Папки-передвижки

Занимательная физкультура с детьми с ОВЗ по зрению с использованием нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ (5 фото)

Ирина Груздева
Занимательная физкультура с детьми с ОВЗ по зрению с использованием нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»

В. А. Сухомлинский

Воспитание здорового ребенка – сложнейшая задача, поставленная нам природой. Известно, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние организма, при котором отсутствие заболеваний сочетается с физическим, психическим, и социальным благополучием человека.

Публикация «Занимательная физкультура с детьми с ОВЗ по зрению с использованием нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ» размещена в разделах

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врожденных отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы. В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.

Дети с ОВЗ, как правило, посещают специальные образовательные учреждения.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида детский сад №6 «Орленок» г. Тейково Ивановской области, в котором я работаю инструктором по ФК, функционируют 11 групп, две из которых компенсирующего вида - для детей с ОВЗ по зрению. С этими детьми работают воспитатели, дефектолог, логопед, медицинские работники, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Помимо учебно-воспитательной и коррекционной работы, которая проводится воспитателем под руководством тифлопедагога и по рекомендации врача – офтальмолога в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей, большое внимание также уделяется физическому воспитанию.

Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья, физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения, так как нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, что сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушением зрения и общее функциональное состояние здоровья. Поэтому физическое воспитание включает ряд специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой:

• достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия, ориентировки в пространстве, координации движений и др. ;

• коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно - двигательную ориентировку;

• преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, боязни пространства и др.);

• активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.

Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями, физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает создание такой предметно-развивающей среды, чтобы она не напоминала казенное помещение. Зал в нашем физкультурном зале оформлен ярко и необычно. Дети, приходя на занятия, всегда замечают что-то новое, что, несомненно, вызывает у них интерес. Разметка в физкультурном зале сделана таким образом, чтобы детям было удобно перемещаться в пространстве, перестраиваться в колонны.

Для того, чтобы приобщить детей к ЗОЖ, повысить интерес к физкультурным занятиям, сделать их более интересными и насыщенными, помимо стандартного физкультурного оборудования я использую в своей работе и нестандартное физкультурное оборудование (НФО, изготовленное своими руками. Ведь новое спортивное оборудование – это всегда стимул активации физкультурно – оздоровительной работы. Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, меняя оборудование. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создаёт условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к физкультурным занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Дети с удовольствием выполняют различные упражнения с нестандартными пособиями, прыгают, играют в подвижные игры, ориентируются в пространстве, тренируют глаза, что в целом положительно влияет на организм. НФО позволяет развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память, развивать чувство формы и цвета, способствует формированию физических качеств и двигательных умений детей.

Мной разработаны конспекты занятий и развлечений с использованием изготовленного мной нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяются на практике.

К нестандартному физкультурному оборудованию применяется ряд санитарно-гигиенических требований.

Нестандартное физкультурное оборудование должно быть :

* Безопасным

* Максимально эффективным

* Компактным

* Универсальным

* Простым в применении

* Эстетичным

* Полифункциональным.

На своих занятиях в работе с детьми с ОВЗ по зрению я использую следующее нестандартное физкультурное оборудование.

1. Моталочки – представляет собой шнур, к одному концу которого привязана палочка или фломастер, а к другому – игрушка. Моталочки могут быть одинарными и двойными.

Использование моталочек : моталочки можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Дети наматывают на палочку шнур с привязанной игрушкой. Игра «Кто быстрей?».

Цель:

- развитие мелкой моторики рук,

ловкости, быстроты движений.

- развитие фиксации взора,

- воспитание упорства, настойчивости,

позитивного духа соперничества.

2. Веселые кегли – гантели. Представляют собой удобные для детских рук емкости из-под йогурта, ярко украшенные, наполненные песком, горохом, солью и т. д. весом 200-500 гр. в зависимости от возрастной группы детей и их физических возможностей.

Использование кеглей-гантелей :

Кегли можно использовать в общеразвивающих упражнениях (ОРУ, общих видах движений (ОВД, силовых упражнениях, в игре в боулинг, что развивает меткость, в соревнованиях.

Цель:

- развитие мышц плечевого пояса и рук,

- развитие мышц ног,

- развитие меткости.

- развитие прослеживающей функции глаза

3. Косички – косичка длиной 30-40 сантиметров, заплетенная из трех полосок гипоаллергенной трикотажной или акриловой пряжи.

Использование косичек :

Косички можно использовать в общеразвивающих упражнениях, игры-эстафеты, прыжки через косички, не наступая на них.

Цель:

- развитие мышц верхних и

- нижних конечностей; спины;

- развитие прыгучести.

4. Шнуры – косичка длиной 2,5-4 метра, заплетенная из трех полосок гипоаллергенной трикотажной или акриловой пряжи.

Использование шнуров :

упражнения в равновесии, выполнение прыжков, перешагивание змейкой, не наступая на шнур.

Цель:

- развитие мышц нижних конечностей;

- развитие прыгучести, формирование правильной осанки.

5. Тренажёры «Бильбоке» - отрезанные пластиковые бутылки в форме воронки, к которым на шнуре прикрепляются капсулы от киндер- сюрприза. Для украшения можно использовать фоамиран, самоклеящуюся пленку и т. д.

Использование «Бильбоке» : поймать шарик ёмкостью сначала одной рукой, потом другой рукой. Ловить шарик, закрывая глаза по-очереди.

Цели:

- развитие глазомера,

- меткости,

- координации,

- ловкости, внимания.

6. Султанчики - на деревянные палочки для роллов крепятся капсулы от киндер-сюрпризов. Украшаются разноцветными кружочками из цветной самоклеящейся пленки и нитками.

Использование султанчиков :

общеразвивающие упражнения, самомассаж, подвижные игры – дети перемещаются по залу под музыку, как только музыка перестает звучать, им нужно найти свою пару по цвету кружочков на султанчиках.

Цель:

- развитие мышц рук,

плечевого пояса, спины;

- самомассаж;

- регуляция дыхания;

- развитие ориентира

7. Мешочки – мешочки, сшитые из плотной ткани, наполненные горохом, песком, солью и т. д. весом 200 гр.

Использование мешочков :

общеразвивающие упражнения, упражнения в равновесии для формирования правильной осанки, метание в обруч, что развивает меткость.

Цель:

- развитие крупной и мелкой моторики

- внимания, меткости, равновесия

- тактильной чувствительности

8. Флажки – куски яркой однотонной ткани прямоугольной формы, которые крепятся на деревянные палочки или карандаши.

Использование флажков : флажки используются в общеразвивающих упражнениях, в играх (дети перемещаются по залу под музыку, как только музыка перестает звучать, им нужно найти свою пару по цвету флажка, найти свой домик-обруч по цвету флажка. Можно использовать в эстафетах и праздниках.

Цель:

- развитие мышц рук, плечевого пояса, спины;

- развитие внимания;

- развитие ориентира.

9. Солнышко - связанное крючком солнышко с открепляемыми лучами.

Использование : с солнышком можно не только заниматься, выполняя ряд общеразвивающих упражнений – наклоны, приседания и т. д., ряд общих видов движений - прыжки, перешагивания через лучи, бег вокруг солнышка. Также с солнышком можно поиграть в игру «третий лишний» и др., что очень нравится детям.

Цель:

- укрепление мышц туловища;

- конечностей.

- ловкости, быстроты, координации движений.

В завершение занятия по физической культуре можно выполнить гимнастику для глаз. Для этого в нашем физкультурном зале на одной из стен нарисованы тренажеры, где дети с большим удовольствием выполняют гимнастику для глаз. Гимнастика проводится стоя, в течение 2-4 минут. Дети должны глазами проследить путь от бабочек к лепесткам цветка, помочь щенку «добраться» по цветным дорожкам до мячика, будки и косточки. Использование такой гимнастики положительно влияет на работоспособность зрительного аппарата.

По моей рекомендации во всех группах нашего детского сада был проведен конкурс на лучший физкультурно - оздоровительный уголок, в котором можно было увидеть не только фабричное оборудование, но и нестандартные пособия, изготовленные воспитателями и родителями.

Практика показала, что только одна развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, не принуждая его. Поэтому нестандартное физкультурное оборудование, как часть развивающей среды, не только можно, но и нужно использовать на физкультурных занятиях, развлечениях, в группе, так как НФО вызывает у детей положительные эмоции, что формирует организм в целом.

Список используемой литературы :

1. «Физическое воспитание» (Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец).

2. «Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет» (Е. А. Чевычелова)

3. Социальная технология научно – практической школы им. Ю. Ф. Змановского

«Здоровый дошкольник».

Занимательная физкультура с детьми с ОВЗ по зрению с использованием нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ
Забота о здоровье это важнейший труд воспитателя От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь умственное развитие прочность знаний вера в свои силы Сухомлинский Воспитание здорового ребенка сложнейшая задача поставленная нам природой Известно что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами
Публикации по теме:

Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования»Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования» Большое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется физическому развитию детей. Согласно ФГОС дошкольного образования образовательная.

Фотоотчёт о моём участии в областной выставке нестандартного физкультурного оборудованияФотоотчёт о моём участии в областной выставке нестандартного физкультурного оборудования Попова Валентина Одной из основных целей дошкольного воспитания является забота о физическом и психическом здоровье ребёнка, его эмоциональном.

Игры на развитие меткости с использованием нестандартного оборудования.Игры на развитие меткости с использованием нестандартного оборудования. Образовательная область: «Физическое развитие» Цель: Разнообразить игры и упражнения детей на свежем воздухе. Задачи: 1. Развивать меткость,.

Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования в ДОУМастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ Канат из капсул киндер сюрпризов и другое нестандартное оборудование. Хочу представить Вашему вниманию нестандартное физ. оборудование,.

Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудованияМастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования Тренажер для детей подготовительной группы "Самый меткий". Этот тренажер необходим для развития меткости, точности, ловкости, выработки.

Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования. Тренажёр «Бананоед» в соответствии с ФГОС Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования. Тренажёр «Бананоед» в соответствии с ФГОС  Дорогие маамовцы! Спешу поделиться с вами моим приобретением, а точнее сказать тренажёром, сделанный своими руками. Дело в том, что работаю.

Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования «Эспандер для малышей — крепышей»Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования «Эспандер для малышей — крепышей» Мастер - класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования "Эспандер для малышей - крепышей". «Чтобы сделать ребенка умным.

Самомассаж с использованием нестандартного оборудования  «Волшебные перчатки»Самомассаж с использованием нестандартного оборудования  «Волшебные перчатки» Здоровье ребёнка в наших руках! Существует огромное количество методов и приемов по воспитанию и укреплению здоровья с самого рождения.

Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ»Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ» Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую.

Статья «Разнообразие двигательной активности детей с использованием нестандартного физкультурного оборудования» Вопрос о физическом развитии дошкольников в настоящее время стоит остро, как никогда. Эпидемия гиподинамии, захватившая взрослое и подростковое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательная физкультура с детьми с ОВЗ по зрению с использованием нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ
Опубликовано: 14 января 2020 в 14:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занимательная физкультура с детьми с ОВЗ по зрению с использованием нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Груздева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД