Наталья Бабакина
Конспект занятия педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада
Цель: Помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду :
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- формирование доверительного отношения к воспитателю;
Публикация «Конспект занятия педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- развитие внимания, речи, восприятия, воображения.
2. Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период.
3. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Формы и методы работы:
1. Методы игровой терапии:
2. Психогимнастика и пластическое рисование;
3. Арттерапия:
- музыкальная;
- элементы двигательной терапии;
- элементы телесной терапии.
4. Релаксационный метод.
Ожидаемые результаты:
1. В эмоциональной сфере:
- снимается эмоциональное и мышечное напряжение;
- снижается тревожность, дети более спокойны, менее агрессивны;
- снижается импульсивность, излишняя двигательная активность;
2. В сфере общения:
- дети начинают обращать внимание на эмоциональное состояние друг друга, могут пожалеть плачущего;
- дети приобретают навыки взаимодействия друг с другом;
- дети могут устанавливать контакт друг с другом;
3. В общем развитии детей:
- совершенствуется крупная и мелкая моторика;
- улучшается координация движений;
- развивается чувство ритма;
- развивается воображение, восприятие, речь, внимание.
4. В сфере общения со взрослым (воспитателем) :
- у детей формируется доверительное отношение к воспитателю, умение слышать и выполнять просьбы взрослого, реагировать на них адекватно.
Механизмы отслеживание результатов: Заключительное диагностическое занятие.
Перед проведением цикла развивающих занятий проводиться диагностика в форме наблюдения за особенностями поведения детей в период адаптации.
Комплекс занятий рассчитан на детей раннего и младшего дошкольного возраста, он состоит из 10 занятий, последнее из которых является диагностическим. Продолжительность занятий первого цикла 15-20 минут, проводятся 2 раза в неделю. Занятия проводятся в первой половине дня. Занятия проводятся в группе с обязательным активным участием воспитателя! Занятия могут изменяться, дополняться новыми упражнениями и творческими заданиями, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Большой объем музыкального материала, который возможно использовать не только на данных занятиях, но и в различных жизненных ситуациях малыша в саду, представлен в приложении.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
1. Вводная часть – игры, упражнения, направленные на положительное отношение к занятию, ведущему, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой. (3-5 мин.)
2. Музыкальнотерапевтические техники, игры, упражнения, сказки, инсценировки. (7-10 мин.)
3. Релаксационный тренинг – техники, снижающие психо–мышечное напряжение. (3 мин)
4. Прощание – отработка механизмов расставания (2 мин.)
«СКАЗОЧНОЕ МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель занятия :
1. Создание положительной эмоциональной атмосферы в группе
2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения
3. Снижение импульсивности и излишней двигательной активности
4. Развитие координации движений, мелкой моторики, умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста
5. Развитие коммуникативных навыков
6. Развитие воображения, расширение словарного запаса
Оборудование: колокольчик, квадрат из бумаги, 30 рыбок красных и желтых, красная и желтая коробочки, изображения медузы, морской звезды, рыбы, кита, музыкальный проигрыватель, записи.
Ход занятия:
1. Психолог звенит в колокольчик и приглашает ребят поиграть:
Динь-дон, динь-дон
Слышишь звон?
Иди скорей сюда,
Начинается игра!
2. Кораблик.
Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие, а поплывем мы с вами на волшебном кораблике. Смотрите, сейчас этот лист бумаги превратится в корабль. (складывает корабль)
По волнам плывет бесстрашно
Наш корабль под названием отважный!
3. Дыхательное упражнение
Чтобы наш кораблик поплыл нужен ветер. Давайте изобразим легкий ветерок. (дети дуют на звук [ш])
Вот и поплыл наш кораблик по волнам.
А сейчас подул сильный ветер (дуют сильнее[с])
А теперь легкий, слабый.
А сейчас снова сильный.
Кораблик поплыл быстрее фонограмма «Звук моря»
4. Знакомство с подводным миром.
(дети рассматривают картинки изображающие медузу, рыб, морскую звезду, кита, необходимо коротко и доступно рассказать об этих животных)
5. Пластическое рисование «Матросы и медузы»
(четыре восьмерки дети изображают игрушечных марширующих матросов, следующие четыре восьмерки – они медузы, т. е. ручки и ножки абсолютно расслаблены, как «тряпочки»).
Упражнение за счет поочередности «сжатия» и расслабления мышц позволяет снять мышечное напряжение. фонограмма «Матросы и медузы»
6. Игра «Рыба»
В подводном царстве живут рыбы, большие и маленькие. А люди которые ловят рыбу называются рыбаки. Представьте, что мы рыбаки и наловили много рыбы, а теперь нам надо положить красную рыбу в красную коробочку, а желтую рыбу в желтую.
(на полу вырезанные из бумаги рыбы) И. С. Бах «Прелюдия №1»
7. Подвижная игра «Сети»
А сейчас представьте, что вы маленькие рыбки, а (воспитатель) – рыбак, руки которого - сети, тот, кого рыбак поймает, берется с ним за руки и ловит вместе с ним других рыбок. любая подвижная композиция.
8. Звуки кита.
В море есть большой подводный житель – кит, он просто огромен! И он издает очень интересные звуки. (слушают)
Может быть, так мама китиха подзывает своих маленьких китят?
Давайте послушаем колыбельную мамы китихи своим деткам.
Сейчас мы превратимся в морские звезды (дети ложатся на ковер, раскинув руки и ноги, психолог проверяет расслабленность, приподнимая руку ребенка) и со дна морского послушаем эту колыбельную. Закройте глазки. фонограмма
«Звук кита»
9. Релаксационное слушание. П. Уинтер «Колыбельная матушки китихи»
10. Ритуал прощания
В хороводе, беремся за руки, поднимая вверх, поем «до», вниз –«сви», вверх –«да»,вниз –«ни», вверх – «я», поклон)