МААМ-картинки

Занятие «Я учусь владеть собой»

Тамара Медведева
Занятие «Я учусь владеть собой»
▼ Скачать + Заказать документы

Целевая аудитория: от 7 до 13 лет.

Форма и методы работы: коррекционное занятие.

Цели:

Обучающая: Формирование представления о тревожности и стрессе.

Развивающая: Применение навыков саморегуляции с целью адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.

Воспитательная: Формирование умения рефлексировать собственное эмоциональное состояние и с пониманием относиться к людям с повышенной тревожностью.

Ожидаемые результаты: научить умению владеть собой в различных стрессовых ситуациях.

Публикация «Занятие „Я учусь владеть собой“» размещена в разделах

Оборудование и программное обеспечение: мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал.

План:

1. Ритуал начала занятия. Игра «Моё имя»

2. Вводная часть:

Мини-беседа;

Сообщение темы.

3. Основная часть:

Вступительная беседа;

Работа с текстом (начало);

Опыт сломалась игрушка;

Представления о стрессе;

Вопросы на понимания;

Работа с текстом (окончание);

Работа в парах

4. Заключительная часть: Рефлексия. Упражнение «подарим друг другу улыбку». Подведение итогов.

1. Ритуал начала занятия.

Игра «Моё имя»

Каждый воспитанник произносит свое имя так, как ему хотелось бы, чтобы его называли. Остальные хором повторяют имя с той же интонацией, какую использовал “автор”. Далее дети говорят друг другу фразу приветствия: “Роман, приятно с тобой увидеться”

2. Вводная часть.

- Люди живут в мире эмоций, эмоции отражают наше настроение, в свою очередь настроение зависит от наших мыслей (слайд №1)

- Как вы думаете, что такое тревожность и стресс. Что может повлиять на данные состояния личности.

(Высказывание детей)

- Занятие посвящено тому, что такое тревожность и как следует преодолевать тревожные состояния

- Бывало ли у вас грустное настроение?

- Что вы чувствовали при этом?

- О чем вы думали?

- Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?

- Сегодня мы с вами будем пытаться найти способ изменения плохого настроения.

3. Основная часть.

Беседа.

Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс. (слайд №2)

Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.

– Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?

Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

– Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)

– Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т. п.)

Работа с текстом

– Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.

Воспитатель читает начало рассказа о том, как Памси грустит из-за проблем со взрослыми (папы нет дома, уехала мама, взрослые не играют с ним и т. д.).

(слайд №3)

Вот если бы все было не так. (начало)

Однажды в выходной день Памси и Стефан грелись на солнышке, лежа на камнях. У Памси было такое несчастное лицо, какого Друг раньше не видел у него никогда.

— Эх! — сказал Памси, —. если бы все было по-другому!

— Что ты имеешь в виду? — спросил Друг.

— А то, — ответил Памси, — что я могу быть счастлив только тогда, когда все будет не так, как сейчас. — С этими словами Памси сделал вздох великого несчастья и отчаяния. — Вот если бы я умел выдыхать огонь, как взрослые драконы. Вот если бы моя чешуя была такой же блестящей, то я был бы как взрослый. Вот если бы наш папа жил с нами, то я бы с ним чаще общался. Вот если бы мне не надо было гулять с младшим братиком, то у меня было бы больше времени на игры с друзьями.

Тогда Друг ответил так:

— Памси, у всех вещей и явлений есть свои светлые и темные стороны, а ты видишь только темные стороны. Тебе нужно научиться видеть и светлые стороны, тогда ты будешь чувствовать себя отлично. Если видеть только темную сторону, то будешь чувствовать себя плохо, тебе всегда будет грустно. Научись выбирать.

— Я хочу, чтобы мне было хорошо, но не знаю, как это сделать, — сказал Памси. — Я хочу различать и правильно выбирать свои мысли. Хочу прогнать плохое настроение. Научи меня, Друг!

Обсуждение.

После чтения дети обсуждают, как можно изменить описанную ситуацию. Воспитатель делает вывод, что бывают ситуации, которые нам не нравятся, которые мы не можем изменить, но зато мы можем изменить свое отношение к этим ситуациям.

Опыт «Сломалась игрушка».

Ведущий показывает сломанную игрушку и спрашивает:

• Может ли игрушка вновь стать целой?

• А если долго ждать?

• А если заплакать?

• А если закричать?

Вывод: Ситуацию изменить нельзя, но можно изменить наше отношение к ней.

(слайд №4)

Представления о стрессе.

– Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

– Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились.

Работа в ситуации: «Я тревожусь в ситуациях, когда…»

Дети указывают ситуации, когда испытывали напряжение.

– Итак, вы указали ситуации тревожности

Как вы думаете? к чему приводит такое состояние? (Растерянность, плач, боязнь, рассеянность и т. д.) (Демонстрация иллюстраций.)

Вопросы на понимание:

- Бывали ли у вас грустное настроение, как у дракончика Памси? Когда?

- Что вы чувствовали при этом?

- О чем думали?

- Как выходить из грустного состояния?

- Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?

- Что нужно делать, чтобы плохое настроение прошло.

– У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать.

Работа с текстом.

Воспитатель читает окончание рассказа «Вот если бы все было не так.».

Вот если бы все было не так. (окончание)

(слайд №5)

Памси был очень удивлен, что можно прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.

— Итак. Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя чешуя не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом. Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом. Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые.

Памси был удивлен.

— Как это — только светлые? — спросил он.

— Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся. — Друг наклонился и сорвал два цветка. — Назовем один из них «Даже если.», а другой — «В любом случае.». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил («вот если бы все было по-другому.»). Теперь ты говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же, как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями».

Памси сделал большие глаза — оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

— Неужели это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? — спросил он Стефана.

— Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.

— Как твое настроение сейчас? — спросил Друг.

— О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.

Обсуждение.

После обсуждения рассказа воспитатель говорит детям о том, что у каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях. Вместе с детьми он приходит к выводу — мы не можем изменить ситуацию, но можем сами выбирать, о чем думать и как думать.

Работа в парах. (слайд №6)

Упражнение: «Даже если.»«В любом случае.».

Дети распределяются на группы по двое. Группы выполняют упражнение по очереди.

Первый воспитанник произносит название первого цветка: «Даже если.», второй продолжает фразу, называя проблему: «. мне плохо, я невезучий, у меня нет папы.», третий называет второй цветок: «В любом случае.», ведущий за-канчивает: «. я что-нибудь придумаю, но плакать и грустить не буду, это бесполезно».

Каждая следующая группа должна предлагать новую, еще не названную проблему. Упражнение проводится до тех пор, пока в нем не примут участие все дети. После этого воспитатель подводит детей, к пониманию того, что нет безвыходных ситуаций, и обо всем, что нас огорчает, можно думать по-другому.

Вывод: Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности?

- Многие ситуации мы не можем изменить (родители не живут вместе, в семье не хватает денег, тяжело болен кто-то из близких и т. д., но мы можем изменить наши мысли о них, а значит, и свое настроение, и свое состояние.

Запомните главное в жизни правило: «Мысли нужно выбирать, как цветы, — выбирай только красивые (положительные)».

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Упражнение «Подарим друг другу улыбку».

Воспитатель задает вопрос: «Можно ли грустить, когда улыбаешься?» — и предлагает, подумав о грустном, улыбнуться.

В результате дети должны сделать вывод: когда улыбаешься, настроение меняется само собой, поэтому улыбка может помочь справиться с плохим на-строением.

Используемая литература:

1. Белопольская, И. Л. и др. Азбука настроений. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет [Текст]/ И. Л. Белопольская –М. : Когито-центр, 1994.

2. Казанский, О. А. Игры в самих себя [Текст]/ О. А. Казанский. – М., 1994.

3. Клюева, Н. В. Касаткина, Ю. В. учим детей общению [Текст]/ –Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева. – Ярославль, Академия развития, 1996.

4. Крюкова, С. В. Слободяник, Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь [Текст]/ : Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. – М: Генезис, 2002.

5. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст]/ Г. Л. Лэндрет. – М. : Международная педагогическая академия, 1994.

Публикации по теме:

«Масленица пришла — весну за собой привела!» — фотоотчёт«Масленица пришла — весну за собой привела!» — фотоотчёт Каждый год в нашем детском саду Масленицу встречают по-разному. Дети и конечно родители с нетерпением ждут очередного сюрприза. Чучело.

Конспект НОД «Учусь сочувствовать» .

Открытое занятие «Я учусь владеть собой» Конспект психологического занятия с дошкольниками старшей группы «Я учусь владеть собой» Подготовила: Педагог-психолог Пензенко Ю. С. Цель:.

Открытое занятие для родителей «Артикуляционная гимнастика — занимательное занятие!» Открытое занятие для родителей. Составила провела воспитатель первой квалификационной категории Смирнова Ольга Александровна Развитие речи.

Совместное мероприятие для педагогов, родителей и детей «Я учусь у Мойдодыра» Совместное мероприятие для педагогов, родителей и детей «Я учусь у Мойдодыра». Цель: формирование у детей и родителей привычки к здоровому.

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания «В гармонии с собой» Цели: профилактика психологического здоровья педагогов. Задачи: - сплочение коллектива; -познакомить с понятием эмоциональное выгорание;.

Внеклассное логоритмическое занятие «Дружный дом». Занятие учителя музыки и логопеда для умственно отсталых детей Цель: Преодоление речевого нарушения умственно отсталых детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом.

Консультация для родителей «Возьмите ребёнка с собой в банк» Уважаемые родители! Раз в месяц, а может быть и чаще вам приходится обращаться в сберкассу или в банк, чтобы произвести платёж. С целью.

Занятие по окружающему миру «Домашние животные». Игра-занятие «Кто как кричит…» Занятие по окружающему миру Тема: «Домашние животные» Игра-занятие «Кто как кричит? Возраст: первая младшая группа Место проведения: групповая.

Занятие по ПДД в для детей 4–5 лет Тема: «Мурзик знакомиnся с правилами дорожного движения» Интеграция образовательный областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Я учусь владеть собой»
Опубликовано: 15 июля 2016 в 19:40
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «Я учусь владеть собой»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Медведева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД