Эмма Рубцова
Занимательная экология в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Рубцова Эмма Тихоновна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 63 «Академия успеха»»;
Занимательная экология в начальной школе
Публикация «Занимательная экология в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одной из актуальных проблем в современной школе является проблема экологического воспитания. От того, насколько грамотными будут наши дети в вопросах мировоззренческих, экологических, во многом будет зависеть и будущее новых поколений. Сегодня экологическая культура, экологическая грамотность становятся важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости личности. Поэтому необходимо строить так процесс образования и воспитания, чтобы формировать и углублять знания детей о природе, поощрять стремление учащихся охранять природу, вырабатывать умения и навыки природоохранной деятельности, формировать убеждённость в необходимости бережного отношения к окружающей среде, к природным богатствам.
Цель, которую должен поставить перед собой каждый учитель - это воспитание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка; создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их.
В своей работе учителя используют различные виды деятельности экологического характера. Основная форма проведения – игра, игровая ситуация. По нашему мнению именно включение игры в процесс формирования у детей представлений об окружающей среде и взаимосвязях, о ценностных ориентациях создаёт эмоциональный фон, который обеспечивает более эффективный результат усвоения познавательного материала. Важна и обратная сторона явления: экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей лучше войдут в их самостоятельную творческую деятельность, станут её содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивало лишь интеллектуальную сторону личности школьника.
В практике нашей работы были использованы следующие дидактические экологические игры в которых ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.
Игра «Что у нас общего?»
Основные цели: коррекция отношения учащихся к «неприятным» животным, постановка себя на место животного, формирование этики отношения ко всем живым существам.
Участникам предлагается заполнить таблицу, отметив в каждой клеточке «да» или «нет»
Кто? Умеет плавать под водой? Может проспать всю зиму? Может заболеть? Умеет прыгать? Ест конфеты? Умеет летать? Ходит в школу? Умеет ползать Хочет жить?
Гадюка
Жаба
Крыса
Паук
Червяк
Пиявка
Я сам (а)
Затем предлагается ответить на вопросы:
1. Что общего у тебя со всеми животными?
2. Что умеют делать некоторые животные, чего не можешь ты?
3. Чему из этого ты ещё можешь научиться?
4. С кем из животных у тебя больше всего общего?
5. У тебя с животными оказалось больше общего или больше различного?
Игра «Лесные заморочки»
Тема: Птицы
Ход игры: играющие выбирают карточку из 16-ти разложенных на столе. Ведущий читает текст под выбранным номером. Играющий отгадывает, о какой птице идёт речь. Выигрывает тот, кто больше отгадает.
(1. Это птичка прилетает в наши края весной, когда ещё холодно, зябко. Зяблик
2. Эта небольшая птичка скромной коричнево-серой окраски славится своим чудесным пением. Соловей и т. д.)
Игра «Зелёная аптека»
В ряде из пяти растений необходимо выбрать четыре лекарственных растения и рассказать об их лечебных свойствах.
Игра «А что у нас?»
Ход игры: объедините слова в пары, объяснив принцип подбора.
1. Баран, корова, овца, лошадь, свинья, кабан, бык, конь.
2. Жеребёнок, корова, щенок, овца, телёнок, ягнёнок, лошадь, собака.
3. Бегемот, заяц, крокодил, питон, русак, удав, гиппопотам, аллигатор.
Игра по экологии «Звёздный час»
Цель: закрепить знания о фактах и явлениях в природе. Игровые действия: у детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей правильный ответ. За каждый правильный ответ выдается звезда, у кого больше звезд, тот и победитель.
Вопросы:
- Кто из этих животных не живет в тайге? (1 — волк, 2 — жираф, 3 — лиса.)
- Какие из этих птиц занесены в Красную книгу? (1 — утка-мандаринка, 2 — сокол, — воробей.)
- Какой из грибов ядовитый? (1— белый гриб, 2 — дождевик, 3— белый навозник.)
- Какие из перечисленных растений являются лекарственными? (1 — крапива, 2 — колокольчик, 3 — синий василек.)
- Кого называют королем грызунов? (1 — суслик, 2 — бобр, 3 — хомяк.)
- Кого называют глазастым охотником? (1— варан, 2 — стрекоза, 3—лягушка.)
- Какого жука называют опасным преступником? (1 — майский жук, 2 — колорадский жук, 3 — жук-олень.)
- Какие из перечисленных змей ядовитые? (1— гадюка, 2 — уж, 3 — кобра.)
- Какое из этих животных живет в пустыне? (1 — верблюд, 2 — тигр, 3 — волк.)
- Назовите перелетных птиц. (7 — кукушка, 2 — ласточка, 3 — стриж.)
- О какой птице загадка:
Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли —
Им с ходулей не сойти.
(1 — зарянка, 2 — ворона, 3 — журавль.)
Педагогические наблюдения за детьми в процессе игры дают большой материал для учителя, позволяют осуществлять ту обратную связь в образовательном процессе, которая позволяет оценивать достижения прогнозируемого результата в экологическом образовании детей. Результатом правильного экологического воспитания является эстетическое удовольствие, восхищение детей при восприятии природы, в практической готовности участвовать в создании необходимых условий для живых существ, которые находятся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель.
Список использованной литературы:
1. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников : Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М. : АРКТИ, 2001.
2. Экологический калейдоскоп : Учебно-методическое пособие/Сост. Л. Ю. Кондрашова. -Смоленск:СОИУУ,2002.
3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные/ Авт. -сост. П. Р. Ляхов. М. ,2001.