Елена Борухина
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Какими были первобытные люди»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по формированию элементарных представлений об организме.
«Какими были первобытные люди».
Цель: познакомить с особенностями восприятия окружающей действительности первобытными людьми. Закрепить элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека. Развивать мышление, воображение. Воспитывать интерес к истории развития человечества.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Какими были первобытные люди“» размещена в разделах
Материал: Макеты животных, декорации животного и растительного мира, изображения первобытных людей.
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня необычный день, мы отправимся в прошлое, в то время, когда сильно поменялась погода на Земле. Большие участки земли покрылись снегами и льдами. Многие животные вымерли. Лето было очень коротким, а зима очень долгая.
- Как вы думаете, легко ли жилось первобытному человеку в тех условиях? Почему?
- Что было необходимо человеку, чтобы он выжил? (Еда, одежда, жилище.)
- Где обустраивали себе жилище люди? Из чего могли его изготовить?
- Какая одежда была, из чего?
- Что на ногах? (Ответы детей.)
Правильно, поэтому у первобытных людей, первым развилось осязание – чувствование кожей.
- Что мог ощущать человек своей кожей, если он ходил босиком, почти без одежды?
А тетерь посмотрим, хорошо ли у вас развито осязание?
Игра: «Рисунки на спине».
- Почему у древних людей первым развилось осязание? А для чего оно нам?
Сейчас мы, как первобытные люди, по колючей траве, камням отправимся в лес. Присядем на полянке.
- Скажите, у первобытных людей были враги?
- Ночью они не могли спать спокойно, почему?
Незаменимыми помощниками стали уши. Начал развиваться и обостряться слух. Кстати, у древних людей уши были подвижными. Они улавливали разные звуки, поворачиваясь, как локаторы. У нас с вами то- же есть такие мышцы за ушами, но теперь они очень слабые. Давайте попробуем пошевелить ушами, вдруг получиться?
Проверим, так ли хорошо у вас развит слух, как у первобытного человека.
Игра: «Кто позвал?»
- Почему стал развиваться орган слуха, и зачем он нам?
Следующее, что развивалось, это орган зрения – глаза. С помощью глаз люди сначала различали только свет и темноту, но постепенно научились различать многообразие красок окружающего мира.
- Как вы думаете, для чего первобытному человеку хорошее зрение?
- С помощью чего они охотились? На кого?
Давайте посмотрим, как у вас развит орган зрения.
Игра: «Попади в цель».
Отлично поохотились, голодными не останемся. Шло время, и люди научились различать пищу по вкусу и запаху. Еда, сваренная на костре, была намного вкуснее сырой. Почувствовать вкус, помогал язык.
-Как вы думаете, чем питался первобытный человек?
Посмотрим, отгадаете ли вы пищу на вкус.
Игра: «Угадай по вкусу».
Постепенно люди научились улавливать и различать разные запахи.
- Как вы думаете, с помощью какого органа им это удавалось?
Мы побывали с вами в гостях у первобытного человека и не разожгли костра, а ведь огонь был очень важен для человека.
- Зачем первобытный человек разводил огонь?
- Как они его добывали?
Давайте, попробуем с помощью камней высечь искру. Не получается, ведь не из каждого камня можно высечь искру. Для этого нужен кремень.
Тяжело было первобытному человеку жить, но ему помогали помощники – органы чувств. Давайте, ещё раз назовем их.
1. Орган осязания – кожа.
2. Орган зрения – глаза.
3. Орган слуха – уши.
4. Орган обоняния – нос.
5. Орган вкуса – язык.
Всего пять органов чувств.
А на память о путешествии украшение – зуб мамонта.