Кутлина Елена Алексеевна
Занятие «Есть такая профессия — логопед» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Данное занятие прошло в полуфинал педагогического турнира Самарской области
Технологическая карта[h3]
[/h3]1. Тема образовательной деятельности: Есть такая профессия «Логопед»
2. Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)
3. Программное содержание (задачи):
Обучающие задачи:
Формировать представления детей о профессии «Логопед»;
Публикация «Занятие „Есть такая профессия — логопед“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Формировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате, познакомить с органами артикуляции и средствами для постановки речи;
Расширять знания о звукобуквенном составе слов.
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес к работе логопеда;
Содействовать в развитии умения детей взаимодействовать друг с другом;
Развивать умение детей самостоятельно составлять связный рассказ по сюжетным кубикам;
Развивать речевые навыки: фонематический слух, мускулатуру речевого аппарата, внимание;
Развивать нравственные качества: умение слушать окружающих, оказывать помощь товарищам.
Совершенствовать высшие психические функции посредствами игровой деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в команде, согласовывать свои действия с правилами для достижения общего результата.
Способствовать проявлению положительных эмоций к совместной познавательной и речевой деятельности.
4. Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
5. Материалы и оборудование: массажный шарик «Су-джок», модуль «Лесенка», кубик с изображениями трех гимнастик, зондозаменитель, кубики Сторителлинг, бумага, трубочки, краски акварель, стаканчики для воды, салфетки, «Островки» с изображением 5 букв, воздушный футбол, пипетки, листы белой бумаги, простые карандаши, клеенки.
6. Используемые технологии: информационно-коммуникационная, игровые технологии, рисование в технике выдувания, технология уровневой дифференциации
7. Предварительная работа: чтение рассказа «Заколдованные буквы» В. Драгунского, экскурсия по детскому саду в кабинет логопеда, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, чистоговорки, пальчиковая гимнастика с массажными мячиками «Су-джок», речевая игра «Доскажи словечко», составление рассказов с помощью кубиков Сторителлинг.
8. Логика образовательной деятельности
Вводная часть
Приветствие:
Педагог: - Здравствуйте. Ребята! Мы с вами находимся в детском саду. Как он называется?
- А люди каких профессий у нас в саду работают?
- А кто учит вас правильно выговаривать слова, читать и писать?
Педагог: - Правильно, ребята!
Логопед-это человек,
который учит детей правильно выговаривать слова, а также читать и писать.
У логопеда есть своё рабочее место. У него в кабинете много разных игр. Обязательно есть стол с зеркалом.
Вход Вовки из тридевятого царства
Вовка (разговаривает с грубыми речевыми нарушениями):
- Здравствуйте, ребята! А что у вас здесь происходит?
Педагог: Здравствуй, милый гость. Ребята, а вы поняли, что говорит этот человек?
Педагог: Мой друг, расскажи, как тебя зовут?
Вовка: Я Вовка из Тридевятого царства!
Педагог: Вовка, мы с трудом тебя понимаем, ты неразборчиво говоришь. (Обращаюсь к детям)
-Ребята, как вы думаете, кто в нашем саду может помочь Вовке?
Педагог: Верно, ребята, учитель - логопед
(обращаюсь к Вовке)
-Вовка, давай мы тебе расскажем, кто это такой, если ты не знаешь. Ведь тебе просто необходима его помощь.
Вовка: И тааааааак сойдет!
Педагог: Нееет, правильно говорить – это непросто, ребята тебе подтвердят. Правильно, ребята?
Педагог: Ребята, мы сейчас с вами пойдем по ступенькам правильной и красивой речи.
(Педагог разворачивает модуль «Лесенка» к детям)
Основная часть
Педагог: Ребята, чтобы ваша речь была четкой, вам нужно сначала научиться выговаривать все звуки, а для этого нам необходимо потренировать речевой аппарат. Существуют специальные упражнения, которые называются артикуляционная гимнастика.
Предлагаю вам сделать упражнение «Часики» (Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично. Подбородок не двигается!
«Тик-так, тик-так, ходят часики вот так»).
(Обращаюсь к Вовке)
А ты, Вовка, присоединяйся к нам.
Педагог: Отлично, теперь мы умеем правильно управлять артикуляционным аппаратом. Вы знаете, что речь движения тесно связано, поэтому логопеды используют пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики. Ребята, покажите Вовке, как весело и полезно можно играть с пальчиками. Игра с эластичным кольцом «Су-джок». Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз-два-три-четыре-пять,
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Вовка: Да нууу вас! (машет рукой). Я лучше пойду в футбол погоняяяю.
Педагог: Вовка, не уходи, ты лучше с нами поиграй в футбол, но не обычный, а воздушный.
Вовка: Это как!
Педагог: Ребята, покажите, в какой воздушный футбол вы играете в саду.
Вовка: Ух, тыыы! Ничего себе. Кто хочет со мной?
Игра с Вовкой в воздушный футбол.
Вовка: Ничего себе! Здорово!
Педагог: А ты знаешь, что этот футбол полезный?
(Обращаюсь к детям)
-Ребята, а вы знаете, почему он полезный, расскажите Вовке.
Педагог: Верно! С помощью такой и других дыхательных гимнастик мы формируем правильное речевое дыхание. Оно нам необходимо для правильной постановки звуков.
Педагог: Умнички, ребята!
Чему мы уже научили Вовку? (Педагог обращает внимание детей на первую лесенку модуля и показывает 3 изображения на кубике)
Педагог: Молодцы, поднимаемся на вторую ступень. Теперь, когда мы потренировались, можем начать говорить правильные звуки. Давайте поиграем. Перед вами островки со звуками, вы должны перепрыгивать с одного звука на другой и четко проговаривать его. А потом вернуться в начало пути и выполнить задание еще быстрее.
Педагог: Ребята, кто догадался, какое же слово из этих звуков можно собрать?
Вовка: Прыгает и произносит – [ф ], [о ], [ ф], [к ], [ а].
Педагог: Вовка, ты неверно выговариваешь звуки, тебе придётся использовать логопедический инструмент – зондозаменитель.
Педагог: Посмотрите, (показываю детям зондозаменитель). Вот эту специальную волшебную палочку использует логопед для того, чтобы дети правильно выговаривали звуки. Она помогает язычку подниматься вверх, опускаться вниз и делать другие движения для того, чтобы получился правильный звук. Повторите, ребята – «зондозаменитель».
(Обращаюсь к Вовке) Вовка, ты понял?
Вовка: Дааа, понял.
Педагог: Ребята, переходим к третьей ступени. Выговаривать звуки мы научились, пора пробовать объединять звуки в слова и предложения.
Давайте поиграем в игру вместе с Вовкой с кубиками историй (Сторителлинг). Правила игры такие:
Вы по одному достаете кубики из мешочка и ставите их друг на друга, как башню. Ваша задача – составить рассказ из выпавших картинок. Ребята, вы поняли правила игры?
Педагог: Тогда давайте начинать.
Вовка: Ооой, как интерееефноо!
Педагог: Если бы ты в сад каждый день ходил, то у тебя была бы такая же чистая речь, как у наших детей.
Вовка: Я бы очень хотел быт грамотным, как и вы.
Продуктивная деятельность
Педагог: Ребята, предлагаю занять места за столом. Сегодня мы будем рисовать в технике – кляксография различные звуки.
Педагог: А теперь в свободной форме дорисуйте рисунок так, чтобы получилось изображение звука.
Педагог: Вовка, посмотри, какие чудесные звуки получились у наших детей.
Вовка: Очень необычные. Как бы мне эти ваши звуки в Тридевятом царстве не позабыть?
Педагог: Вовка, не переживай, когда рисунки высохнут, мы тебе пришлём их по почте. Правда, ребята?
Вовка: Спасибо вам, ребята! Но мне уже пора возвращаться.
Педагог: Вовка, мы не отпустим тебя без красивой речи, давай проверим, чему ты научился, правильно ли ты теперь говоришь?
Вовка: Очень интересно, давайте.
Педагог: попробуй повторить за мной: «Проворонила ворона вороненка»
Вовка повторяет медленно
Педагог: А теперь попробуй повторить еще быстрей.
Вовка повторяет очень быстро без ошибок
Вовка: Ой, я и правда стал красиво говорить, мне так нравится!
Педагог: Мы очень рады, что смогли помочь тебе, правда, ребята?
Вовка: Спасибо вам, ребята! Буду ждать в своём царстве ваши письма. До свидания!
Заключительная часть
Педагог: Ребята, давайте вернемся к нашей лестнице правильной и красивой речи. Ребята, а про какую профессию детского сада мы рассказывали Вовке?
Педагог: Верно. А с помощью чего логопед может подготовить ребенка к правильному звукопроизношению? (показываю на первую ступень)
- После подготовки в работе логопеда идёт следующий этап. Какой?
- А что у нас находится на третьей, последней ступени лестницы?
-Так в чём же заключается работа учителя – логопеда?
-Молодцы! Спасибо вам за занятие.