Валентина Морозова
Занятие «Автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия.
Тема: «Автоматизация звука Р».
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Цель: Автоматизация звука «р».
Задачи:
Публикация «Занятие „Автоматизация звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Коррекционно-образовательные: расширение знаний о правилах дорожного движения, активизация словаря по теме «Транспорт», совершенствование грамматического строя речи, упражнение в слоговом анализе слов.
Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, подвижности артикуляционного аппарата, закрепление правильного произнесения звука «р» в слогах, словах.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать стремление соблюдать правила дорожного движения, умения сопереживать, помогать друг другу, быть вежливыми.
Оборудование: плоскостное изображение Светофорика. Круги из белой бумаги, по диаметру соответствующие кругам глазам Светофорика. Воздушные шары жёлтого, зелёного, красного цвета. Картинки с изображением видов транспорта. Сигнальная карточка зелёного цвета. Две сюжетные картинки «На дороге» с пятью различиями в изображении. Сюжетная картинка «Улица». Фотография Светофорика.
Предварительная работа: беседа о правилах дорожного движения, разучивание комплекса артикуляционной гимнастики.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Логопед: Отгадай загадку. И в ней, и в отгадке есть звук, правильным произнесением которого мы будем сегодня заниматься.
Разных три имею глаза,
Но открою их не сразу.
Если глаз открою красный -
Стоп! Нельзя идти! Опасно!
Жёлтый глаз - погоди!
А зелёный – проходи!
(Светофор.)
2. Постановка цели занятия.
- Какой согласный звук ты слышал чаще всего?
(Звук «р»).
- Правильно, в нашей загадке часто встречался звук «р» - мягкий или твёрдый. Сегодня мы будем играть с этим звуком и поговорим о транспорте и правилах дорожного движения. Скажи, для чего нужны светофоры?
(Чтобы управлять движением людей и транспорта).
- Где устанавливают светофоры?
(На перекрёстках оживлённых дорог).
-Что может произойти на перекрёстках, если светофоры сломаются?
(Могут возникнуть аварии).
3. Артикуляционная гимнастика.
- Послушай рассказ. В одном небольшом городе на перекрёстке двух дорог стоит Светофорик. (Выставляется изображение Светофорика).
- Каждое утро Светофорик открывает глаза
(ребёнок выполняет упражнение «Грибок» ,
- Чистит зубы (упражнение «Почистим зубы» ,
- Причёсывает волосы (упражнение «Расчёска» ,
- кушает на завтрак блинчики (упражнение «Блинчик»)
- И пьёт душистый чай из чашки (упражнение «Чашечка»).
4. Автоматизация звука «р» в слогах.
- Затем Светофорик выглядывает на улицу. Ему интересно смотреть по сторонам своими разноцветными глазами. Мимо него проезжают огромные грузовики:
Тра-тра-тра-тра,
Тро-тро-тро-тро,
Тру-тру-тру-тру,
Тры-тры-тры-тры.
(Ребёнок повторяет слоги.)
5. Выделение звука «р» из слов.
-Однажды Светофорик стал быстро-быстро моргать и сломался – перестали гореть его глаза. (На изображении Светофорика закрываются разноцветные круги.) Остановились и засигналили машины, люди не могут перейти дорогу. Давай поможем Светофорику отремонтировать его глаза. Для этого нужно выполнить задания.
Игра «Регулировщик».
Логопед: Сейчас ты станешь регулировщиком уличного движения. Я буду называть слова, а ты, если услышишь в слове звук «р», подними карточку вверх. ( Логопед называет слова: дорога, небо, труд, трамвай, машина, колесо, метро, трос, велосипед). Если ребёнок правильно выполнил задание, то надувает жёлтый воздушный шар, а логопед снимает белый кружок с жёлтого глаза светофора.
Игра «Выбери транспорт».
Логопед: Выбери картинки, на которых изображены виды транспорта со звуком «р» в названии.
Если он правильно выполнил задание, то надувает красный воздушный шар, а логопед снимает белый кружок с белого глаза светофора.
6. Автоматизация звука «р» в словах.
Игра «Один – много».
Логопед называет транспортные средства в именительном падеже единственного числа и предлагает ребё нку назвать эти средства в именительном и родительном падежах множественного числа:
Грузовик – грузовики – много грузовиков.
Трамвай – трамваи – много трамваев.
Троллейбус – троллейбусы – много троллейбусов.
7. Согласование числительных с существительными в числе.
Игра «Весёлый счёт».
Логопед: Давай сосчитаем машины, едущие по улице. Я начну, а ты продолжи. Один трамвай. (Два трамвая, три трамвая) Если ребёнок правильно выполнил задание, то надувает зелёный воздушный шар, а логопед снимает белый кружок с зелёного глаза светофора.
8. Итог.
- Вот ты и помог отремонтировать Светофорику глаза. Движение транспорта восстановлено. Светофорик благодарит тебя за помощь, дарит на память свою фотографию и просит не нарушать правила дорожного движения.