Галина Панина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Кто где живет и почему» в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в логопедической группе
Занятие (НОД) по ознакомлению с окружающим миром
«Кто, где живет и почему» в логопедической группе
Образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Цель: формирование положительного экологического отношения, чувства любви к природе – источнику всего живого на планете Земля.
Задачи.
Создать условия:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Кто где живет и почему“ в логопедической группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• для обобщения представлений детей о приспособленности животных к разным средам обитания, которое проявляется во внешнем виде животных и особенностях их жизнедеятельности (питании, движении, способах добывания пищи, защите от врагов, выращивании потомства и т. д.);
• для установления дошкольниками причинно-следственных связей, высказывания собственных суждений, умения доказывать мысль;
• для развития любознательности, стремления не нарушать сложившееся в природе связи;
• для развития опытно-экспериментальной деятельности детей;
• для развития коммуникативных навыков и качеств, правильно оформленной грамматической речи, правильного речевого дыхания;
• для развития образного творческого мышления при составлении небольших рассказов по мнемическим схемам-алгоритмам.
Предварительная работа. Серия наблюдений за животными, сезонные экскурсии, рассматривание иллюстраций, дидактических картин, репродукций картин известных художников, чтение художественной литературы, составление описательных и сравнительных рассказов о природе.
Оборудование. На доске панно-картина, изображающая среду обитания животных, заведомо перепутанных, создавая проблемную ситуацию, составленная из плоскостных фигур: медведь летит, заяц сидит на дереве, белка под водой, рыбы на дереве (демонстрационный материал).
Мнемические карточки-схемы по составлению описательных рассказов о животных, по каждому виду животных - 4 карточки (раздаточный материал)
Ход занятия
1. Мотивация: помочь Незнайке узнать о животных, их среде обитания, существования, питания – стать Знайкой.
Воспитатель. К нам приходил Незнайка (игровой персонаж). Он говорил, что знает, кто такие животные и где они живут. Я попросила Незнайку поселить животных туда, где им хорошо и удобно жить. Посмотрите на панно-картину! Что сделал Незнайка? Правильно ли? Почему нет? Давайте разберемся. (Дети рассматривают изображения и вместе с воспитателем переносят животных в близкую им среду обитания, аргументируя).
2 часть
Воспитатель. Где живут рыбы? Почему они не могут жить на деревьях?
Дети. Там нет воды, у рыб нет когтей, пушистого хвоста и т. п.
Воспитатель. Как рыбы приспособлены для жизни в воде? (плавают, имеют овальную форму тела, покрыты чешуей, дышат растворенным в воде воздухом при помощи жабр и т. п.). Давайте разместим рыб правильно и проведем опыт.
Опытная деятельность. Возьмем два стакана воды: в одной вода с кислородом (пузырьками, а другая грязная, мутная. Как вы думаете, в какой воде сможет жить рыба и почему? А в какой нет и почему?
Эксперимент. Можно ли очистить грязную воду фильтром?
Воспитатель. А как же быть со зверями? Посмотрите, куда Незнайка их поселил – в воздух и под воду. …Где живут эти звери?
Почему белка не может жить под водой и почему? Куда её надо поселить? Почему белке удобно жить на сосне, елке?
Дети. Объяснения детей о строении лап белки, наличии когтей, хвоста-руля, окраске шерсти, особенностях растительного питания.
3. Познавательно-речевая творческая деятельность детей.
Составление рассказа детей об особенностях зверей по схемам.
Рассказ детей о рыбах.
Ксюша П. : «Тело рыбы покрыто чешуёй, у них есть жабры, тело овальной формы, глаза, плавники, хвост, чтобы плавать. Размножаются из икры или живородящие.
Рассказ детей о зверях по схемам.
Рассказ Дианы и Славы: «У медведя тело покрыто шерстью, есть пасть, 4 лапы, Мама кормит детёнышей молоком.
Физминутка
Давайте с вами встанем в круг и поиграем в игру «Хитрая лиса». А кому быть водящим мы узнаем с помощью считалки. Раз, два, три…Усложнение «Узнай по голосу», «Мы знаем 5 видов животных: белка, лиса, заяц, медведь, волк» и также о птицах, рыбах.
Воспитатель. Звери есть… Рыбы есть… А кого нет? (Насекомых и птиц.) Где живут птицы? Почему они не могут жить под водой? (Дети объясняют). Как птицы приспособились, чтобы жить в воздухе и на земле? Почему у птиц рот-клюв? Почему у них тело покрыто перьями? (Дети рассказывают об особенностях строения и поведения птиц по схеме.)
Воспитатель. Осталось расселить насекомых. У нас тут кузнечик, стрекоза, божья коровка, бабочка. … Подумаем, кто, где живет? Давайте, расскажем об особенностях насекомых по схеме. (Дети рассказывают по схеме: тело насекомого покрыто хитиновым покровом. У насекомых шесть лапок. Тело состоит из трех частей. Размножаются личинками….)
Ребята, скажите бабочка летает или порхает? И почему? Давайте проведем опыт с бабочкой.
Опыт –игра с бабочкой. Возьмем бабочку на ниточке и подуем сначала легко, затем сильнее и сильно. Какой можно сделать вывод?
Дети. Бабочка порхает по направлению ветра, в зависимости от силы ветра.
Физкультминутка. Давайте с вами встанем в круг игра «Стрекоза»
Вот какая стрекоза - очень круглые глаза.
Крылья быстро разверни,
Круг наш мигом облети.
Вертишься, как вертолёт:
Вправо, влево, взад, вперёд.
Стреко – стреко – стрекоза - изумрудные глаза.
Ты немного отдохни,
На полянке посиди.
Итог.
Воспитатель. Со всеми заданиями вы справились отлично и стали… Знайками.
Рефлексия. Что вам понравилось больше всего? И почему? Молодцы!
Что было трудным. Кто тебе помог? Кому помог ты?
Фотоматериалы к занятию
Незнайка всех обитателей природы расселил неправильно – рыбы оказались в воздухе, птицы, звери – в воде!
Опыт по очистке грязной воды фильтрами. Живые организмы могут жить в чистой воде!
В логопедической группе детям нравится составлять описательные рассказы по схемам – мотивация к успеху - налицо!
Мнемосхема к составлению описательного рассказа «Рыбы»
Мнемосхема к составлению описательного рассказа «Звери»
Мнемосхема к составлению описательного рассказа «Насекомые»
Мнемосхема к составлению описательного рассказа «Птицы»