сказали, что вы знаете множество игр с бумажными стаканчиками и даже устраивали выставку поделок из них.
Я тоже большая выдумщица и великая затейница. Но, к сожалению, мало с кем мне удается поиграть и подружиться. Совсем нечасто ко мне жалуют гости, а друзей у меня и вовсе нет. Мне очень грустно и одиноко.
Ах, как бы я хотела с кем-нибудь подружиться. Ребята, у меня к Вам просьба - расскажите, пожалуйста, про свои игры, научите дружить, мириться, и найти новых друзей.
Психолог: Ребята, вот такое видеописьмо я получила и конечно же сразу подумала о вас, о самых дружных и веселых ребятах. Предлагаю всем вместе помочь Золотой Сарапули. Согласны?
Психолог: У меня есть фотография Золотой Сарапули, но она так быстро бежала по своему берегу, что споткнулась и ее настроение рассыпалось на кусочки. (Пазл из разрезных частей с грустной эмоцией). Давайте соберем кусочки фото и узнаем какое же настроение у Золотой Сарапули.
Психолог: Как Вы думаете, какое настроение у Золотой Сарапули, как догадались?
- А бывает у вас грустное настроение?
- Когда это случается?
- Что может поднять вам настроение?
Сейчас я подключу камеру и мы с вами будем в прямом эфире, чтобы Золотая Сарапуль могла нас видеть. Я думаю, ее настроение улучшится, если мы с вами научим Золотую Сарапуль играм, в которые умеем играть, расскажем про то, как мы умеем дружить и кто такие друзья.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Моё настроение» (психолог ладошками закрывает себе лицо, предлагает детям сделать то же самое, потом просит детей открыть лицо и показать выражение лица, когда вы: (психолог просит детей не только изобразить эмоцию, но и назвать ее)
— Съели шоколад.
— Попробовали лимон.
— Увидели друга.
— Мама огорчена.
— Друг подарил вам подарок.
— Вас наказали.
— Вы с друзьями играете на прогулке.
— Когда друг вам улыбнулся.
Психолог: Молодцы! Видите, какие радостные лица были у всех, когда я задавала вопросы про друзей, потому что дружба начинается с улыбки, с хорошего настроения.
Беседа с детьми.
Психолог: Как вы думаете, что такое дружба? Есть ли у вас друзья?
Дети: ответы.
Психолог: Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Друзья – это люди, с которыми нам интересно играть. Дружба – это когда, умеешь без крика и ссор договариваться, делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить, быть внимательным (заботливым) к другу, уметь посочувствовать другу. Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить.
Предлагаю Вам поиграть в игру «Склеелись».
Психолог: Давайте разделимся на пары, склеемся теми частями тела, которые я назову и выполним задание. Дети делятся на пары, склеенную часть тела обвязываю лентой.
- «Склеелись ручками» играем в игру «Рыбалка» (из бумажных стаканчиков сделаны поделки - киты, осьминоги, рыбы, акулы, дети с помощью самодельных удочек (палочки с веревочкой и крючками) ловят вместе одной рукой, которой склеелись).
- «Склеелись животиками» - собираем башню из стаканчиков перед собой.
- «Склеелись ножками» - переступаем через бумажные стаканчики, расставленные дорожкой.
Психолог: - Какие вы молодцы, я думаю Золотой Сарапули очень понравится эта игра.
- Ребята, но иногда бывает и так, что друзья ссорятся. Бывало у вас такое?
- Из-за чего возникают ссоры?
Дети: из-за игрушек, кто-то не поделился, не уступил, обзывается, дерется.
Психолог: - В дружбе, как и в игре, тоже есть правила. Предлагаю вам вспомнить о них и рассказать Золотой Сарапули, чтобы она тоже знала их и старалась соблюдать.
Какие правила Дружбы вы знаете?
(разрезанная по цветам радуга) каждый цвет приклеиваем на шаблон радуги и обсуждаем правила. Есть 7 радужных правил, которые связаны с цветами радуги.
7 секретов дружеских отношений, нарисованных цветами радуги:
1. Умей прощать и умей просить прощение (красный). Если сделал, что-то плохое по отношению к другу, признай это и извинись, не держи обиду и прости.
2. Умей делиться с другом (оранжевый)– и тогда все вокруг тоже будут делиться с тобой.
3. Помогай другим (желтый) если умеешь что-то делать – помоги другу, научи его этому. Если друг в беде – поспеши на помощь.
4. Будь честным, не обманывай (зеленый).
5. Не обижай друга понапрасну, не ссорься с друзьями, не «задирай» нос, не веди споры (голубой) .
6. Умей хранить чужие секреты (синий).
7. Чаще улыбайся, дари другу радость (фиолетовый) улыбка делает светлым все вокруг: людей, природу, нашу жизнь.
Психолог: - Ребята, какое правило Вам запомнилось больше всего? Возьмите цвет, который оно олицетворяет и обведите им свою ладошку. Давайте мы эту радугу Дружбы подарим Золотой Сарапули (дети берут фломастеры и обводят свою ладошку, закрепляя правила дружбы).
Психолог: - А сейчас я буду называть поступки людей. Если поступок хороший — хлопайте в ладоши, если плохой – стучите бумажным стаканчиком по столу.
Игра «Хорошо — плохо». - ( Психолог называет поступки: «ссориться, помогать другим, драться, мириться, здороваться при встрече, хвастаться, просить прощения, жадничать, делиться, обзываться, говорить приятные слова, быть вежливым, грубить, уступать»).
Психолог: Что Вы чувствуете, когда вам удается помириться со своим другом?
Какие способы примирения вы знаете? Давайте вспомним.
Дети: мирилки мизинчиками, улыбка.
Ритмическая разминка – «Мирилка» с бумажными стаканчиками.
А я знаю одну «Мирилку» и хочу вам ее рассказать. Мне кажется, Золотой Сарапули она тоже понравится и наверняка пригодится.
У каждого ребенка, сидящего за столом есть бумажный стаканчик.
Психолог: Я, Ты, вместе Мы – молодцы! (прохлопывается ритм и идет передача стаканчиков по кругу.)
Психолог: Ребята, иногда очень сложно в одиночку справится с трудностями и навстречу приходят друзья. Предлагаю сейчас решить одну трудную задачу сообща. Здесь бумажные стаканчики и резинка с привязанными на ней веревочками, нам нужно перенести все стаканчики со одного стола на другой и потом построить из них башню. Справимся?
Психолог: Ребята, мне снова на почту пришло сообщение от нашей затейницы и рукодельницы. Она сообщает, что поняла, что такое дружба и как нужно ею дорожить, и очень хочет станцевать вместе с нами.
Танцевальный флешмоб на экране ноутбука.
Психолог: Ну что ж, ребята, как замечательно, что мы помогли Золотой Сарапули, научили правилам дружбы, подняли ей настроение. А для того, чтобы у нее стало больше друзей и она не грустила, предлагаю ей сделать из бумажных стаканчиков друзей, сфотографировать и послать их в ее родной город. (На столе белые бумажные стаканчики, наклейки - глаза, рот, нос будущих человечков, под музыкальное сопровождение «Ты и я – мы с тобой друзья» из мультфильма Барбоскины дети клеят части будущих человечков).
Психолог: Какие вы молодцы, я горжусь вами ребята. Вы знаете, что такое дружба, как постараться сохранить ее, не обидев друга. А если и случится ссора, то знаете правила примирения. И в заключении, давайте возьмемся все за руки, я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «Да-да-да» или «Нет-нет-нет». Попробуем?
Будем крепко мы дружить? Да-да-да!
Нашей дружбой дорожить? Да-да-да!
Мы научились играть? Да-да-да!
Другу будем помогать? Да-да-да!
Друга нужно разозлить? Нет-нет-нет!
А улыбку подарить? Да-да-да!
Друга стоит обижать? Нет-нет-нет!
Ну а споры разрешать? Да-да-да!
Чай с друзьями будем пить? Да-да-да!
Будем крепко мы дружить? Да-да-да!
Обратная связь.
- Что вам больше всего понравилось?
- Что вы чувствовали, когда вместе сообща выполняли разные задания?
- Что помогало Вам выполнять задания?
- Что можно посоветовать сделать тому, кто грустит или сердится?
- С каким настроением вы возвращаетесь в группу?