Оксана Тихонова
Занятие для развития коммуникативных способностей дошкольников подготовительной группы компенсирующей направленности
Занятие на развитие коммуникативных способностей для дошкольников подготовительной группы компенсирующей направленности
Цель:
Развитие эмоциональной сферы, формирование эмпатии, умения понимать других, терпимого поведения в негативной ситуации, развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
Обучающие: обучение определению эмоциональных состояний других и себя.
Публикация «Занятие для развития коммуникативных способностей дошкольников подготовительной группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развивающие: развитие памяти, развитие способности владеть телом и передавать эмоциональные состояния людей, развитие способности к эмпатии.
Коррекционно-развивающие: формирование доброго отношения к другим и умение передавать негативные переживания адекватным способом.
Воспитательные: формирование уважения к сверстникам и взрослым и терпимости к их поступкам.
Предварительная работа с детьми.
Предварительное знакомство с художественным жанром «Портет».
Чтение рассказов на развитие коммуникативных навыков Д. И. Бойкова, С. В. Бойковой «Маленький мышонок», «Самокат», «Подарок».
Чтение авторских психокоррекционных сказок Смирновой А. «Изгой», «Королева капризов» (в упрощённом варианте).
Чтение рассказа Н. Носова «Как Незнайка хотел стать художником».
Игры на развитие коммуникативных навыков из пособия Н. В. Плотниковой «100 и 1 игра на развитие навыков общения и уверенности в себе»: «Ласковые слова», «Кого укусил комарик», «Разговор через стекло», «Пожалуйста», «Найди пару».
Просмотр мульфильма «Просто так».
Материалы: Волшебные часы, магнитола, стимульный материал, игрушка «Художник», листы бумаги, карандаши.
Методические приёмы:
Наглядные: использование демонстрационного маетериала (игрушка «Художник», «Волшебные часы», стимульный материал.
Словесные: вопросы, подводящие к теме, вопросы к осознанию эмоций. Рефлексия после каждого выполнения задания.
Игровые: путешествие на выставку, знакомство с «Художником», волшебство часов, появление портретов.
Интерактивные: участие детей в выполнении игровых заданий, возможность проявить себя каждому.
ООД
Организационный этап: проводится в группе. Расставление стульчиков на ковре для проведения игровых заданий. Подготовка демонстрационного материала: игрушки «Художник», игрушки «Волшебные часы», стимульного материала. Включение магнитолы. Подготовка листов бумаги и карандашей.
Мотивационный этап: детям предлагается путешествие на волшебную выставку портретов и привлекается интерес детей к тому, что настроения у людей бывают разные.
Игровая деятельность (само занятие):
- этап создания проблемной ситуации: необходимо выполнить задания для того, чтобы помочь художнику оживить портреты;
- этап решения проблемной ситуации: игры на развитие коммуникативных навыков и выполнение заданий ;
- этап закрепления знаний в играх :само выполнение подразумевает осознание и своих эмоций, и понимание чувств других; формирование умения владеть телом и эмоциями; рефлексия; выполнение рисунков по окончанию занятия.
Рефлексивный этап: подведение итогов в ходе беседы и самооценка детей.
Список используемой литературы:
Н. В. Плотникова «100 и 1 игра на развитие навыков общения и уверенности в себе»,
Д. И. Бойков, С. В. Бойкова «Учимся дружить. Развиваем навыки коммуникации у детей 5-7 лет».
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Мы сегодня с вами идём на выставку портретов сказочных человечков. Нас пригласил Художник. Он хочет нас познакомить с настроениями людей. А какое бывает настроение у людей?
Дети. : весёлое, грустное, сердитое, расстроенное…
Воспитатель: Вы согласны посетить эту выставку?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отправляемся. Садимся в автобус. (Дети садятся на приготовленные стульчики. Воображаемый автобус отправляется. Поездка сопровождается музыкой или словами из песенки «Мы едем, едем, едем в далёкие края»). Вот мы и приехали.
Воспитатель: Давайте пройдём на выставку. Но что же это? Почему нет лиц? Почему нет эмоций на лицах? Мы не можем увидеть настроения этих человечков. А что такое настроение?
Дети. Настроение – это когда весело или грустно, хочется плакать. Это когда обижаются или сердятся.
Дети встречают «Художника». Он плачет.
Воспитатель: Здравствуйте. Что с Вами случилось?
Художник. Плачет: Ребята, злой волшебник Вреднючка остановил время и все эмоции исчезли на лицах человечков. Все портреты испорчены. Если вы мне поможете починить волшебные часы, перевести стрелки и выполните задания, то время опять оживёт, а вместе с ним и лица человечков. Вы поможете?
Дети: Поможем.
Воспитатель: Ребята, вы – молодцы, что согласились, но это непросто. Вы готовы выполнить задания, чтобы помочь Художнику?
Дети: Мы постараемся. Да, мы сможем.
Первое испытание, которое вы должны пройти - Скажи доброе слово другу.
Дети расставляют стульчики по кругу. Каждый из детей по кругу обращается к соседу, называет его по имени и говорит что-то хорошее в его адрес.
Глеб: Ваня, ты весёлый. Мне с тобой интересно играть.
Ваня: Савелий, ты хорошо рисуешь.
Савелий: Вика, ты красивая.
Вика: Юля, ты очень добрая.
Юля: Маша, ты молодец, потому что ты всегда помогаешь взрослым.
Маша: Никита, ты красиво выкладываешь мозаику.
И. т. д.
Итог: Что вы чувствовали, когда к вам обращались с добрым словом?
Дети: Было приятно слышать добрые слова. Понравилось. Хочется чаще говорить другу добрые слова.
Воспитатель. Вот видите, ребята, как приятно и говорить друг другу добрые слова и слышать их от другого человека. Давайте чаще будем это делать.
Дети: Давайте.
После окончания задания волшебный звук. Часы переводятся.
Одно лицо оживает.
Второе испытание. Ребята, вам нужно назвать, какие бывают настроения людей. Каждый последующий человек называет сначала те слова, которые уже сказали его товарищи, а потом только своё слово.
Глеб: Добрый.
Ваня: Добрый, ласковый.
Савелий. Добрый, ласковый, злой.
Вика: Добрый, ласковый, злой, весёлый.
Юля: Добрый, ласковый, злой, весёлый, расстроенный.
Маша: Добрый, ласковый, злой, весёлый, расстроенный, обиженный,
Воспитатель: Значит, какие бывают настроения у людей?
Дети: Самые разные. Настроения могут быть и добрыми, и сердитыми, и вс6елыми, и обиженными.
Воспитатель: Главное: научиться понимать, какое настроение у твоего друга. И мы можем его пожалеть, если ему грустно. И повеселиться с ним, если ему весело.
После окончания задания волшебный звук. Часы переводятся. Второе лицо оживает.
Третье испытание. А сейчас мы попробуем с помощью пантомимы, то есть без слов, изобразить настроение. А другие ребята должны отгадать, что это?
Дети по очереди изображают: грусть, радость, злость, обиду, удивление и другое.
Если кто-то из детей не может придумать настроение, то воспитатель помогает ему, подсказывает.
Воспитатель. Ребята, мы сейчас не говорили ни слова, но смогли ли мы понять настроение другого?
Дети: Да. Это было понятно.
Воспитатель: А легко ли было придумать и показать настроение?
Дети. Да, легко. Нет, не очень легко. Трудно.
Воспитатель: По виду человека мы можем понять, как он себя чувствует: весёлый он или грустный, обижается или злится.
После окончания задания волшебный звук. Часы переводятся. Третье лицо оживает.
Четвёртое испытание. А теперь попробуем вспомнить свои обиды или какие-то ссоры с другом и попробуем ему по-хорошему сказать то, что нам не нравится. (если детям трудно, то воспитатель помогает им вспомнить и рассказать о своих ситуациях и чувствах)
Глеб: Ваня, не отбирай, пожалуйста, мои игрушки. Мне это не нравится. – Хорошо.
Ваня: Савелий, ты меня стукнул и мне было обидно. Не делай так, пожалуйста. – Я постараюсь.
Савелий: Вика, не кричи мне на ушко, пожалуйста. Мне нехорошо от этого. – Ладно, не буду.
Вика: Юля, не отбирай у меня куклу. Пожалуйста. - Не буду.
Воспитатель: Ребята, что вы чувствовали, когда вы говорили другу о неприятном для вас?
Дети: Хотелось сказать, но я не сердился уже. Было обидно и хотелось сказать.
Воспитатель: Ребята, а что вы чувствовали, когда вам по-хорошему говорили, что вы поступили плохо?
Дети: Хотелось подружиться и больше так не делать. Было стыдно.
Воспитатель: Мы можем другим сообщать о том, что нам не нравится. Но необязательно драться или ругаться. Мы можем об этом сказать по-доброму. И другой человек быстрее поймет и самому будет приятнее.
После окончания задания волшебный звук. Часы переводятся. Четвёртое лицо оживает.
Художник: Спасибо, ребята. Часы опять пошли и мои человечки ожили. А злой Вреднючка убежал и больше никогда не вернётся. Я теперь смогу нарисовать очень много портретов с разными эмоциями. А вы тоже можете нарисовать портрет какого-нибудь человечка с настроением весёлым, грустным, удивлённым или каким-либо другим, и этот портрет также будет находиться на этой выставке.
Дети рисуют лица человечков с разными эмоциями. (по одному)
Рефлексия. Что вы узнали нового? Что вам понравилось? Что вам было приятно? Что неприятно? Всё ли у вас получилось?
Дети отвечают.
Дети садятся в «автобус» и возвращаются в детский сад.