Елена Федорова
«Огонь — друг, огонь — враг?» Занятие для подготовительной группы детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) компенсирующей направленности с ТНР.
«Огонь – друг, огонь – враг?»
Цель: Воспитание культуры пожарной безопасности и навыки безопасного обращения с огнём.
Задачи:
Обучающие: Закрепить знания о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнём, к чему может привести неосторожное обращение с огнём. Расширить и систематизировать представления о правилах пожарной безопасности и средствах пожаротушения. Активизировать познавательное развитие детей. Развивать согласованность движений правой и левой рук. Учить узнавать предмет по характерным признакам на ощупь.
Коррекционные: Активизировать в речи лексику по теме «Профессия пожарный»; развивать речевую активность, диалогический (ответы на вопросы) и монологический (составление рассказа по картинке) строй речи, закреплять умение использовать в речи союз «чтобы»; упражнять в умении согласовывать речь с движением (пальчиковая гимнастика, ориентироваться в пространстве (подвижная игра)
Воспитательные: Формировать сплочение детского коллектива через игровую деятельность. Воспитывать стремление ответственно обращаться с огнеопасными предметами. Вызвать интерес и уважение к труду пожарных.
Материалы и оборудование: электронная доска, презентация «Огонь – друг, огонь – враг», атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Пожарные» (огнетушители, рации, маски, каски и др., разрезные картинки по теме «Пожарная безопасность», «Чудесная коробка» с мелкими игрушками, цифры в затушёванных файлах
Предварительная работа:
- познавательные беседы с презентациями «Огонь – наш друг или враг?», «Отважные пожарные», «Что делать, если начался пожар?»
- литературное чтение «Путаница» К. И. Чуковский, «Дядя Стёпа» С. И. Михалков, «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», «Пожар» С. Я. Маршак, «Дым» Б. С. Житков, «Пожар» Л. Н. Толстой
- отгадывание загадок о пожарных, их технике и инструментах, огне, пожароопасных предметах, рассматривание плакатов и иллюстраций по теме «Пожарная безопасность»
- дидактические игры «Пожарное домино», «Назови причины пожара», «Четвёртый лишний»,
- рисование «Пожарная машина», аппликация «Костёр»
Ход занятия:
Дети входят в помещение группы, здороваются с гостями
Педагог: Ребята, сейчас к нам заглянет необычный гость из стихотворения Сергея Яковлевича Маршака. Он обещал с нами поиграть, если …. А дальше он расскажет сам…
Дети садятся полукругом напротив интерактивной доски. На доске появляется герой стихотворения С. Я. Маршака Кузьма Пожарный. Он здоровается с детьми и предлагает детям выяснить «Огонь – друг или огонь – враг»? За хорошее выполнение заданий герой обещает вручить детям приз (паззл «Пожарная машина»)
Демонстрируется презентация «Огонь – друг или враг?»
После презентации делается вывод, что огонь становится опасным, если случается пожар
Педагог: Так что же может привести к пожару? Вы расскажете об этом? (ответ: «Да!») В этом нам помогут разрезные картинки. Но чтобы справится с заданием, давайте потренируем наши пальчики
Пальчиковая игра «Огонь бывает разный»:
Огонь бывает разный сжимаем-разжимаем кулачки
Алый, синий, красный загибаем пальчики - считаем
И жёлто-золотой, загибаем пальчики - считаем
И тёмно-голубой. загибаем пальчики – считаем
То ласковый, покорный, поглаживаем рука руку
То шустрый и проворный, сжимаем-разжимаем кулачки
Огонь бывает тих, постукиваем подушечками пальцев
Огонь бывает лих, хлопаем в ладоши
То тихо он мерцает, шевелим пальчиками рук
То жарко он пылает… сжимаем-разжимаем кулачки
Вот только мокрым разводим кисти рук в удивлении
Он не бывает!
Дидактическая игра «Сложи и расскажи»: дети складывают разрезные картинки и в 2-3 предложениях рассказывают по картинке, что может привести к пожару?
Педагог: А если всё-таки случится пожар, кто поможет нам в этой беде? (ответы детей: «пожарный») Верно! Хотите поиграть в «Пожарных»? (ответ: «Да!») Тогда наденьте костюмы пожарных (жилет и каска, и расскажите, каким должен быть Пожарный? (дети отвечают полным предложением: «Пожарный должен быть…», подбирая относительные прилагательные). А «зорким» он должен быть? (ответ: «Да!»)
Игра «Зоркий пожарный»: Перед детьми файлики с заштрихованными цифрами. Необходимо узнать цифру и достать из контейнера столько атрибутов пожарного, какая цифра досталась.
Педагог: Дети, расскажите, что вы взяли из контейнера? (ответы детей: «чтобы потушить пожар, я взял…» или «чтобы потушить пожар, мне нужны…» Дети перечисляют предметы, которые достали)
Педагог: Ребята, высказали, что пожарный должен быть ловким, внимательным и быстрым. Покажем эти наши качества в игре?
Подвижная игра «Эвакуация на пожаре» Проводится выбор водящего с помощью считалки: «Я хотел бы стать пожарным, очень смелым, очень храбрым. Спас бы я котят, щенят, непослушных всех ребят». Все встают врассыпную, пока водящий отворачивается. Когда «Пожарный» обернулся, педагог направляет его словами: «вперёд», «направо», «назад», «налево». Водящий двигается, в соответствии с направлением и «собирает» детей у себя за спиной, дети держатся за талию впередиидущего и двигаются за «пожарным» - эвакуируются.
Педагог: Как вы думаете, кого ещё можно спасти из пожара, кроме людей? (ответы: «кошку», «собаку», «попугая»)
Дидактическая игра «Чудесный домик». В коробке с двумя отверстиями для рук лежат игрушки. Наощупь определяется предмет в коробке, ребёнок говорит: «Я спас котёнка», «Я спас собаку»… Достаёт из коробки игрушку, демонстрирует верность своего ответа.
Педагог: Ребята, здорово мы с вами поиграли, стали пожарными, спасли из пожара и людей и зверей. И всё-таки нам нужно понять, «Огонь – друг или огонь – враг»? Последнее задание так и называется. Выполнив его, мы получим подарок от Кузьмы Пожарного.
Дидактическая игра лото «Огонь – друг, огонь – враг». Необходимо разложить картинки с изображением огня, приносящего пользу или вред на соответствующее поле
Рефлексия. Выводы. Вручение призов.