Получи документы

Занимательная физкультура с детьми с ОВЗ по зрению с использованием нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ (5 фото)

Ирина Груздева
Занимательная физкультура с детьми с ОВЗ по зрению с использованием нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»

В. А. Сухомлинский

Воспитание здорового ребенка – сложнейшая задача, поставленная нам природой. Известно, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние организма, при котором отсутствие заболеваний сочетается с физическим, психическим, и социальным благополучием человека.

Темочки:

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врожденных отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы. В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.

Дети с ОВЗ, как правило, посещают специальные образовательные учреждения.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида детский сад №6 «Орленок» г. Тейково Ивановской области, в котором я работаю инструктором по ФК, функционируют 11 групп, две из которых компенсирующего вида - для детей с ОВЗ по зрению. С этими детьми работают воспитатели, дефектолог, логопед, медицинские работники, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Помимо учебно-воспитательной и коррекционной работы, которая проводится воспитателем под руководством тифлопедагога и по рекомендации врача – офтальмолога в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей, большое внимание также уделяется физическому воспитанию.

Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья, физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения, так как нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, что сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушением зрения и общее функциональное состояние здоровья. Поэтому физическое воспитание включает ряд специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой:

• достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия, ориентировки в пространстве, координации движений и др. ;

• коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно - двигательную ориентировку;

• преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, боязни пространства и др.);

• активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.

Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями, физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает создание такой предметно-развивающей среды, чтобы она не напоминала казенное помещение. Зал в нашем физкультурном зале оформлен ярко и необычно. Дети, приходя на занятия, всегда замечают что-то новое, что, несомненно, вызывает у них интерес. Разметка в физкультурном зале сделана таким образом, чтобы детям было удобно перемещаться в пространстве, перестраиваться в колонны.

Для того, чтобы приобщить детей к ЗОЖ, повысить интерес к физкультурным занятиям, сделать их более интересными и насыщенными, помимо стандартного физкультурного оборудования я использую в своей работе и нестандартное физкультурное оборудование (НФО, изготовленное своими руками. Ведь новое спортивное оборудование – это всегда стимул активации физкультурно – оздоровительной работы. Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, меняя оборудование. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создаёт условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к физкультурным занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Дети с удовольствием выполняют различные упражнения с нестандартными пособиями, прыгают, играют в подвижные игры, ориентируются в пространстве, тренируют глаза, что в целом положительно влияет на организм. НФО позволяет развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память, развивать чувство формы и цвета, способствует формированию физических качеств и двигательных умений детей.

Мной разработаны конспекты занятий и развлечений с использованием изготовленного мной нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяются на практике.

К нестандартному физкультурному оборудованию применяется ряд санитарно-гигиенических требований.

Нестандартное физкультурное оборудование должно быть :

* Безопасным

* Максимально эффективным

* Компактным

* Универсальным

* Простым в применении

* Эстетичным

* Полифункциональным.

На своих занятиях в работе с детьми с ОВЗ по зрению я использую следующее нестандартное физкультурное оборудование.

1. Моталочки – представляет собой шнур, к одному концу которого привязана палочка или фломастер, а к другому – игрушка. Моталочки могут быть одинарными и двойными.

Использование моталочек : моталочки можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Дети наматывают на палочку шнур с привязанной игрушкой. Игра «Кто быстрей?».

Цель:

- развитие мелкой моторики рук,

ловкости, быстроты движений.

- развитие фиксации взора,

- воспитание упорства, настойчивости,

позитивного духа соперничества.

2. Веселые кегли – гантели. Представляют собой удобные для детских рук емкости из-под йогурта, ярко украшенные, наполненные песком, горохом, солью и т. д. весом 200-500 гр. в зависимости от возрастной группы детей и их физических возможностей.

Использование кеглей-гантелей :

Кегли можно использовать в общеразвивающих упражнениях (ОРУ, общих видах движений (ОВД, силовых упражнениях, в игре в боулинг, что развивает меткость, в соревнованиях.

Цель:

- развитие мышц плечевого пояса и рук,

- развитие мышц ног,

- развитие меткости.

- развитие прослеживающей функции глаза

3. Косички – косичка длиной 30-40 сантиметров, заплетенная из трех полосок гипоаллергенной трикотажной или акриловой пряжи.

Использование косичек :

Косички можно использовать в общеразвивающих упражнениях, игры-эстафеты, прыжки через косички, не наступая на них.

Цель:

- развитие мышц верхних и

- нижних конечностей; спины;

- развитие прыгучести.

4. Шнуры – косичка длиной 2,5-4 метра, заплетенная из трех полосок гипоаллергенной трикотажной или акриловой пряжи.

Использование шнуров :

упражнения в равновесии, выполнение прыжков, перешагивание змейкой, не наступая на шнур.

Цель:

- развитие мышц нижних конечностей;

- развитие прыгучести, формирование правильной осанки.

5. Тренажёры «Бильбоке» - отрезанные пластиковые бутылки в форме воронки, к которым на шнуре прикрепляются капсулы от киндер- сюрприза. Для украшения можно использовать фоамиран, самоклеящуюся пленку и т. д.

Использование «Бильбоке» : поймать шарик ёмкостью сначала одной рукой, потом другой рукой. Ловить шарик, закрывая глаза по-очереди.

Цели:

- развитие глазомера,

- меткости,

- координации,

- ловкости, внимания.

6. Султанчики - на деревянные палочки для роллов крепятся капсулы от киндер-сюрпризов. Украшаются разноцветными кружочками из цветной самоклеящейся пленки и нитками.

Использование султанчиков :

общеразвивающие упражнения, самомассаж, подвижные игры – дети перемещаются по залу под музыку, как только музыка перестает звучать, им нужно найти свою пару по цвету кружочков на султанчиках.

Цель:

- развитие мышц рук,

плечевого пояса, спины;

- самомассаж;

- регуляция дыхания;

- развитие ориентира

7. Мешочки – мешочки, сшитые из плотной ткани, наполненные горохом, песком, солью и т. д. весом 200 гр.

Использование мешочков :

общеразвивающие упражнения, упражнения в равновесии для формирования правильной осанки, метание в обруч, что развивает меткость.

Цель:

- развитие крупной и мелкой моторики

- внимания, меткости, равновесия

- тактильной чувствительности

8. Флажки – куски яркой однотонной ткани прямоугольной формы, которые крепятся на деревянные палочки или карандаши.

Использование флажков : флажки используются в общеразвивающих упражнениях, в играх (дети перемещаются по залу под музыку, как только музыка перестает звучать, им нужно найти свою пару по цвету флажка, найти свой домик-обруч по цвету флажка. Можно использовать в эстафетах и праздниках.

Цель:

- развитие мышц рук, плечевого пояса, спины;

- развитие внимания;

- развитие ориентира.

9. Солнышко - связанное крючком солнышко с открепляемыми лучами.

Использование : с солнышком можно не только заниматься, выполняя ряд общеразвивающих упражнений – наклоны, приседания и т. д., ряд общих видов движений - прыжки, перешагивания через лучи, бег вокруг солнышка. Также с солнышком можно поиграть в игру «третий лишний» и др., что очень нравится детям.

Цель:

- укрепление мышц туловища;

- конечностей.

- ловкости, быстроты, координации движений.

В завершение занятия по физической культуре можно выполнить гимнастику для глаз. Для этого в нашем физкультурном зале на одной из стен нарисованы тренажеры, где дети с большим удовольствием выполняют гимнастику для глаз. Гимнастика проводится стоя, в течение 2-4 минут. Дети должны глазами проследить путь от бабочек к лепесткам цветка, помочь щенку «добраться» по цветным дорожкам до мячика, будки и косточки. Использование такой гимнастики положительно влияет на работоспособность зрительного аппарата.

По моей рекомендации во всех группах нашего детского сада был проведен конкурс на лучший физкультурно - оздоровительный уголок, в котором можно было увидеть не только фабричное оборудование, но и нестандартные пособия, изготовленные воспитателями и родителями.

Практика показала, что только одна развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, не принуждая его. Поэтому нестандартное физкультурное оборудование, как часть развивающей среды, не только можно, но и нужно использовать на физкультурных занятиях, развлечениях, в группе, так как НФО вызывает у детей положительные эмоции, что формирует организм в целом.

Список используемой литературы :

1. «Физическое воспитание» (Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец).

2. «Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет» (Е. А. Чевычелова)

3. Социальная технология научно – практической школы им. Ю. Ф. Змановского

«Здоровый дошкольник».

Занимательная физкультура с детьми с ОВЗ по зрению с использованием нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ
Забота о здоровье это важнейший труд воспитателя От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь умственное развитие прочность знаний вера в свои силы Сухомлинский Воспитание здорового ребенка сложнейшая задача поставленная нам природой Известно что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами
Публикации по теме:

Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования»Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования» Большое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется физическому развитию детей. Согласно ФГОС дошкольного образования образовательная.

Фотоотчёт о моём участии в областной выставке нестандартного физкультурного оборудованияФотоотчёт о моём участии в областной выставке нестандартного физкультурного оборудования Попова Валентина Одной из основных целей дошкольного воспитания является забота о физическом и психическом здоровье ребёнка, его эмоциональном.

Игры на развитие меткости с использованием нестандартного оборудования.Игры на развитие меткости с использованием нестандартного оборудования. Образовательная область: «Физическое развитие» Цель: Разнообразить игры и упражнения детей на свежем воздухе. Задачи: 1. Развивать меткость,.

Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования в ДОУМастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ Канат из капсул киндер сюрпризов и другое нестандартное оборудование. Хочу представить Вашему вниманию нестандартное физ. оборудование,.

Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудованияМастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования Тренажер для детей подготовительной группы "Самый меткий". Этот тренажер необходим для развития меткости, точности, ловкости, выработки.

Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования. Тренажёр «Бананоед» в соответствии с ФГОС Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования. Тренажёр «Бананоед» в соответствии с ФГОС  Дорогие маамовцы! Спешу поделиться с вами моим приобретением, а точнее сказать тренажёром, сделанный своими руками. Дело в том, что работаю.

Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования «Эспандер для малышей — крепышей»Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования «Эспандер для малышей — крепышей» Мастер - класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования "Эспандер для малышей - крепышей". «Чтобы сделать ребенка умным.

Самомассаж с использованием нестандартного оборудования  «Волшебные перчатки»Самомассаж с использованием нестандартного оборудования  «Волшебные перчатки» Здоровье ребёнка в наших руках! Существует огромное количество методов и приемов по воспитанию и укреплению здоровья с самого рождения.

Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ»Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ» Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую.

Статья «Разнообразие двигательной активности детей с использованием нестандартного физкультурного оборудования» Вопрос о физическом развитии дошкольников в настоящее время стоит остро, как никогда. Эпидемия гиподинамии, захватившая взрослое и подростковое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательная физкультура с детьми с ОВЗ по зрению с использованием нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ
Опубликовано: 14 января 2020 в 14:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занимательная физкультура с детьми с ОВЗ по зрению с использованием нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Груздева (УИ 1524146) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД