Екатерина Плотникова
Конспект занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и рисованию в средней группе «Мой веселый мяч»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и рисованию в средней группе
Тема: «Мой веселый мяч»
Программное содержание:
Вызвать у детей интерес к разным видам монологической речи (описанию).
Учить описывать разноцветные мячи по образцу воспитателя, отображая главное содержание объекта.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и рисованию в средней группе „Мой веселый мяч“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мяч, мячик
- Мяч. Рисование
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, с особенностями мячей предназначенных для спортивных игр.
Обогащать словарь детей прилагательными, упражнять в произнесении звука «с». Ввести в активный словарь слова: насос, Познакомить с происхождением слова «мяч».
Закрепить знания о круглой и овальной форме, умение ориентироваться на плоскости листа.
Совершенствовать умение рисовать и раскрашивать предмет круглой формы.
Развивать творческое воображение, мелкую мускулатуру рук.
Уточнить знания детей о правилах безопасности при игре с мячом.
Воспитывать потребность ребенка получать новую информацию о знакомых предметах.
Оборудование:
Мячи.
Насос.
Картинка (демонстрационная) с изображением нескольких пар одинаковых мячей.
Картинка (демонстрационная) с изображением мяча для регби среди круглых мячей.
Картинка-символ «Насос» для дифференциации звука «с».
Зеленые листы бумаги с разметкой футбольного поля, вырезанные из картона футбольные мячи.
Листы бумаги для рисования разного размера.
Палитра с гуашевыми красками.
Оборудование для рисования, ножницы.
1
Предварительная работа:
Наблюдение за мячом и его свойствами.
Загадывание загадок, чтение стихотворений о мяче.
Ход занятия:
Ребята, закончите фразу:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку … (мячик)
Эти строчки знакомы вам с ясельной группы. Ребята, а вы знаете, откуда взялся мяч? Каким он был? Кто придумал в него играть?
Сегодня вы узнаете историю появления мяча.
Беседа «История появления мяча»
Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек. В некоторых странах мяч не только любили, но и. уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. Небольшие мячи использовали для игр руками, а большими мячами играли ногами, в игры типа футбола.
Д/упр. «Найди два одинаковых мяча»
Побуждать детей не показывать одинаковые мячи, а описывать их словами.
В нашей стране мячи были разные. В старые времена дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились даже сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка. Кстати, происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч — это мягкий шар. У девушек была любимая песенка-частушка:
2
Пущу мякчик по дорожке,
Пущая мякчик катится.
Физкультминутка «Мячики»
Девочки и мальчики прыгают, как мячики,
Ручками хлопают,
Ножками топают,
Глазками моргают,
После отдыхают.
С тех пор наизобретали много мячей! Тряпичных, войлочных, каменных, деревянных. Мячи набивали перьями, песком, фисташковыми зёрнами. Играть в них считали страшно полезным делом. Один врач всем больным вместо лекарств прописывал игру в мяч. А погоняй-ка такой, каменный! Или с песком. Тяжеловатые мячи.
Позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Надувают мячи специальным приспособлением. Вот, взгляните. Это насос. Повторите это слово и запомните его.
Д/упр. «Насос»
Будем накачивать мяч воздухом с помощью насоса. Воздух выходит из насоса и свистит «ссссс». (Показ картинки-символа «Насос»).
Современные мячи делают из самых разных материалов. Зато форма у мяча всегда одинаковая. Какой формы мяч? Круглый. С одним только исключением. Мяч для игры регби. Взгляните не него. Какой он формы? Овальной формы (как дыня). Но не потому, что этого требует игра. Просто так получилось.
Д/упр. «Найди мяч для регби»
Побуждать детей аргументировать, почему они решили, что именно этот мяч предназначен для игры в регби.
3
Послушайте, о чем мечтает каждый мяч.
Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу.
Смирно лежать я никак не хочу.
Играть с мячами весело и интересно. Но даже от таких игр бывают неприятности, если забывать правила безопасности.
1. Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему? Мяч может их разбить.
2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему? Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!
3. Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему? Это испортит мяч.
Для детских игр подойдут любые мячи. А вот для каждой спортивной игры существует свой мяч, особенный.
- Мы уже знаем, что этот овальный мяч, необходим для игры … В регби.
- А знаете ли вы для какой игры нужен этот мяч? Для игры в футбол.
- Знаком ли вам этот мяч? Он предназначен для игры в баскетбол. В этой игре мяч нужно забросить в высоко висящую корзину.
- А знаете ли вы, для какой игры нужен этот мяч? Для игры в теннис.
- Может быть кто-то видел такой мяч, и знает для какой игры он предназначен? Этот мяч для игры в волейбол.
В этой игре нужно перебрасывать мяч через натянутую сетку.
Мы с вами поиграем в волейбол и футбол во время прогулки, а сейчас потренируемся в игре «Мяч на поле». Перед вами лежат листы зеленой бумаги с нарисованным полем для игры в футбол. Возьмите в руки вырезанный из картона мяч, внимательно слушайте и выполняйте задания:
4
Дидактическая игра «Мяч на поле».
Положите мяч в центр поля.
Мяч отправляется в левый верхний угол.
Гол! Мяч в правых воротах.
Положите мяч в центр поля.
Мяч в правом нижнем углу.
Мяч в правом верхнем углу.
Гол! Мяч в левых воротах.
Мяч в левом нижнем углу.
Ребята, вы узнали сегодня что-нибудь новое, чего раньше не знали.
Тогда вы сможете сыграть в игру «Мяч передавай, что узнал – называй».
Д/ и «Мяч передавай, что узнал – называй»
Дети в быстром темпе передают мяч из рук в руки под музыку. Тот ребенок, в чьих руках остался мяч, когда прекратилась музыка (убрать звук, говорит, что нового узнал он про мячи.
А сейчас давайте нарисуем мячи. Каждый из вас подумает, какой мяч он хочет нарисовать : большой или маленький, одноцветный или разноцветный, а может мяч для спортивной игры. Закройте глаза и представьте себе свой мяч.
Нарисуем мы мячи разного цвета,
Яркого, красивого,
Желтого и синего,
Зеленого, красного,
Пестрого, разного.
Маленькие и большие,
Спортивные и игровые.
Дайте свободу воображению и создайте свой чудо – мяч.
Рисование «Мяч»
После того, как краска высохнет (в течение второго занятия в спортивном зале, детям предлагается вырезать свой мяч
5
ножницами по контуру, а на обратной стороне воспитатель записывает составленные детьми описательные рассказы о своем мяче.
Составление описательных рассказов о мячах
Давайте расскажем о мячах, которые нарисовали. В начале рассказа надо сказать, что именно вы нарисовали. Далее сказать, какой формы мяч, какого размера, назвать его цвет. Рассказать, чем вам нравится именно такой мяч, как можно с ним играть.
Ребята. Постарайтесь, чтобы в ваших рассказах было больше красивых слов. Тогда ваш рассказ будет интересным. Я запишу ваши рассказы на обратной стороне рисунка и устроим выставку рисунков и рассказов под названием «Мой веселый, яркий мяч».
Загадки о мяче:
Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
Хоть надут он всегда -
С ним не скучно никогда.
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
Лежу, забившись в уголок,
Пока сидишь ты с книгою.
Когда же кончится урок,
И я с тобой попрыгаю.
Я разноцветен и упруг,
Хоть не живой, а все же друг.
Его пинают,
А он не плачет!
Его бросают -
Назад скачет.
Упадёт - подскачет,
Ударишь - не плачет.
Круглый, гладкий и пузатый,
Больно бьют его ребята.
Стукнешь о стенку -
А я отскочу. Бросишь на землю -
А я подскочу.
Я из ладоней В ладони лечу -
Смирно лежать
Я никак не хочу.
Дополнительная информация о мячах:
В Африке на берегу реки Нил с незапамятных времён живут жуки-скарабеи. Те, что скатывают земляные шарики. Может, у скарабеев за 5 тысяч лет до нашей эры люди научились лепить шары из нильского ила?
Однажды, две тысячи лет тому назад, в Риме случилось вот что. Учитель гимнастики, звали его Атциус, проходя мимо мясной лавки, обратил внимание на огромный бычий пузырь. Надутый воздухом и перевязанный верёвкой, он висел над входной дверью – для красоты. Ветер трепал пузырь и стукал его об стенку, а он отскакивал! Ударялся и отскакивал!
“Идея!” - должно быть, подумал Атциус, купил пузырь, обшил его дома чехлом из кожи, и получился мяч – лёгкий и прыгучий!
“Мяч” - по-английски “бол”, “ступня” - “фут”. Сложишь “фут”+”бол” получается “ножной мяч”. А баскетбол своему названию обязан… корзине из-под персиков. Именно её приспособил для первого на планете баскетбольного матча изобретатель этой игры американец Джеймс Нейсмит. “Бол” - мяч надо было забросить в “бас кет” - что в переводе с английского значит – корзина!
В развалинах древних индейских городов на Юкатанском полуострове Центральной Америки обнаружены площадки для игры в мяч. Индейцы считали мяч символом Солнца и Луны. Поэтому во многих играх его даже руками не касались. А только ракетками.