Светлана Рыбакова
Занятие для детей средней группы детского сада «История Масленицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для детей средней группы детского сада
«История Масленицы».
Цель: познакомить детей с Масленицей как русским народным праздником.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы;
Публикация «Занятие для детей средней группы детского сада „История Масленицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Средняя группа
- Темочки
- познакомить с последовательностью дней масленичной недели, традиционных развлечениях в эти дни;
- расширять и активизировать словарь: встреча, заигрыш, лакомка, разгуляй, посиделки, прощённое воскресенье.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память;
- развивать речь, познавательную активность;
- развивать музыкальные способности;
- развивать физические качества: ловкость, силу.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа;
- воспитывать интерес к русскому фольклору;
- воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности;
Материалы и оборудование:
Ход мероприятия.
Под веселую музыку выходят 2 Скомороха.
Слайд 1
1 скоморох:
Разойдись честной народ,
К нам Масленица идёт.
Широка и весела,
И блиночками вкусна!
2 скоморох:
Много-много всем блинов,
Много всем горячих слов,
Зажигаются костры —
Это проводы зимы!
1 скоморох:
Провожаем зиму мы,
И печем, едим блины,
Весну дружно мы встречаем,
Что мы с вами отмечаем? (Масленицу)
Ребята, на этой неделе мы зиму провожаем, а весну встречаем. Этот праздник называется Масленица.
2 скоморох:
- А какое блюдо самое главное на Масленицу, знаете?
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг - и прямо в рот! (Блин)
Блины символизируют тёплое солнышко. Посмотрите, как они похожи на солнышко – такие же круглые, желтые и румяные.
Именно солнышко народ зазывает в конце зимы, провожая её, весну приглашая.
2 скоморох:
- А кто из вас знает, сколько дней празднуется Масленица? (ответы детей).
Слайд 2
Масленица – один из самых радостных, светлых, любимых праздниковна Руси. В старину на Руси в Масленицу славили бога солнца, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
Масленичная неделя делилась на Узкую Масленицу (понедельник, вторник и среда) и Широкую Масленицу (с четверга по воскресенье). Как правило, народ на Широкой Масленице прекращал все работы и начинал веселиться и гулять.
Каждый день масленичной недели имеет свое название:
Слайд 3
Понедельник. Первый день Масленицы называется «Встреча».
В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы, качели, балаганы, начинали печь блины. Из соломы и старой одежды делали чучело Масленицы и возили его по улице в санях. Встречали ее песнями.
Слайд 4
Вторник. Второй день Масленицы называется «Заигрыш».
Дети и взрослые ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, скоморохи пели свои частушки.
Слайд 5
Среда. Третий день Масленицы называется «Лакомка». В этот день блинов разрешалось есть столько, сколько «собака хвостом вильнула», то есть очень много. Вечером были шумные застолья и народные гуляния с песнями и плясками.
Слайд 6
Четверг. Четвертый день Масленицы называется «Разгул».
Начинается Широкая Масленица. Считалось, кто не катается в этот день на качелях, с горок, на санках, тот будет старым, больным и одиноким. Поэтому люди оставляли домашние дела, веселились и радовались, прощались с зимой, устраивали соревнования на тройках лошадей, кулачные бои.
Все в кружок вы становитесь, и за ленточки возьмитесь.
Солнышко ярко сияет, поиграть вас приглашает.
С детьми проводится подвижная игра «Карусели».
Слайд 7
Пятница, суббота. Пятый и шестой день были гостевыми днями, назывались «Посиделки».
В эти дни ходили в гости и угощались блинами. Родные собирались на чаепитие с блинами, пели песни, частушки, танцевали.
Слайд 8
Седьмой день, воскресенье, самый последний и самый важный день Масленицы. Он назывался «Прощённое воскресенье».
В этот день надо простить друг другу все обиды. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Все кланяются низко друг другу и просят прощения, а в ответ слышат: «Бог простит». В этот день хорошо отмывали посуду, ходили мыться в банюи чистыми отправлялись на главную площадь. Там сжигали чучело Масленицы и пели «Гори, гори ясно. Чтобы не погасло. Птички летят, колокольчики звенят!»
Считалось, что с пеплом и дымом от Масленицы уйдёт зима, все болезни и несчастья,начнётся весна.
Слайд 8
Просмотр видео – сжигание чучела Масленицы.
Кто запомнил – сколько дней длится Масленица?
А как назывались дни Масленицы?
Слайд 9
Приглашаем вас пройти в группу для празднования Масленицы.
«Маша-растеряша».
Дети образуют длинную «цепочку» — держат друг дружку за плечи или талию. Первый стоит водящий, он принимается бегать по участку в разных направлениях. Задача игроков-не разорвать «цепь» и не упасть (сложнее всего приходится детям, стоящим в конце). Когда кто-то падает, он выбывает из игры.
«Солнечный хоровод»
Ребята встаютв круг и берутся за руки, а ведущий встает в центр и олицетворяет собой солнышко. Дети идут по кругу, держась за руки, и поют:
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается,
А весна милее (круг расширяется).
Неожиданно ведущий громко говорит: «Горю!», а дети разбегаются в разные стороны. Задача ведущего кого-нибудь поймать! Кого поймал, тот и становится следующим солнышком. Игра начинается сначала.
Метание валенка (валенок привязан веревкой)
В Древней Руси, как известно, любили простые забавы во время празднования Масленицы. Поэтому метать валенок для русских – обязательная развесёлая игра. Суть в том, чтобы кинуть валенок как можно дальше.
Испечём блины
Цель: согласно определённым действиям надоиспечь и скушать блины. ведущий становится около круга и руководит «вкусным» процессом.
Сначала нужно включить огонь (громко хлопаем и топаем).
Далее нужна большая сковорода. Встали в круг и взялись за руки.
«Замешиваем тесто для блинов». Дети передвигаются врассыпную любым способом, который выбирают сами: бегают на носочках, кружатся на месте, кружатся в движении и т. д. Задача – не сталкиваться друг с другом.
«Делаем блинчики из теста». Музыка останавливается, дети распределяются в обручи по количеству 2, 3,4,5.
«Печем блины». Под музыку (можно использовать более спокойную) дети двигаются топающим шагом в своем кругу. По команде «переворачиваем блин», поворачиваются спиной в круг, продолжают движение. Можно переворачивать блины 2-3 раза.
«Смазываем блины начинкой и заворачиваем». Блинчики кушают с начинкой. Чтобы найти малиновое варенье, детям нужно будет сделать круг и станцевать под песню «По малину в лес пойдём».
Можно кушать блинчики и с икрой, которую можно показать одним большим комом. Дети выходят из круга и должны сделать плотный шар, обняв друг друга и т. д.
Игра «Блин золотой»
Дети образуют круг. Вместе с воспитателем и музыкальным руководителем они поют песню:
Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдёшь,
Ты дружка себе найдёшь, хоровод заведёшь!
Маша, в круг выходи, пляску заводи,
А мы похлопаем, а мы потопаем!
Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,
Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!
Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдёшь.
Одновременно с пением по кругу передаётся картонный блин. Ребёнок, на котором закончилась песня, выходит в центр и выполняет под музыку танцевальные движения. Затем он кланяется, снова возвращается в хоровод, и игра повторяется.
«Испечем блины».
Раскрасить губками круги. (нетрадиционное рисование).