Хужина Лариса
Закаливание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Закаливание составляет важное звено в системе физического воспитания детей. оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышает его устойчивость к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием развития ребёнка.
При закаливании происходит изменения кровотока как в сосудах кожи и подкожной сетчатки, так и во внутренних органах. Изменяются частота сердечных сокращений и дыхания, показатели артериального давления. Это ведёт к повышению уровня обмена веществ и реактивности организма, улучшению состояния нервно - психической сферы, эндокринной системы.
Темочки:
- Закаливание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Оздоравливающий эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и привычки здорового образа жизни.
В основе закаливания детей должны быть следующие факторы:
1) закаливающиеся воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;
2) закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;
3) закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
4) закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма ребёнка;
5) допустимо использование различных сочетаний закаливающих воздействий в зависимости от конкретных условий дошкольного учреждения.
Для реализации этих факторов необходима система закаливающих мероприятий, включающая элементы закаливания в повседневной жизни, органично вписывающиеся как в каждый режимный момент, так и в специально закаливающие воздействия.
При закаливании дошкольников круглый год максимально должны использоваться естественные природные условия. Как известно, воздействие воздуха (воздушные ванны) является более слабым раздражителем, чем вода (обливание, обтирание и другие, обладающая большей теплоёмкостью. Поэтому воздушные ванны можно проводить длительно, тогда как водные процедуры только кратковременно.
Оздоравливающее действие свежего воздуха целесообразно использовать при организации дневного сна, то есть в тёплую (чуть прохладную) безветренную погоду дети могут спать при постоянном одностороннем проветривании. При этом обеспечивается состояние теплового комфорта путём подбора одежды, соответствующей температуре воздуха в спальных помещениях, то есть при температуре +14 +16 *С дети должны спать в байковых рубашках с длинным рукавом или пижамах, под тёплым одеялом.
Сразу после дневного сна в помещении спальни с детьми, одетыми в трусики и майки (или только в трусики, босиком проводится комплекс физических упражнений, включающий упражнения на дыхание, а так же упражнения формирующие осанку и свод стопы.
Хорошим средством закаливания, а так же формирования свода стопы является хождение босиком. Этот технически самый простой для реализации нетрадиционный метод закаливания, к сожалению, мало используется в дошкольных учреждениях. В летнее время детей необходимо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту, траве, песку.
При закаливании дошкольников широко используется и вода. Водные процедуры, особенно ножные водные ванны, имеют большое значение в формировании устойчивости организма ребёнка изменяющимся условиям окружающей среды.
К водным процедурам относится:
1) умывание;
2) растирание;
3) мытьё рек перед едой;
4) контрастное обливание ног;
5) плавание в бассейне.
Температура воды при этом должна быть различно, в зависимости от цели её использования. При гигиеническом и общем воздействии вода должна быть относительно тёплой, при местных закаливающих процедурах - прохладной или даже холодной.
К использованию в режиме дня закаливающих процедур следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка, состояние его здоровья, эмоциональный настрой.
Длительные перерывы в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому в случае вынужденного перерыва и в адаптационный период привыкания закаливания необходимо проводить осторожно.