Буянова Елена. ТРИЗ педагог
Мелкая моторика и речь. Развенчиваем мифы
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомо?
"Для развития речи полезно развивать мелкую моторику". Ведь "зоны, отвечающие за движения пальцев рук и артикуляцию, в коре головного мозга находятся рядом".
Этот миф гуляет именно по просторам бывшего СССР, остальной мир теория о пользе развития мелкой моторики не сильно заботит.
Когда миф возник, серьезных исследований, подтверждающих прямую связь между развитием соседних областей головного мозга, не проводилось.
Публикация «Мелкая моторика и речь, Развенчиваем мифы» размещена в разделах
Заглянем в книжку: "15 мифов о развитии речи" О. Ефимова и В. Ефимовой. Всё началось с исследования М. Кольцовой в Доме ребенка в 70-х годах. Разделили малышей на 3 группы - первая группа сидела в манеже, вторая - ползала сама по себе, третья - занималась с преподавателями: играли с пирамидками, нанизывали бусинки и прочее тому подобное.
Самый большой прорыв в речи продемонстрировала третья группа. Сделали вывод: помогла мелкая моторика. Но вот вопрос: только ли она?
Еще одно исследование. Позже. В 2001 году. Дом ребенка. Все дети с полутора лет едят сами ложкой, с 2.5 лет сами одеваются, у них много игрушек на развитие мелкой моторики, но до 3 лет они практически не говорят. Среди "домашних детей" некоторые и в 6 лет не могут одеться самостоятельно, но при этом говорят в среднем уже лет с 2-х!
И, кстати, а как насчет того, чтобы вспомнить Ника Вуйчича? С речью и ораторским искусством у него все в порядке, верно!
Потом ученые нашли ответ. Прорыв в речи третьей группы был из-за того, что 1. - с ними больше всего общались; 2. - потому что дети до этого пирамидки и сортировки не видели, а новая деятельность для мозга требует построения новых связей. То есть мелкая моторика безусловно важна, но ее одной не достаточно для развития речи.
Что же еще есть на эту тему интересного? Посмотрите информацию у логопеда Веры Садовской про моторное планирование.