Алла Козлова
Занимательная математика в обучении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательная математика
в обучении дошкольников
Любая математическая задача на смекалку для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Публикация «Занимательная математика в обучении дошкольников» размещена в разделах
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы:
1. Развлечения.
2. Математические игры и задачи.
3. Развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида. Как можно представить этот материал в схеме? Подробнее хочется остановиться на методике использования игры «Танграм», которая входит в раздел «Развлечения».
Для эффективной реализации логических задач предлагаем расширить возможности известных многим игр: «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг», «Танграм».
Перечисленные игры помогают развить творческие способности, логическое и пространственное мышление, становятся незаменимыми помощниками в организации праздников и конкурсов. В эти игры можно играть одному, двоим, группой, всей семьёй.
А суть этих игр в том, что, когда человек составляет фигуру за фигурой и находит среди множества различных комбинаций одну-единственную, которая даст именно нужное изображение, то в момент поиска, сравнения, преобразования происходит развитие логического и образного мышления (приходится сравнивать, анализировать сделанные ходы и планировать следующие, объединять разнообразные детали в целое).
предложенные игры известны давно. Предлагаем сделать эти игры более развивающими, постепенно усложняя задачу и представить в пяти видах:
1. Черный (цветной) силуэт.
2. Частичная разметка контура фигуры, где показана одна или две детали, а остальные нужно «увидеть».
3. Полная разметка контура по деталям.
4. Разметка контура в натуральную величину для наложения деталей фигурок (для детей 3-4 лет).
5. Разметка контура с символическим или цифровым обозначением деталей.
Работу по использованию игры «Танграм» предлагаем проводить в два этапа.
I этап (II младшая группа).
Работа строится с использованием карточек с изображением или силуэтом фигуры, состоящей из трех-четырех деталей, представленных в натуральную величину – так – ребё нку легче выполнить задание методом наложения:
1-й уровень сложности:
а) сложить фигуру по размеченному контуру.
2-й уровень сложности:
б) сложить фигуру по частично размеченному контуру.
3-й уровень сложности:
в) сложить фигуру по черному силуэту.
Чтобы малышу было интереснее, на карточке можно заранее нарисовать дополнительные элементы: носик, глазки, траву, солнышко и т. п.
Перед началом работы целесообразно прочитать стихи, загадки, рифмовки, относящиеся к предмету изображения (см. приложение).
II этап (средняя, старшая, подготовительные группы).
Фигура должна состоять из пяти и более деталей. Последовательность усложнения заданий можно представить следующим образом: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мыслительных действий. Усложнение заданий и изменение характера руководства со стороны педагога, повышение роли самостоятельных действий детей в ходе поисков составления фигуры помогают им овладевать более современными способами трансфигурации, на основании чего возможно моделирование предметных изображений по собственному замыслу. Задания можно распределять по следующим уровня сложности:
o Сложить фигуру по размеченному контуру;
o по частично размеченному контуру;
o по черному силуэту;
o по частично размеченному контуру с цифрами или символическим обозначением деталей (из 2-х комплектов);
o вслед за работающим у фланелеграфа;
o по собственному замыслу.
Предлагаем использовать игры, способствующие развитию интеллекта дошкольников. К ним относятся: логические цепочки «Продолжи ряд предметов».
Эти задания принадлежат к числу конвергентных, невербальных. В основе их выполнения лежит интеллектуальная операция, называемая сериацией. Суть её, как известно, составляет установление последовательных взаимосвязей, упорядочение различий. Простейший пример сериации – сбор ребёнком обычной пирамидки из деревянных или пластмассовых колец. На уровне предметно-практических действий данная сериация выглядит очень простой, однако на вербальном уровне, при использовании, например, геометрических фигур, она достаточно сложна.
Прикладное, практическое значение овладения этой операцией велико. н ней базируется понимание и правильное обращение с различными шкалами, инструментами измерения. Такие математические понятия, как арифметическая и геометрическая прогрессия, тоже имеют своим фундаментом данную интеллектуальную операцию.
Для многих детей задачи данного типа оказываются довольно сложными. Если ребёнку трудно самостоятельно найти закономерность, подскажите ему, что сначала необходимо внимательно проанализировать все предметы, сравнить их между собой и определить чем каждый следующий отличается от предыдущего. Обратите внимание, что эти отличия являются не случайными, а закономерными, т. е. они подчиняются определенному правилу. По окончании решения попросите ребёнка обосновать свой выбор. Подобная методика поможет научить ребёнка делать логические, верные и осознанные умозаключения.
Логические цепочки в порядке усложнения.
1. Задания для 2 младшей группы
логическая цепочка «Бусы для куклы»;
логическая цепочка «Заборчик»;
логическая цепочка «Ремонт поезда».
2. Задания для средней группы:
логическая цепочка «Утята»;
логическая цепочка «Деревья»;
логическая цепочка «Звездочки».
3. Задания для старшей и подготовительной группы:
«Найди нужную фигуру»;
«Многоугольники и круги»;
«Занимательная геометрия».
Считаем, что использование данного занимательного материала позволило повысить качество образования по подготовке детей к обучению в школе. Проводимая работа способствует развитию интеллектуального уровня, формирует умение мыслить, анализировать. Результат данной деятельности можно было увидеть при выполнении заданий на интеллектуальной мини-олимпиаде.
Подготовила
воспитатель МАДОУ детский сад КВ №33
Козлова А. М.
Наро – Фоминск – 2017г.