римма тимергазиева
Занятие для детей от пяти лет «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
Сформировать представление о Луне как о холодном небесном теле шарообразной формы. Учить сравнивать и обобщать. Рассказать о рельефе лунной поверхности и особенностях условий окружающей среды на ней.
Оборудование: аппликация «Солнечная система» для каждого ребенка; небольшой мяч на резинке; костюм Царицы космоса (чёрная накидка, расшитая звездами и планетами); кружочки жёлтой самоклеящейся бумаги; три круга одинакового цвета, но разного размера; звёздочки из блестящей бумаги по числу детей; объемные фигуры различной формы; глобус, 2 листа ватмана с нарисованными на них кругами; емкость с песком; камни по числу детей; «лунная пыль»; дудочки; фонарик; картинки с изображением различных вещей и предметов; круги из бумаги с изображением фаз Луны.
Публикация «Занятие для детей от пяти лет „Космос“» размещена в разделах
Предворительная работа: проведение занятия на тему «Солнечная система»; проведение аппликации на тему «Состав солнечной системы»; наблюдение за сменой фаз Луны.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель в черной накидке, приходит к детям и сообщает, что к ним в гости пожаловала Царица космоса. Она хочет узнать, что дети знают о ее царстве.
Царица космоса : Ребята, попробуйте охарактеризовать мое царство, какое оно?
Дети: Холодное, темное, огромное, блестящее и т. д.
Царица космоса : Теперь я хочу загадать вам загадку:
Ночь приходит –
Она восходит.
В небе сияет,
Тьму разгоняет (Луна)
Царица космоса : Молодцы ребята. А знаете ли вы, что Луна – моя младшая дочь? Попробуйте найти Луне место в моем космическом царстве и запомните, что она входит в состав Солнечной системы.
Раздает каждому ребекку кружочек самоклеящейся жёлтой бумаги и аппликацию «Солнечная система», сделанную руками каждого на предыдущих занятиях (можно воспользоваться плакатом «Солнечная система», но тогда задание сможет выполнить только один ребенок). Дети отыскивают изображение планеты Земля и приклеивают модель Луны около нее. Если дети затрудняются, Царица космоса помогает им.
Затем Царица космоса предлагает детям подойти к предварительно подготовленным объемным фигурам различной формы и выбрать только те, которые по форме напоминают Луну. Дети выполняют задание, выбирая предметы шарообразной формы. Еще раз вместе уточняют, что Луна имеет форму шара.
Царица космоса : у меня в царстве все такие непоседы. На месте никого не удержишь, все движутся и движутся. Вот и младшая моя дочь так и вертится возле своей подружки - Земли. Давайте посмотрим, как это происходит.
Демонстрация
На отдельном столике заранее располагается глобус. Царица космоса берет приготовленную модель Луны на резинке и демонстрирует движение Луны вокруг Земли.
Царица космоса : Теперь вы сами попробуйте показать, как это происходит.
Подвижная игра.
Дети делятся на пары. Один ребёнок выступает в качестве модели Луны, другой - Земли. Они демонстрирует движение Луны вокруг Земли. При этом ребенок,ю изображающий Землю, тоже движется вокруг своей оси.
Царица космоса : За это луну даже прозвали спутником земли. Как вы думаете, что означает спутник? Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удаляться. Вот смотрите.
Демонстрация
Царица космоса демонстрирует силу притяжения Луны к Земле. Объясняет детям, что она играет роль Земли. Кидает мячик на резинке, резинка натягивается, мячик возвращается обратно. Это сила притяжения сделала Луну вечным спутником Земли.
Затем Царица космоса показывает детям круги разных размеров одного цвета и просит показать, какой из них по размерам соответствует луне, какой Земле, а какой Солнцу. Уточняет, что Луна гораздо меньше Солнца, и меньше Земли. Затем Царица космоса вновь предлагает детям взглянуть на свои аппликации «Солнечная система» и определить, что же расположено от Земли дальше, Луна или Солнце.
Царица космоса : Ребята, хочется вам посмотреть поближе, что там есть на луне? Давайте туда слетаем. Прямо в этой одежде полетим? Почему нет?что необходимо одеть для космического путешествия?.
Чтобы полет прошёл удачно, вот вам всем по волшебной звездочке. Они вам помогут в полете. Итак, закрываем глаза и произносим заклинание:
«10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 в звездный космос полети!
Игра на воображение
Царица космоса спрашивает детей, что они наблюдают вокруг во время полета. (дети фантазируют с закрытыми глазами). внимание, приготовтесь, прилуняемся! (Дети открывают глаза и видят перед собой макет или изображение лунной поверхности).
Царица космоса : Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью от такой. (показывает. Затем выкладывает два листа ватмана с нарисованными на нем кругами и предлагает детям насыпать на оба круга «Лунную пыль». Царица космоса пальцами делает в песке углубления и объясняет, что эти следы оставили космонавты, высаживавшиеся на поверхности Луны).
Царица космоса : дело в том, ребята, что на Луне совсем нет воздуха. А мы с вами знаем, что ветер - это движение воздуха. Если бы на Луне дул ветер, то эти следы. Давайте посмотрим, что с ними произошло бы.
Как можно создать ветер? Верно, подуть. (Дети дуют, следы исчезают). теперь взглянем на соседний лист. Так как на Луне нет ветра, следы космонавтов останутся на ней навсегда.
А еще на поверхности Луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на земле (ставит пластилиновые горы на макет, и глубокие ямы - кратеры. Таких глубоких впадин нет на земле. Ученные выяснили, что они образовались от падения метеоритов на поверхность планеты. Давайте попробуем посмотреть, как это происходит.
Опыт
Воспитатель раздает детям камни и сообщает, что это метиориты. Предлагает воспроизвести процесс падение метиоритов, кидая камни в емкость с «лунной пылью» (песок можно немного смочить водой). от падения камней образуются ямки.
Царица космоса : Наблюдали вы за Луной? Всегда ли мы видим Луну в виде полного круга? А Солнце? Задумывались ли вы, почему так происходит?
Как правило, дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда Царица космоса объясняет, что Солнце, как электрическая лампочка, самоизлучает свет, а Луна лишь отражает свет Солнца. Предлагает продемонстрировать опыт.
Опыт
Опыт проводится в затемненной комнате. Фонарик играет роль солнца. Мячик небольшого размера является моделью Луны. Один из детей держит модель Луны в руках. Когда фонарик не включен (солнце не светит на видимую с Земли поверхность луны. Дети видят «Луну» в виде полного круга.
Царица космоса : на Луне нет не только воздуха, но и воды. Подумайте обитают ли там живые существа? Почему?
Так как Луна притягивает к своей поверхности слабее, чем Земля, то вы свободно смогли бы на Луне поднять вот такой стол (показывает на стол или что - то другое). на Луне вы без лишних усилий, просто подпрыгнув, смогли бы коснуться рукой этого потолка. Так же, просто оттолкнувшись, смогли бы прыгнуть в длину на 10-20 м.
Вы мне уже говорили, что мы видим луну по разному. Иногда мы совсем не видим луны на небе. Такой ее вид называется новолунием. (Царица космоса помещает на фланелеграф чёрный кружок) через несколько дней мы уже видим луну вот такой (помещает на фланелеграф изображение следующей лунной фазы). Еще через несколько дней вот такой (помещает фланелеграф изображение четверти растущей луны и проводит от неё вниз чёрточку таким образом, чтобы получилась буква Р, объясняя, что сейчас Луна растёт.
Еще через некоторое время мы видим Луну такой (изображение полной луны). такой вид луны называется полнолунием. Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время примет такой вид (изображение следующей фазы луны). останется от луны лишь серп, похожий на букву С. говорят что луна убывает стареет.
Плыл по небу лунный серп,
Серп склонялся на ущеб.
И поэтому с небес
Нам светила буква «С».
Царица космоса сообщает детям, что они могут отправится в путешествие на луну. Для любого путешествия необходимо взять с собой нужные вещи. Она выкладывает перед детьми набор картинок и предлагает указать, какие вещи могут пригодиться на луне, а какие нет.