Ольга Айшапахова
Закаливание в условиях летней прогулки на площадке детского сада и в групповом помещении
▼ Скачать + Заказать документы
Летнюю работу с детьми в дошкольном учреждении принято называть оздоровительной. Этим определяется его основная цель и задачи.
Важно всесторонне использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы каждый ребенок окреп и закалился.
Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько
Публикация «Закаливание в условиях летней прогулки на площадке детского сада и в групповом помещении» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Оформление детских садов
- Темочки
своевременно подготовился к ней коллектив дошкольного учреждения. Очень важно при подготовке к лету выяснить, кто из воспитанников проведет все лето или часть его вместе со своими родителями и не будет временно посещать детский сад.
«Сильный, но не закаленный человек подобен крепости с толстыми высокими стенами, в которой забыли поставить ворота» - гласит народная
мудрость.
Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом и, конечно же, закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной.
Закаливание детей летом – один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний.
Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше начинать с дошкольного, так как это период, когда закладываются основы здорового
образа жизни, формируются правильные привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам.
Так что же такое закаливание?
Закаливание – это прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
Цель закаливания – выработка способности организма реагировать должным образом на изменение окружающей среды, развивать выносливость организма ребенка.
Принципы закаливания :
1. Систематичнось использования закаливающих процедур
2. Постепенность увеличение силы раздражающего воздействия
3. Последовательность в проведении закаливающих процедур
4. Учёт индивидуальных особенностей ребенка и состояние его здоровья
5. Комплексность воздействия природных факторов
6. Положительно – эмоциональное отношение ребенка к закаливающим процедурам
Правила и противопоказания
Закаливание в детском саду может проводиться при определенных условиях :
1) Закаливание должно проводиться регулярно. Перерыв в закаливании уменьшает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. 2) Закаливание начинается со слабых раздражителей и затем переходит к более сильным. Это касается постепенного понижения температуры воды, например, в ванночках для ног или температуры воздуха в помещении. 3) Закаливание должно учитывать индивидуальные особенности организма и здоровья ребенка. Залогом успешного закаливания является также положительный настрой ребенка.
4) на закаливание в детском саду должен дать «добро» врач. Последний пункт особенно важен, ведь существует еще и ряд противопоказаний, когда закаливание ребенку не рекомендуется, а именно: - если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки;
- если еще не прошло двух недель после обострения хронического
заболевания;
- карантин в детском саду;
- повышенная температура у ребенка вечером;
- страх у ребенка перед закаливанием.
По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?
1) Настроение – жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.
2) Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.
3) Утомляемость – нормальная, наблюдается умеренная усталость.
4) Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.
5) Сон – спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5 – 15 мин., во время сна отмечается расслабления мышц, ребенок не пробуждается от звука и света.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой.
К специальным закаливающим процедурам относятся: закаливание воздухом
(воздушные ванны, солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).
Летняя оздоровительная работа в условиях ДОУ
Лето — пора солнечных ванн. Ведь пребывание ребенка на свежем воздухе 2,5 — 3 часа обеспечивает организм суточной нормой витамина D. Лучшее время для солнечных ванн с 9 до 11 часов или с 16 до 18 часов. Но стоит придерживаться принципов дозированного пребывания на солнце.
Водные процедуры — одно из оздоровительных мероприятий. В комплексе с воздухом и солнцем они самые эффективные. Однако в детском саду к применению всех видов и методов закаливания следует подходить дифференцированно и индивидуально, учитывая состояние здоровья каждого ребенка, его психические и физиологические особенности, принципы закаливания и тому подобное.
Дети чувствительны к различным изменениям. Чтобы сделать незаметным для них переход к новым условиям, необходима четкая организация всех
режимных моментов, особое внимание к каждому ребенку, забота о его хорошем самочувствии, бодром настроении. При выполнении режима необходимо придерживаться постоянства основных его моментов — часов питания, сна, игр, занятий. Это ведет к выработке динамического стереотипа.
Летний период — самая благодатная пора для физического развития детей. Именно летом такие природные факторы, как солнце, воздух и вода эффективно влияют на организм человека, укрепляют здоровье и повышают работоспособность. Все эти факторы используются как самостоятельные средства закаливания организма. Они повышают сопротивляемость организма к переохлаждению и инфекционным заболеваниям, придают ему способности приспосабливаться к резким метеорологическим изменениям. Во время занятий на свежем воздухе, при солнечной погоде, в воде усиливается эффективность воздействия физических упражнений. Они вызывают у детей положительные эмоции, повышают функциональные возможности отдельных органов и систем.
Эффективным средством оздоровления и физического воспитания детей являются прогулки, которые организуют на игровых площадках, оборудованных для каждой возрастной группы. Активная деятельность на прогулке (игры, физкультурные комплексы, спортивные развлечения, наблюдения, трудовая деятельность и тому подобное) закаляет детей, развивает их движения, формирует физические качества, повышает жизненный тонус и способствует всестороннему развитию. Поэтому в летний
период следует обеспечить максимальную продолжительность ежедневного пребывания детей на свежем воздухе.
Летом в жаркие дни лучше организовывать игры в затененной зоне, где солнечные лучи рассеянные. Дети обязательно должны быть в головных
уборах. Солнечные ванны проводят строго дозировано под наблюдением медицинских работников с учетом индивидуальной чувствительности детей к солнцу, особенностей состояния их здоровья.
Во время двигательной активности в организме человека повышается теплообразование. Если же температура воздуха превышает рекомендуемые пределы, то процесс теплоотдачи организмом затрудняется, что приводит к перегреву, нарушению теплового равновесия.
Все это может способствовать ухудшению функционирования физиологических систем, которое не только снижает эффективность деятельности, но и негативно влияет на здоровье ребенка, способствует простудным заболеваниям. Поэтому в условиях жары при температуре + 30 °С и выше прогулку в первой половине дня целесообразно перенести на более раннее время, а деятельность, которую предусматривали организовать на площадке, с некоторыми изменениями можно провести и в помещении.
На прогулке нужно строго соблюдать питьевой режим, особенно в жаркие дни. Ведь повышенная двигательная активность и высокая температура воздуха способствуют обезвоживанию организма.
Природные факторы (солнце, вода, воздух) надо задействовать умеренно, не забывая об основных требованиях к закаливающим процедурам : системность, последовательность, регулярность, учет состояния здоровья и эмоционального отношения ребенка к оздоровительным процедурам.
Закаливание воздухом
— воздушные ванны в помещении (дети должны кушать, играть и спать в теплую погоду при открытых окнах);
— воздушно-солнечные ванны (на прогулках, которые организовывают каждый день по два раза. Проводить прогулки следует в любую погоду. При закаливании воздухом очень важно правильно одевать детей по сезону и
погоде, чтобы обеспечить им свободную подвижность и необходимый
тепловой комфорт. В теплые дни организуют игры средней подвижности, чтобы дети не перегревались);
Закаливание водой
— обтирания (начинать закаливание водой можно с влажного обтирания (1-2 минуты) сначала с рук, шеи. Дальше обтирать до пояса, потом ноги.
Температура воды от +32 С, +28 С до +22 С, +20 С.
— обливание (закалке способствует обливание стоп – как самостоятельная процедура и в комплексе с хождением босиком по полу, холодному и горячему песку. После прогулки также можно обливать ноги детей нагретой на солнце водой из полиэтиленовых бутылок);
— купания (в резиновых бассейнах, установленных на площадках, в открытых водоемах вместе с родителями);
— ходьба по влажному коврику, смоченному в солевом растворе.
Закаливание солнцем
Детям рекомендуется кратковременное пребывание на солнечном участке.
Крайне осторожно солнечные ванны назначаются детям от 1 до 3 лет.
Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже +18°С. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа).
Загорать часто, но непродолжительно.
Лучшее время для загорания: в средней полосе – 9-11 и 16-18 часов; на юге – 8-11 и 17-19 часов.
Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и еще не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату.
Не рекомендуется загорать непосредственно перед едой и сразу после нее. Солнечные ванны можно принимать спустя 30-40 минут после завтрака, а заканчивать не менее чем за час до очередного приема пищи. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха от +30 С.
Система мероприятий по закаливанию и укреплению здоровья детей на летний оздоровительный период
Закаливание детей – это система воздействия, которая повышает выносливость детского организма к воздействию внешней среды, способность быстро приспосабливаться к неблагоприятным климатическим условиям с помощью различных средств самозащиты организма.
Систематическое и разумное использование естественных факторов природы способствует повышению физической и умственной работоспособности, снижению восприимчивости к инфекционным заболеваниям.
При закаливании следует руководствоваться следующими принципами: последовательность, систематичность, учет индивидуальных особенностей, отсутствие страха, негативных чувств. В закаливании детского организма используются следующие факторы: воздух, вода, солнечное тепло.
Виды и особенности организации закаливающих мероприятий для дошкольников:
1. Воздушные ванны — не требуют специальных мер и затрат времени:
Свежий воздух – замечательное средство закаливания детского организма! - Прием детей на улице (все группы, кроме группы раннего возраста в период адаптации)
- Утренняя гимнастика на воздухе (июнь – август) - от 3 – 7 лет - Физкультурные занятия на воздухе - в течение года (10 – 30 мин., в зависимости от возраста) – от 3 до 7 лет
— Прогулки на свежем воздухе (соблюдение режима прогулок, вне зависимости от погоды, ежедневно, в течение года (одежда по сезону) - все группы. Не перегревать детей в жару, надевать панамки, использовать одежду из натуральных тканей, продолжительность до 30 минут.
- Воздушные ванны – после сна, ежедневно, в течение года (5 – 10 мин., в зависимости от возраста, а также в течение дня – все группы. - Облегченная одежда – в течение дня ежедневно, (в течение года) – все группы
- Выполнение режима проветривания помещения (по графику, ежедневно, в течение года (t воздуха + 20) – все группы
- Дневной сон с открытой фрамугой (t воздуха +15 +16, ежедневно (июнь – сентябрь);
- Сон без маек (от 3 – 7 лет)
- Контрастные воздушные ванны – после сна, на физкультурных занятиях (12 –мин., не менее 6 перебежек по 1–1,5 мин., t воздуха +13 +16; t воздуха +21 +24) - от 3 – 7 лет
-Дыхательная гимнастика - во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна, ежедневно, в течение года. - Хождение босиком по массажным коврикам – после сна, ежедневно, в течение года.
- Хождение босиком по травяному покрытию – на прогулке (июнь – август)
2. Солнечные ванны — ультрафиолетовые лучи, бактерицидный эффект, противорахитное влияние.
Строго дозируются, проводятся с разрешения медиков, организуются с 9 до 12 часов утра и после 16 часов. Вечером, начинать с 3-4 мин, доводя до 15 мин единовременно, 40 минут в течение дня, заканчиваются водными процедурами.
3. Водные процедуры — самое действенное средство закаливания :
— ежедневно прохладное обширное умывание, мытье рук до локтя, шеи, области декольте t начальная 32°С, каждые 3 дня снижается на 1°С до t 22°с;
(все группы)
- Умывание – после каждого приема пищи, после прогулки, после сна
(t воды + 28 +20), ежедневно (все группы)
Игры для закаливания рук
Водопад – ребенок набирает воду в емкость и, сливая ее, создает водопад, другой ребенок подставляет под него ладони.
Игры с мылом – маленькие куски мыла опускаются на дно таза. Ребенок ловит их ладошками.
Выжми мочалку – взрослый предлагает ребенку наполнить миску водой с помощью губки, набирая в нее воду и отжимая потом в миску.
Сквозь сито – ребенок льет воду из стакана в сито. Спросите у него, почему вода утекает?
- Полоскание рта – после каждого приема пищи (50 – 70 мл. воды t воды + 20), ежедневно - 3 раза в день (от 3 – 7 лет).
- Полоскание горла – после сна (нач. t воды + 36 до + 20, ежедневно (от 4 – 7 лет)
- Гигиеническое мытьё ног на воздухе после прогулки (июнь – август) (от 3 – 7 лет)
— обливание ног на прогулке, t начальная 36°С до t 24°С, растирание полотенцем, одновременно массаж кожи;
— при соответствующих условиях хождение по воде t 22°С, купание в плавательном бассейне, t воздуха выше 26°С, t воды 24°С – 26°С.
- «Обширное умывание» – от 3 – 7 лет
4. Ходьба босиком: предложить детям разуться, походить по траве, мягкой земле, песку, гладким камням.
Оздоровительный эффект: профилактика плоскостопия, развитие тактильных ощущений.
5. Ходьба по «Дорожке здоровья» : ходьба босиком ежедневно для профилактики плоскостопия, развитие тактильных ощущений с использованием природных наполнителей (соль, песок, каштаны, фасоль, горох, гречка).
6. Санация воздуха солевой лампой, ионизация: ежедневно, по графику санация и ионизация воздуха в помещении ДОУ
Профилактика плоскостопия, искривлений позвоночника: включение упражнений в двигательные паузы, комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, ежедневно в хорошо проветренном помещении, с использованием дополнительного оборудования
Пальчиковая гимнастика: ежедневно, в течение дня, как физкультминутка на занятиях, в свободное время, как специальное занятие с использованием стихов, песен, потешек, звукоподражание.
7. Дыхательная гимнастика: в течение дня на свежем воздухе, в хорошо проветренном помещении, игры-звукоподражания для вентиляции легких, развития грудного дыхания, активизации головного мозга.
8. Психогимнастика: для снижения возбуждения, снятия напряжения, в свободное время как специальное занятие.
9. Психологическая разгрузка: для снижения возбуждения, снятия напряжения, действует успокаивающе на нервную систему, снятие усталости, оптимизации психических процессов.
10. Цветотерапия: влияние на самочувствие, физиологию – успокаивающе, активизирует деятельность органов, систем в зависимости от цвета спектра.
11. Музыкотерапия: для успокоения нервной системы, как сопровождение режимных моментов, в творческой деятельности, создание «Картин настроения».
12. Оздоровительный бег: ежедневно во время утренней гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста, 3 – 4 мин.
Памятка по организации хождения детей босиком по «дорожке здоровья» летом
Летом необходимо приучать ходить босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т. д.). Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха +20 – +22°С, постепенно увеличивая время с 2-3 минут до 10- 12 минут. Можно организовать хождение с использованием элементов «дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок ее элементов:
травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые бревна мостиком, камни, травяной покров.
Для группы ЧДБ детей – то же, но без влажного песка.
Памятка по закаливанию детей воздухом летом
Общая воздушная ванна
В летнее время общую воздушную ванну дети могут принимать на улице, раздетые до трусов. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание детей раздетыми до 15-20 минут.
Контрастная воздушная ванна
Проводится после дневного сна. Путем проветривания устанавливается контрастная температура воздуха в 2-х помещениях групповой : в 1-ом – +14 – +15°С, во 2-м – +20– +25°С. По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течение 10-15 минут двигательной деятельностью, перемещаясь из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям. Для старших дошкольников разница температур может быть постепенно повышена до 13–15°С. Метод показал хорошую эффективность. В летние жаркие дни в одной из комнат устраивается сквозное проветривание и тогда ребенок, перебегающий из комнаты с более высокой температурой, будет подвергаться воздействию сильного воздушного потока.
«Дорожка здоровья»
Порядок расположения ковриков:
1) резиновый с шипами;
2) циновка;
3) коврик с шипами;
4) ребристая доска;
5) резиновый коврик с полосками
6) ящик с камушками, затем дорожка делится на 2 части:
1-я часть – мешковина, смоченная водой 40°С охлаждается до 35-36°С, за ней полотенце;
2-я часть – дорожка без мешковины, сразу же ковровая дорожка. Закаливание на «дорожке здоровья» необходимо проводить после сна: с детьми 2-3-х лет - по 2-3 ребенка в группе, старше 3-х лет - по 10-12 детей в группе. С пассивными детьми занимаются по группам из 2-3 детей. Дети в трусах и майках после туалетной комнаты выходят в группу, с ними проводятся дыхательная гимнастика и физические упражнения. Затем дети идут на «дорожку здоровья». Хождение 2-3-х кратное с топтанием по влажной мешковине до 10 сек. Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «дорожке» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания по влажной мешковине в течении 2 недель. Занятия проводятся при температуре воздуха не ниже +20°С.