Елена Полякова
Внеклассное занятие для детей младшего школьного возраста «Братья наши меньшие»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания Краснодарского края "Краснодарский социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних"
Занятие для детей младшего школьного возраста
по нравственному воспитанию
на тему: «Братья наши меньшие».
Разработчик: воспитатель отделения диагностики
и социальной реабилитации Полякова Е. Г.
г. Краснодар
2015
Занятие на тему : «Братья наши меньшие.»
Цель: обеспечение всестороннего и гармонического развития воспитанников, формирование нравственных чувств.
Публикация «Внеклассное занятие для детей младшего школьного возраста „Братья наши меньшие“» размещена в разделах
Задачи:
Воспитательная: воспитание у учащихся доброты, чуткости, внимания и уважения, формирование уважительного отношения к миру животных;
Обучающая: расширение кругозора детей.
Развивающая: развитие познавательного интереса, внушение детям симпатии к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам;
Оборудование и материал: мультимедийная презентация, рисунки и фотографии домашних животных, выставка книг «Мир животных», конверты и карточки с разрезными картинками животных, маска кошки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Звучит песня «Человек собаке друг» из мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса».
Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии. Сегодня мы будем говорить о тех, кто просто живет рядом с нами и своим присутствием приносит счастье и радость в наши дома.
- О ком, догадайтесь, пожалуйста, сами. Посмотрите на выставку рисунков, книги, слова на карточках. Определите тему сегодняшнего мероприятия. (Дети составляют из слов – карточек, развешенных по классу, тему «О братьях наших меньших»). (Слайд 1)
Основная часть.
Объяснение понятия «Братья меньшие»
-Ребята, а кого мы называем нашими “ братьями меньшими”?
(Собак, кошек, птичек, других зверушек, тех, кто находится рядом с нами.)
-Почему мы их так называем?
(Во-первых, они часть мира, который нас окружает; во-вторых, они приносят огромную пользу, а главное – они очень часто нуждаются в нашей помощи.)
-Ребята, как вы думаете, можно ли представить мир без животных и птиц? (Нет. Они украшают нашу жизнь, делают ее интереснее и разнообразнее, с ними веселее и спокойнее).
Четвероногие друзья!
Их не любить никак нельзя.
Они помощники в труде -
Надёжные, примерные,
Они и выручат в беде,
И в дружбе очень верные.
Из истории собак. (Слайд 2)
Воспитатель: Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Она помогает людям во всем.
Собака – верный друг и помощник человека с давних времён. Считается, что предок домашней собаки – волк – был первым животным, которого человек принял в свой дом. Это было очень – очень давно. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрался ли враг. А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно чутка она ночью, ведь в прошлом собака была хищником.
Постепенно человек приучил собаку сторожить дом, она стала помогать на охоте: отыскивать дичь и приносить её хозяину, помогала хозяину защищаться.
В настоящее время в мире существует более 400 пород собак, но всех их можно разделить на 3 группы: служебные, охотничьи и декоративные.
Рассмотрите фотографии собак. Почему эти собаки называются служебными? (Слайды 3-6)
Служебные собаки – очень крупные собаки, мощные животные с оборонительной реакцией, беспредельно преданные человеку.
-Почему эти собаки называются охотничьими?
Охотничьи собаки - эти собаки преимущественно используются для различных видов охоты. У них развит очень хорошо охотничий инстинкт, направляемый человеком путем умелой дрессировки.
-Почему эти собаки относятся к декоративным породам?
Декоративные собаки. Назначение этих собак – дарить людям тепло и ласку. Общение с животным приносит ему радость.
-Ребята, а какие интересные факты о собаках знаете вы? (Ответы детей)
Рассказ «О кошках» (Слайд 7)
Физкультминутка.
Воспитатель: Сейчас мы будем говорить о кошках. Но сначала давайте покажем, как кошечки умеют двигаться. И выполним движения вместе с ними.
- Ребята, а что мы знаем о кошках?
- Кошка живет с человеком не одну тысячу лет. До сих пор она остается существом таинственным. В разные времена к ней относились по-разному.
В Древнем Египте кошку боготворили. Человека, убившего кошку, тоже убивали. А если кошка умирала сама, ее хоронили, осыпая ее сухими мышками.
В Европе кошку преследовали – думали, что в нее вселяется дьявол, и она приносит в дом несчастье.
Сейчас кошка – обыкновенный зверек.
- Какими качествами обладает кошка? (Ответы детей)
Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку или кошечку. И неудивительно, ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг.
- Расскажите о своей кошке: назовите породу, как выглядит она, чем она интересна.
«Любите братьев наших меньших!» (Слайды 8-11)
Воспитатель: Уход за животными – это трудное, но интересное занятие. Мы должны ухаживать за ними, как за собой. Если вы взяли в дом животное, то отнеситесь к этому серьёзно. Вашему питомцу следует выделить его территорию, свою миску для корма и воды, которую необходимо мыть после каждого кормления. Владелец животного обязательно должны периодически обращаться к ветеринару для осмотра животного, обследования и прививок. Эти меры предохраняют человека от заражения.
Но бывает еще и так. Завел человек собаку или кошку, а она требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы, и выбросил он животное на улицу, предал друга. Предательство - один из самых отвратительных поступков человека. Помните об этом!
Инсценировка: «Бездомная кошка»
-Давайте посмотрим сценку «Бездомная кошка» (Инсценируют воспитанники)
Мальчик.
Однажды я встретил бездомную кошку:
- Как ваши дела?
Кошка.
- Ничего, понемножку…
- Я слышал, что вы тяжело заболели…
Кошка.
- Болела.
Мальчик.
- Так значит, лежали в постели?
Кошка.
- Лежала на улице много недель -
Бездомной, мне некуда ставить постель.
Мальчик.
Подумал я: “Странно, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным”.
- Вы слышите, кошка? Пойдёмте со мной –
Темнеет, и значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело –
Я молча, а кошка тихонечко пела.
О чём она пела? Возможно о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
Воспитатель: Вот так бы каждый. Не было бы тогда жестокости на земле.
Каждому нужно встать на защиту живого, беззащитного существа и научиться оценивать и понимать поступки окружающих.
Рассуждение над ситуацией.
Я прочитаю описание ситуации, а вы скажите, где правильно поступили, а где нет.
«Женя с папой возвращались поздним осенним вечером из музыкальной школы. Холодно и дождливо было на улице. Вдруг они увидели на тротуаре дрожащего щенка, который жалобно повизгивал. «Вот бедняга, - сказал Женя. – Кто-то выгнал его в такую погоду». Щенок вдруг пошел за мальчиком. У подъезда остановились, не зная, что делать. Взять с собой – что скажет мама? Оставить – жалко. Решили взять. Принесли домой. Нагрели молока, досуха обтерли и уложили в углу спать. А утором обнаружили, что щенок болен. Вся семья лечила Фунтика (так его назвал Женя). Жене и младшему брату некогда было гулять – щенок требовал много ухода. Прошли годы. Вырос из щенка красивый пес».
- Что понравилось в этой истории?
Правильно ли поступил мальчик в данной ситуации?
«В лесу из автомашины вышел мужчина с двумя детьми и привязал к дереву привезенную с ними собаку. Люди уехали, а собака смотрела им вслед такими глазами, будто плакала».
- Как вы оцениваете такой поступок?
Я надеюсь, что ваших домашних животных никогда не постигнет такая участь, как собаку в этой истории.
Игра «Узнай кличку собаки»
1. Как звали собачку, тянувшую репку? (Жучка.)
2. Кличка собаки из мультфильма «Трое из Простоквашино»? (Шарик.)
3. Как звали собаку Мальвины? (Артемон.)
4. Как звали собаку Электроника? (Рэсси.)
5. Кто пришел в гости к Барбосу в рассказе Носова? (Бобик)
6. Назовите кличку щенка, оставленного без присмотра, в стихотворении С. В. Михалкова (Трезор)
Игра :“Собери картинку”.
Воспитатель: У вас на столах лежат конверты с разрезанными картинками животных. Соберите картинку и назовите животное. Работа проводится в парах
Заключительная часть.
- Что интересного вы узнали сегодня о братьях наших меньших?
- Как мы должны относиться ко всем животным?
-Что вам понравилось больше всего?
Рефлексия.
-В заключение нашего мероприятия мне бы хотелось узнать ваше настроение в данный момент. У вас на столах лежат кружки-солнышки. Нарисуйте на них выражения своего лица и покажите мне.
Как стало тепло от такого количества солнечных улыбок!
Спасибо вам за внимание!