МААМ-картинки

Занятие «Обереги куклы-пеленашки. Как в старину оберегали дом и семью» для детей старшей логопедической группы

Ольга Антипова
Занятие «Обереги куклы-пеленашки. Как в старину оберегали дом и семью» для детей старшей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие для детей старшей логопедической группы

«Как в старину оберегали дом и семью»

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

• Формировать представление о прошлом нашей Родины.

• Познакомить детей с понятием «оберег».

• Научить детей мастерить куклу-пеленашку.

• Знакомить с русским народным фольклором.

Развивающие:

• Развивать общую и мелкую моторику.

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Темочки:

Воспитательные:

• Воспитывать у детей интерес и уважение к обычаям и традициям русской народной культуры.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, мультимедийная установка, проигрыватель, аудиозаписи с русской народной музыкой, презентация, воздушный шар желтого цвета, платок, подкова, ленты для игрового упражнения, на каждого ребенка – по 2 лоскута ткани и 2 узкие ленточки.

Предварительная работа:

• Беседа о жизни славян, о семейных традициях.

Рассматривание иллюстраций: русская изба, домашняя утварь, предметы обихода, русский народный костюм (узоры, орнаменты).

• Слушание русских народных песен.

• Разучивание игры «Солнышко»

Ход досуга:

Педагог:

- Ребята, сегодня мы совершим путешествие в прошлое русского народа, туда, где они жили давно-давно.

«Вокруг себя повернитесь,

в прошлом очутитесь!»

(включить русскую народную мелодию)

Педагог:

- Ребята, посмотрите, что перед нами?

(Это русская изба)

- Как вы думаете, дома ли хозяева? Почему?

(Ставни открыты)

- А вот, и хозяйка дома – Красна девица!

(входит в группу под русскую народную мелодию)

Хозяйка:

- Здравствуйте!

Дай Бог тому, кто в нашем дому, -

Дорогим гостям, милым детушкам.

С поклоном приглашаю вас к себе в русскую избу!

(Дети поклон)

- Усаживайтесь, гости дорогие!

(Дети садятся).

Хозяйка: Вот, посмотрите, так мы и живем. Печка-кормилица, самовар. Прялка, на которой я пряду нити, да шью из них одежду для своих деток.

- Я хочу поведать вам об оберегах, которые делали русские люди в старину. В слове «обереги» слышится слово «БЕРЕЧЬ». Обереги – это предметы, которые люди делали своими руками и верили, что они оберегают дом и всех членов семьи от несчастий, помогают сберечь здоровье и сохранить жизнь.

- Отгадайте загадку:

«Бродит в небе одиноко огненное око.

Всюду, где бывает, взглядом согревает» (Солнце)

- Скажите, а могли бы мы с вами жить без солнышка?

(Солнце дарит нам свет, тепло!

Солнце – это сила, жизнь.

Без солнца всё может погибнуть на Земле,

и растения, и животные.)

-Раньше люди считали, что солнце бережет их от горя, считали его оберегом.

- Символ- солнышко люди помещали на крышу, чтобы защитить от злых духов свой дом.

- А теперь, предлагаю поиграть в игру «Солнышко» и приглашаю девочек!

Игра малой подвижности «Солнышко» :

(Для игры приглашается 4 ребенка, каждый берется за конец большого платка, в центр кладется воздушный шар – «солнце». Дети (под музыку) выполняют движения по тексту стихотворения так, чтобы «солнце» не упало.) Стихотворение произносят все дети!

Солнышко красно, Дети идут по кругу.

гори-гори ясно!

В небо пташкой залети, Дети останавливаются, поднимают

Нашу землю освети! платок вверх.

Чтоб садам и огородам Дети опускают платок на уровень

зеленеть, цвести, расти! пояса.

Солнышко красно, Дети идут по кругу.

гори-гори ясно!

В небе рыбкой поплыви, Дети с платком приседают.

Нашу землю оживи!

Всех на свете ребятишек Дети встают и бегут по кругу.

Обогрей, оздорови!

(Е. Благинина)

Хозяйка:

- Символ солнца можно увидеть и в русском народном костюме – вышитые узоры на одежде, головных уборах, красного и золотого цвета.

- Скажите, ребята, а какой формы солнце? (Круглой)

- Посмотрите, на молодце рубаха, подпоясанная пояском (кругом) – это тоже оберег – солнце! Потому, что поясок охватывает фигуру человека вокруг и тоже как бы защищает его. Когда поясок плели, то произносили молитвы, желали быть здоровым и веселым тому, для кого этот поясок предназначен.

- Приглашаю мальчиков поиграть, свою ловкость показать!

Игровое упражнение

«Кто быстрее намотает поясок на палочку»

(Трое детей получают ленточки, которые они под музыку должны смотать. Кто выполнит задание быстрее, тот выигрывает).

- Молодцы, какие вы ловкие да проворные!

За это я хочу каждому из вас повязать поясок, пусть он вас от бед бережет!

- Кроме солнышка были и другие обереги у наших предков. Посмотрите, я принесла вам один такой старинный оберег. Что это? (Подкова)

- Верно! Подкова крепилась к копытам лошади, чтобы ее копыта не снашивались во время бега. Найти подкову считалось большой удачей, поэтому люди вешали ее в своем доме над входной дверью. Считалось, что она принесет в дом достаток, здоровье и счастье.

- А кто ковал подковы? (Кузнец)

- Приглашаю вас поиграть в игру «Кузнец» :

(По считалке выбирается «кузнец», остальные дети – «жеребцы». «Жеребцы» на слове "готово" убегают, "кузнец" их ловит. Пойманные «жеребцы» отходят в сторону в оговоренное место.)

«Жеребцы» подходят к "кузнецу" и говорят:

Эй, кузнец - молодец!

Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять.

"Кузнец" отвечает:

Отчего не подковать?

Вот - гвоздь, вот -подкова!

Раз, два и готово!

(после игры дети встают возле хозяйки)

- Поиграли, порезвились, а сейчас я вам расскажу еще про один оберег – это кукла-пеленашка.

(Хозяйка показывает детям куклу-оберег)

- Такую куколку мама делала своему малышу и укладывала ее в люльку (подвесная кроватка, чтобы малыш не болел.

- Сегодня я научу вас ее делать, садитесь за столы!

- Главное правило: обереги делают не для себя, а для тех, кому желают добра! Вы придумали, для кого из своих друзей или родных людей вы хотели бы сделать такую куколку?

Итак, начинаем! …

- Молодцы! Какие хорошие куколки у вас получились!

Выходите, покажите друг другу ваших куколок!

- Ребята, за ваше старание и внимание хочу угостить вас пряничками. (передает педагогу)

Педагог:

- Спасибо, тебе Красна девица! (поклон)

Хозяйка:

- Рада была с вами повидаться! А мне пора к своему хозяйству возвращаться! (уходит)

Педагог:

- Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад:

«Глазки закрываем и до трех считаем:

Один, два, три – глазки открылись,

Мы в группе очутились

- Вам понравилось путешествие?

- О чем нам поведала Красна девица?

(О том, как в старину оберегали дом и семью.)

- Как называется кукла– оберег, которую вы делали?

-Мы сегодня так много интересного узнали из жизни наших предков! Я думаю, что вы продолжите интересоваться тем, как наши предки жили раньше и будете делиться этим с нами!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Куклы-обереги»Фотоотчет «Куклы-обереги» Многие тысячелетия назад, наши далекие предки старались защитить себя и свою семью от злых духов, от сглаза, от ведьм и колдунов. Необходимо.

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Проделки старухи Шапокляк»Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Проделки старухи Шапокляк» Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Куклы-обереги на Руси и их значение в современном миреКуклы-обереги на Руси и их значение в современном мире История создания кукол- оберегов начинается со времен язычества. Это часть народной культуры. Раньше без них не обходился ни один ребенок,.

Мастер-класс для родителей и детей «Казачьи обереги — обрядовые куклы»Мастер-класс для родителей и детей «Казачьи обереги — обрядовые куклы» И снова, здравствуйте! Не публиковала ничего с прошлого года! Но сейчас поднакопилось много нового, так что милости прошу, заглядывайте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Обереги куклы-пеленашки. Как в старину оберегали дом и семью» для детей старшей логопедической группы
Опубликовано: 24 декабря 2024 в 21:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «Обереги куклы-пеленашки. Как в старину оберегали дом и семью» для детей старшей логопедической группы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Антипова (УИ 253929) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД