светлана мельникова
Занимательный математический материал
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из средств формирования у дошкольников элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию.
Публикация «Занимательный математический материал» размещена в разделах
Занимательный математический материал в силу свойственной ему занимательности, скрытой в ней серьёзной познавательной задачи, увлекая, развивает детей. Единой, общепризнанной его классификации не существует. Чаще всего какая-либо задача или группа однородных задач получает название, в котором отражается либо содержание, либо игровая цель, либо способ действия, либо используемые предметы. Иногда название содержит описание задачи или игры в свёрнутой форме. Из занимательного материала в работе с детьми могут использоваться самые простые его виды:
-геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образа или по замыслу;
-«Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объёмных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определённым образом;
-логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;
-задачи на нахождение признака, признаков отличия или сходства фигур;
-задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребёнок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая её рядом или заполняя пропущенное место;
-лабиринты-упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки;
- занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;
- занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из частей и т. д.);
- задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путём перекладывания указанного количества палочек);
- загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;
- стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;
- задачи в стихотворной форме;
- задачи-шутки и т. д.
Этим далеко не исчерпывается весь занимательный математический материал, который может использоваться в работе с детьми. Перечислены отдельные его виды.
Занимательный математический материал по своей структуре близок детской игре: дидактической, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, драматизации. Как и дидактическая игра, он прежде всего направлен на развитие умственных способностей, качеств ума, способов познавательной деятельности.
Познавательное его содержание, органически сочетаясь с занимательной формой, становится действенным средством умственного воспитания, непреднамеренного обучения, наилучшим образом соответствуя возростным особенностям ребенка – дошкольника. Многие задачи – шутки, головоломки, занимательные упражнения и вопросы, потеряв авторство, передаются из поколения в поколение, как и народные дидактические игры. Наличие правил, организующих порядок действий. Характер наглядности. Возможность соревнования. Во многих случаях ярко выраженный результат роднят занимательный материал дидактической игрой. Одновременно он содержит и элементы других видов игр: роли, сюжет, содержание, отражающее, какое – либо жизненное явление, действие с предметами, решение конструктивной задачи, любимые образы сказок, рассказов, мультфильмов, драматизацию – все это свидетельствует о многосторонних связях занимательного материала с игрой. Он как бы вбирает в себя некоторые элементы, черты и особенности: эмоциональность, творчество, самостоятельный и самодеятельный характер.
Занимательный материал имеет и свою собственную педагогиче-
скую ценность, позволяя разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших математических представлений. Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способ-ствует организации общения детей между собой и со взрослыми.
Отметим основные педагогические требования к занимательно-му математическому материалу как дидактическому средству.
1. Материал должен быть разнообразным. Это требование выте-кает из основной его функции, заключающейся в развитии и совер-шенствовании количественных, пространственных и временных представлений у детей. Разнообразными должны быть заниматель-ные задачи по способам решений. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда, сама задача из нестандартной становится шаблонной, её развивающее влияние ре-зко снижается. Разнообразить следует и формы организации рабо-ты с этим материалом : индивидуальные и групповые,в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и до-ма и т. д.
2. Занимательный материал должен использоваться не эпизоди-чески, случайно, а в определённой системе, предполагающей по-степенное усложнение задач,игр, упражнений.
3. Организуя деятельность детей с занимательным материалом и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с со-зданием условий для самостоятельных поисков способов решения.
4. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребёнка. Это требование реа-лизуется благодаря варьированию заданий, методических приёмов и форм организации.