Ирина Груздева
Занимательная физкультура с детьми с ОВЗ по зрению с использованием нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В. А. Сухомлинский
Воспитание здорового ребенка – сложнейшая задача, поставленная нам природой. Известно, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние организма, при котором отсутствие заболеваний сочетается с физическим, психическим, и социальным благополучием человека.
Темочки:
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Физическое развитие, спорт
- Темочки
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врожденных отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы. В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.
Дети с ОВЗ, как правило, посещают специальные образовательные учреждения.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида детский сад №6 «Орленок» г. Тейково Ивановской области, в котором я работаю инструктором по ФК, функционируют 11 групп, две из которых компенсирующего вида - для детей с ОВЗ по зрению. С этими детьми работают воспитатели, дефектолог, логопед, медицинские работники, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Помимо учебно-воспитательной и коррекционной работы, которая проводится воспитателем под руководством тифлопедагога и по рекомендации врача – офтальмолога в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей, большое внимание также уделяется физическому воспитанию.
Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья, физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения, так как нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, что сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушением зрения и общее функциональное состояние здоровья. Поэтому физическое воспитание включает ряд специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой:
• достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия, ориентировки в пространстве, координации движений и др. ;
• коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно - двигательную ориентировку;
• преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, боязни пространства и др.);
• активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.
Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями, физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает создание такой предметно-развивающей среды, чтобы она не напоминала казенное помещение. Зал в нашем физкультурном зале оформлен ярко и необычно. Дети, приходя на занятия, всегда замечают что-то новое, что, несомненно, вызывает у них интерес. Разметка в физкультурном зале сделана таким образом, чтобы детям было удобно перемещаться в пространстве, перестраиваться в колонны.
Для того, чтобы приобщить детей к ЗОЖ, повысить интерес к физкультурным занятиям, сделать их более интересными и насыщенными, помимо стандартного физкультурного оборудования я использую в своей работе и нестандартное физкультурное оборудование (НФО, изготовленное своими руками. Ведь новое спортивное оборудование – это всегда стимул активации физкультурно – оздоровительной работы. Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, меняя оборудование. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создаёт условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к физкультурным занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Дети с удовольствием выполняют различные упражнения с нестандартными пособиями, прыгают, играют в подвижные игры, ориентируются в пространстве, тренируют глаза, что в целом положительно влияет на организм. НФО позволяет развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память, развивать чувство формы и цвета, способствует формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Мной разработаны конспекты занятий и развлечений с использованием изготовленного мной нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяются на практике.
К нестандартному физкультурному оборудованию применяется ряд санитарно-гигиенических требований.
Нестандартное физкультурное оборудование должно быть :
* Безопасным
* Максимально эффективным
* Компактным
* Универсальным
* Простым в применении
* Эстетичным
* Полифункциональным.
На своих занятиях в работе с детьми с ОВЗ по зрению я использую следующее нестандартное физкультурное оборудование.
1. Моталочки – представляет собой шнур, к одному концу которого привязана палочка или фломастер, а к другому – игрушка. Моталочки могут быть одинарными и двойными.
Использование моталочек : моталочки можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Дети наматывают на палочку шнур с привязанной игрушкой. Игра «Кто быстрей?».
Цель:
- развитие мелкой моторики рук,
ловкости, быстроты движений.
- развитие фиксации взора,
- воспитание упорства, настойчивости,
позитивного духа соперничества.
2. Веселые кегли – гантели. Представляют собой удобные для детских рук емкости из-под йогурта, ярко украшенные, наполненные песком, горохом, солью и т. д. весом 200-500 гр. в зависимости от возрастной группы детей и их физических возможностей.
Использование кеглей-гантелей :
Кегли можно использовать в общеразвивающих упражнениях (ОРУ, общих видах движений (ОВД, силовых упражнениях, в игре в боулинг, что развивает меткость, в соревнованиях.
Цель:
- развитие мышц плечевого пояса и рук,
- развитие мышц ног,
- развитие меткости.
- развитие прослеживающей функции глаза
3. Косички – косичка длиной 30-40 сантиметров, заплетенная из трех полосок гипоаллергенной трикотажной или акриловой пряжи.
Использование косичек :
Косички можно использовать в общеразвивающих упражнениях, игры-эстафеты, прыжки через косички, не наступая на них.
Цель:
- развитие мышц верхних и
- нижних конечностей; спины;
- развитие прыгучести.
4. Шнуры – косичка длиной 2,5-4 метра, заплетенная из трех полосок гипоаллергенной трикотажной или акриловой пряжи.
Использование шнуров :
упражнения в равновесии, выполнение прыжков, перешагивание змейкой, не наступая на шнур.
Цель:
- развитие мышц нижних конечностей;
- развитие прыгучести, формирование правильной осанки.
5. Тренажёры «Бильбоке» - отрезанные пластиковые бутылки в форме воронки, к которым на шнуре прикрепляются капсулы от киндер- сюрприза. Для украшения можно использовать фоамиран, самоклеящуюся пленку и т. д.
Использование «Бильбоке» : поймать шарик ёмкостью сначала одной рукой, потом другой рукой. Ловить шарик, закрывая глаза по-очереди.
Цели:
- развитие глазомера,
- меткости,
- координации,
- ловкости, внимания.
6. Султанчики - на деревянные палочки для роллов крепятся капсулы от киндер-сюрпризов. Украшаются разноцветными кружочками из цветной самоклеящейся пленки и нитками.
Использование султанчиков :
общеразвивающие упражнения, самомассаж, подвижные игры – дети перемещаются по залу под музыку, как только музыка перестает звучать, им нужно найти свою пару по цвету кружочков на султанчиках.
Цель:
- развитие мышц рук,
плечевого пояса, спины;
- самомассаж;
- регуляция дыхания;
- развитие ориентира
7. Мешочки – мешочки, сшитые из плотной ткани, наполненные горохом, песком, солью и т. д. весом 200 гр.
Использование мешочков :
общеразвивающие упражнения, упражнения в равновесии для формирования правильной осанки, метание в обруч, что развивает меткость.
Цель:
- развитие крупной и мелкой моторики
- внимания, меткости, равновесия
- тактильной чувствительности
8. Флажки – куски яркой однотонной ткани прямоугольной формы, которые крепятся на деревянные палочки или карандаши.
Использование флажков : флажки используются в общеразвивающих упражнениях, в играх (дети перемещаются по залу под музыку, как только музыка перестает звучать, им нужно найти свою пару по цвету флажка, найти свой домик-обруч по цвету флажка. Можно использовать в эстафетах и праздниках.
Цель:
- развитие мышц рук, плечевого пояса, спины;
- развитие внимания;
- развитие ориентира.
9. Солнышко - связанное крючком солнышко с открепляемыми лучами.
Использование : с солнышком можно не только заниматься, выполняя ряд общеразвивающих упражнений – наклоны, приседания и т. д., ряд общих видов движений - прыжки, перешагивания через лучи, бег вокруг солнышка. Также с солнышком можно поиграть в игру «третий лишний» и др., что очень нравится детям.
Цель:
- укрепление мышц туловища;
- конечностей.
- ловкости, быстроты, координации движений.
В завершение занятия по физической культуре можно выполнить гимнастику для глаз. Для этого в нашем физкультурном зале на одной из стен нарисованы тренажеры, где дети с большим удовольствием выполняют гимнастику для глаз. Гимнастика проводится стоя, в течение 2-4 минут. Дети должны глазами проследить путь от бабочек к лепесткам цветка, помочь щенку «добраться» по цветным дорожкам до мячика, будки и косточки. Использование такой гимнастики положительно влияет на работоспособность зрительного аппарата.
По моей рекомендации во всех группах нашего детского сада был проведен конкурс на лучший физкультурно - оздоровительный уголок, в котором можно было увидеть не только фабричное оборудование, но и нестандартные пособия, изготовленные воспитателями и родителями.
Практика показала, что только одна развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, не принуждая его. Поэтому нестандартное физкультурное оборудование, как часть развивающей среды, не только можно, но и нужно использовать на физкультурных занятиях, развлечениях, в группе, так как НФО вызывает у детей положительные эмоции, что формирует организм в целом.
Список используемой литературы :
1. «Физическое воспитание» (Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец).
2. «Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет» (Е. А. Чевычелова)
3. Социальная технология научно – практической школы им. Ю. Ф. Змановского
«Здоровый дошкольник».