Ольга Антипова
Занятие «Как в старину оберегали дом и семью» для детей старшей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для детей старшей логопедической группы
«Как в старину оберегали дом и семью»
Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представление о прошлом нашей Родины.
• Познакомить детей с понятием «оберег».
• Научить детей мастерить куклу-пеленашку.
• Знакомить с русским народным фольклором.
Развивающие:
• Развивать общую и мелкую моторику.
• Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес и уважение к обычаям и традициям русской народной культуры.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, мультимедийная установка, проигрыватель, аудиозаписи с русской народной музыкой, презентация, воздушный шар желтого цвета, платок, подкова, ленты для игрового упражнения, на каждого ребенка – по 2 лоскута ткани и 2 узкие ленточки.
Предварительная работа:
• Беседа о жизни славян, о семейных традициях.
• Рассматривание иллюстраций: русская изба, домашняя утварь, предметы обихода, русский народный костюм (узоры, орнаменты).
• Слушание русских народных песен.
• Разучивание игры «Солнышко»
Ход досуга:
Педагог:
- Ребята, сегодня мы совершим путешествие в прошлое русского народа, туда, где они жили давно-давно.
«Вокруг себя повернитесь,
в прошлом очутитесь!»
(включить русскую народную мелодию)
Педагог:
- Ребята, посмотрите, что перед нами?
(Это русская изба)
- Как вы думаете, дома ли хозяева? Почему?
(Ставни открыты)
- А вот, и хозяйка дома – Красна девица!
(входит в группу под русскую народную мелодию)
Хозяйка:
- Здравствуйте!
Дай Бог тому, кто в нашем дому, -
Дорогим гостям, милым детушкам.
С поклоном приглашаю вас к себе в русскую избу!
(Дети поклон)
- Усаживайтесь, гости дорогие!
(Дети садятся).
Хозяйка: Вот, посмотрите, так мы и живем. Печка-кормилица, самовар. Прялка, на которой я пряду нити, да шью из них одежду для своих деток.
- Я хочу поведать вам об оберегах, которые делали русские люди в старину. В слове «обереги» слышится слово «БЕРЕЧЬ». Обереги – это предметы, которые люди делали своими руками и верили, что они оберегают дом и всех членов семьи от несчастий, помогают сберечь здоровье и сохранить жизнь.
- Отгадайте загадку:
«Бродит в небе одиноко огненное око.
Всюду, где бывает, взглядом согревает» (Солнце)
- Скажите, а могли бы мы с вами жить без солнышка?
(Солнце дарит нам свет, тепло!
Солнце – это сила, жизнь.
Без солнца всё может погибнуть на Земле,
и растения, и животные.)
-Раньше люди считали, что солнце бережет их от горя, считали его оберегом.
- Символ- солнышко люди помещали на крышу, чтобы защитить от злых духов свой дом.
- А теперь, предлагаю поиграть в игру «Солнышко» и приглашаю девочек!
Игра малой подвижности «Солнышко»:
(Для игры приглашается 4 ребенка, каждый берется за конец большого платка, в центр кладется воздушный шар – «солнце». Дети (под музыку) выполняют движения по тексту стихотворения так, чтобы «солнце» не упало.) Стихотворение произносят все дети!
Солнышко красно, Дети идут по кругу.
гори-гори ясно!
В небо пташкой залети, Дети останавливаются, поднимают
Нашу землю освети! платок вверх.
Чтоб садам и огородам Дети опускают платок на уровень
зеленеть, цвести, расти! пояса.
Солнышко красно, Дети идут по кругу.
гори-гори ясно!
В небе рыбкой поплыви, Дети с платком приседают.
Нашу землю оживи!
Всех на свете ребятишек Дети встают и бегут по кругу.
Обогрей, оздорови!
(Е. Благинина)
Хозяйка:
- Символ солнца можно увидеть и в русском народном костюме – вышитые узоры на одежде, головных уборах, красного и золотого цвета.
- Скажите, ребята, а какой формы солнце? (Круглой)
- Посмотрите, на молодце рубаха, подпоясанная пояском (кругом) – это тоже оберег – солнце! Потому, что поясок охватывает фигуру человека вокруг и тоже как бы защищает его. Когда поясок плели, то произносили молитвы, желали быть здоровым и веселым тому, для кого этот поясок предназначен.
- Приглашаю мальчиков поиграть, свою ловкость показать!
Игровое упражнение
«Кто быстрее намотает поясок на палочку»
(Трое детей получают ленточки, которые они под музыку должны смотать. Кто выполнит задание быстрее, тот выигрывает).
- Молодцы, какие вы ловкие да проворные!
За это я хочу каждому из вас повязать поясок, пусть он вас от бед бережет!
- Кроме солнышка были и другие обереги у наших предков. Посмотрите, я принесла вам один такой старинный оберег. Что это? (Подкова)
- Верно! Подкова крепилась к копытам лошади, чтобы ее копыта не снашивались во время бега. Найти подкову считалось большой удачей, поэтому люди вешали ее в своем доме над входной дверью. Считалось, что она принесет в дом достаток, здоровье и счастье.
- А кто ковал подковы? (Кузнец)
- Приглашаю вас поиграть в игру «Кузнец»:
(По считалке выбирается «кузнец», остальные дети – «жеребцы». «Жеребцы» на слове "готово" убегают, "кузнец" их ловит. Пойманные «жеребцы» отходят в сторону в оговоренное место.)
«Жеребцы» подходят к "кузнецу" и говорят:
Эй, кузнец - молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять.
"Кузнец" отвечает:
Отчего не подковать?
Вот - гвоздь, вот -подкова!
Раз, два и готово!
(после игры дети встают возле хозяйки)
- Поиграли, порезвились, а сейчас я вам расскажу еще про один оберег – это кукла-пеленашка.
(Хозяйка показывает детям куклу-оберег)
- Такую куколку мама делала своему малышу и укладывала ее в люльку (подвесная кроватка, чтобы малыш не болел.
- Сегодня я научу вас ее делать, садитесь за столы!
- Главное правило: обереги делают не для себя, а для тех, кому желают добра! Вы придумали, для кого из своих друзей или родных людей вы хотели бы сделать такую куколку?
Итак, начинаем! …
- Молодцы! Какие хорошие куколки у вас получились!
Выходите, покажите друг другу ваших куколок!
- Ребята, за ваше старание и внимание хочу угостить вас пряничками. (передает педагогу)
Педагог:
- Спасибо, тебе Красна девица! (поклон)
Хозяйка:
- Рада была с вами повидаться! А мне пора к своему хозяйству возвращаться! (уходит)
Педагог:
- Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад:
«Глазки закрываем и до трех считаем:
Один, два, три – глазки открылись,
Мы в группе очутились!»
- Вам понравилось путешествие?
- О чем нам поведала Красна девица?
(О том, как в старину оберегали дом и семью.)
- Как называется кукла–оберег, которую вы делали?
-Мы сегодня так много интересного узнали из жизни наших предков! Я думаю, что вы продолжите интересоваться тем, как наши предки жили раньше и будете делиться этим с нами!