Забирова Татьяна
Презентация «Россия в ситцевом убранстве» или как соединить мифы Греции и картины русского художника Исаака Левитана
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по изобразительному искусству для родителей
«Россия в ситцевом убранстве»
Тема: «Россия в ситцевом убранстве»
Педагог: Забирова Татьяна Алексеевна ПДО высшей категории
Состав обучающихся: школьники 9 – 13 лет
Цели и задачи:
Образовательные:
Обобщить знания учащихся о мифологии древней Греции. Закрепить навыки и умения работы с тонированной бумагой.
Развивающие:
Развить наблюдательность, внимание и умение видеть красоту в окружающем мире.
Воспитательные:
Публикация «Презентация „Россия в ситцевом убранстве“ или как соединить мифы Греции и картины русского художника Исаака Левитана» размещена в разделах
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
Воспитать чувство патриотизма и гордость за российских художников.
Методы и приемы: информационно - рецептивный, репродуктивный, беседа
Тип занятия: итоговое
Предварительная работа
Занятия на тему: «Эллада» (лепка – пластилин – круглая скульптура)
Используемая литература
- Мифы Древней Греции Н. А. Кун Герои Эллады Москва ОЛМА Медиа Групп 2014
- Мифы Древней Греции Н. А. Кун Олимпийские боги Москва ОЛМА Медиа Групп 2014
- Мифы Древней Греции Н. А. Кун Боги, дети богов Москва ОЛМА Медиа Групп 2014
- Мифы Древней Греции Н. А. Кун Персей и Геракл Москва ОЛМА Медиа Групп 2014
- Детский музей Русская живопись Левитан Русское энциклопедическое товарищество Москва 2003
- Энциклопедия живописи для детей Валентина Бялик Пейзаж Белый Город Москва 2001
- Очарованье русского пейзажа Сказки о художниках Белый Город Воскресный день
Материалы и оборудование:
- декорация к уроку: работы детей выполненные на предыдущих занятиях
- тонированная бумага (упаковочная, гуашь, кисть №5, баночка с водой
- интерактивная доска
- слайды «Летний сад» (Санкт-Петербург)
- слайды «Боги и герои Эллады» детских работ
- слайды с пейзажами И. И. Левитана
- магнитофон для музыкального сопровождения
- диск «Vangelis»
1. Введение
- Организационный момент
- Прогулка по Летнему саду
Педагог: … Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой
Слегка за шалости бранил
И в летний сад его водил…
Так поэт А. С. Пушкин описывает детство главного героя из произведения «Евгений Онегин». Что же это за Летний сад?
Приобщая русских людей к античной мифологии, император Пётр I использовал разные способы, в том числе и такие наглядные как сады. По его мнению, они должны были носить просветительский характер и поэтому первый петербургский сад, Летний, стал своего рода академией, где получали азы европейского образования. Аллеи и дорожки сада украсили статуи – копии античных оригиналов. Гости императора бродили по дорожкам, читали названия статуй и пытались понять их смысл!
Сейчас мы с Вами пройдемся по аллее Летнего сада, попробуем узнать и вспомнить знакомых нам греческих персонажей!
Вот и первая скульптура! Давайте прочтё м надпись: «Амур и Психея»…
(«Нимфа летнего сада», «Артемида», «Нюкта», «Мир и Победа»)
2. Основная часть
- Прогулка по Осеннему саду
(Осенний парк в миниатюре - Скульптуры детей по греческой мифологии сделанные на предыдущих занятиях)
Педагог: Нас с ребятами так вдохновил Летний сад, что мы решили создать свой Осенний сад, где наши дорожки также украсили античные статуи. Приглашаю Вас на прогулку по нашему саду, а Вы попробуйте здесь узнать знакомых Вам богов и героев древней Эллады!
(На интерактивной доске идут слайды с детскими скульптурами. Показ сопровождается загадками и вопросами, ребята их отгадывают)
- Прогулка по картинам Исаака Левитана
Педагог: Ой, наши дорожки закончились, посмотрите, не далеко стоит красивый терем-теремок! Давайте заглянем в него! (Педагог показывает фотографию Третьяковской галереи) Может Вам уже знаком этот теремок? (Ответы детей) Да это же Третьяковская галерея! Какие здесь огромные и просторные залы, а какие красивые и чудесные картины! Приглашаю Вас совершить прогулку по залам Третьяковской галереи.
(На интерактивной доске демонстрируются репродукции картин И. И. Левитана, дети сопровождают картины заранее выученным текстом, после каждой репродукции педагог акцентирует внимание: «Ребята, давайте внимательно прочитаем имя автора этого полотна!», дети дружно читают: «Исаак Ильич Левитан»)
- «Золотая осень»
Лес, точно терем расписной,-
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
В тоскливой и слякотной российской осени есть несколько ярких солнечных дней, когда природа превращается в волшебную сказку. В такие дни деревья кажутся покрытыми сверкающими драгоценностями. И притихает непоседливый ветер, отложив на время свои игры с листвой.
- «Осень. Усадьба»
В заброшенном парке поселилась осень. Земля устлана ковром из начинающих гнить листвы. Деревья стоят обнажёнными, замёрзшими и вымокшими под нескончаемыми осенними дождями. А небо, забывшее обо всех красках за исключением серой, в любой момент готово выплеснуть на землю новую порцию холодных противных капель.
Усадьба кажется заброшенной. Наверное, её хозяева уехали в город, чтобы провести там слякотную осень и морозную зиму. А может, кто-то ещё остался здесь, но присутствие людей не в силах оживить этот стареющий мир, в котором единственными звуками являются шум дождя да тихий шёпот ветра.
- «Последний луч»
Осина считается сорным деревом. Тоненькие деревца с горькой корой и мелкими дрожащими листочками вырастают на месте погибших лесных великанов после вырубок или пожаров. Ни красоты, ни пользы люди в них не видят и называют осиновые заросли «чернолесьем».
Последний луч послало солнце на землю. Это был тяжёлый, низкий луч цвета старого золота, сплавленного с медью. Серые стволы деревьев покрылись светящимися рыжими пятнами. Листья и ветви тончайшим чёрным кружевом нарисовались на светлом небе. Влажный сумрак прилёг у корней осин.
- «Сумерки. Луна»
Сумерки – пограничное состояние между днём и ночью. Это удивительное время, когда даже самые обычные предметы становятся вдруг таинственными, как будто принадлежащими другому миру.
Медленно плывёт по небу луна – величественная владычица ночи. Однако она ещё не полностью вступила в свои права, поэтому неясно и зыбко её отражение в речной воде.
- «Осенний день. Сокольники»
Смеркается. Мелкий затяжной дождь недавно кончился, но скоро снова зарядит и, наверное, будет лить уже всю ночь. Густая трава покрыта холодными каплями, в ней застряли сухие листья. У корней деревьев подрагивает синяя дымка. Молоденькие рябинки стоят вдоль дороги зажжёнными семи свечниками, их неяркая листва озаряет всё вокруг слабым водянистым светом, напоминающим и о золоте, и о ночных призраках. Наверху, над парком, воздух сгустился, превратившись в белые пухлые облака, в мутной влаге которых купаются растрёпанные вершины сосен. Одинокая фигурка женщины, торопливо проходящая по сырой аллее, заставляет зрителя ещё острее почувствовать неприютность осеннего парка.
- «Осень. Река»
Любимым временем года русского живописца всегда была осень, о ней он написал около 100 полотен. Одна из знаменитых осенних картин Исаака Левитана – «Осень. Река». Осень в медно-золотистом одеянии, предзимнее солнце едва заметно греет землю. В желтеющей, увядающей траве уже чувствуется печаль прощальных дней. Стоящие березки одеты в желтые, уже наполовину опавшие листья. Деревья справа красуются в роскошном, красноватом одеянии и в пышном желтом убранстве. Сквозь них можно заметить еще зеленые деревья, которые до последнего сопротивляются холодной зиме и увяданию. За лугом, тянется холодная синяя река. Неподвижная гладь реки отражает голубое небо с белыми пушистыми облаками.
Пейзаж Левитана «Осень. Река» изображает самое поэтическое из всех времен года. Глядя на картину, вспоминаются стихи Александра Сергеевича Пушкина, который так же, как и Левитан, превозносил осень.
- «Под Звенигородом»
Из "Евгения Онегина" А. С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Беседа с детьми
Педагог: Ребята, все эти прекрасные полотна принадлежат великому русскому пейзажисту Исааку Ильичу Левитану. Красиво! Но почему-то я не увидела на полотнах Левитана ни одной греческой статуи? Почему? Почему художник не стал украшать свои картины скульптурами? ( Ответы детей:
- потому, что И. Левитан хотел писать только русское, он любил Россию;
- его картины красивые и без скульптур;
- потому, что он художник пейзажист;
- скульптуры это аллегория, а Исаак Левитан писал всё реальное, настоящее)
Педагог: Было время, когда считалось, что природы, вызывающей восхищение, в России не существует. Есть некая безликая и бесформенная масса, которой нужно придать определённый шикарный вид. Ценились: яркий солнечный свет, синее покрывало моря, изящные изгибы гор. Левитан же избегал изображать внешние эффектные места. На его полотнах бедные перелески, поля, взлелеянные чужими руками, только небо, которое сам художник назвал ситцевым. Никакого бархата, ни кусочка парчи. Россия в ситцевом убранстве. Исаак Ильич Левитан наполнил бедный Российский пейзаж чувствами, и теперь уже никто в мире не мог отвернуться от средней России – у неё появилось лицо!
3. Сообщение темы
Педагог: Слякотная, грязная, холодная природа в ноябре. Я Вам и тонированную бумагу приготовила серо-жёлтую упаковочную. Невзрачная. Ваша задача изобразить уголок нашей Российской природы именно в самом грустном месяце ноябре, когда дни стоят хмурые, серые, ночи длинные, деревья и кусты голые, вокруг черным-черно! Но нарисовать нужно красиво, живописно, уютно! Как? Догадайтесь, какие явления природы могут оживить грустный месяц, что придумал человек, что бы украсить свои сады, парки, улицы, города? Как природа умеет украшать сама себя?
3. Практическая часть
(Дети на мольбертах приступают к работе, педагог напоминает, что нужно вспомнить правила работы на тонированной бумаге (фон не закрашиваем, его используем в работе, звучит спокойная музыка)
4. Итог
h4][/h4]