Ирина
Загадка и ее роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Загадка и ее роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста (рецензия на книгу Ю. Г. Илларионовой «Учите детей отгадывать загадки»)
План рецензии
1. Анализ содержания (основные понятия, структура).
2. Педагогическая ценность источника (возможности практического применения).
3. Оценка содержания.
Публикация «Загадка и ее роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Загадка – краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, которая заключает в себе вопрос в явной или скрытой форме. Автор в своей книге раскрывает значимость загадки, так как она развивает наблюдательность, помогает совершенствовать человеческую мысль.
Юлия Георгиевна разделила загадки на три группы : загадки для малышей, для среднего и старшего дошкольного возраста. Чтобы отгадать загадку, нужно произвести следующие операции в такой последовательности:
- выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т. е. произвести анализ;
- сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т. е. произвести синтез;
- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей делать вывод (умозаключение, т. е. отгадать загадку.
Механизм отгадывания загадок у дошкольников весьма своеобразен. Часто дети, торопясь с ответом, не дослушивают загадку до конца, не запоминают ее в подробностях. Их внимание останавливает какая-то одна деталь текста. Например, отгадывая загадку «Растянулась, как гармошка, чудо-печка за окошком (батарея)», дети так решают логическую задачу: «Это кошка, потому что за окошком», «Скамейка, потому что за окошком».
Педагогическая ценность загадок состоит в том, что они широко используются во время наблюдений за ветром, инеем, вечерним небом, деревьями на участке, за работой снегоуборочных машин (с. 68 – 72).
Проводятся беседы о школьных принадлежностях, беседы о том, как хлеб на стол приходит, знаешь ли ты свою группу (с. 75 – 77).
Загадки также используются в играх и развлечениях : «Катины друзья», «У Маши день рождения», «Лес», «Берестяной кузовок старичка Лесовичка», «Петя в деревне», «Осень спросим», «Веселая олимпиада», «Магазин игрушек», «Клуб веселых человечков» (с. 95 – 109).
Автор предлагает различные загадки :
- о явлениях природы (с. 111 – 113);
- о времени года, об атрибутах для забав (с. 114 – 119);
- об овощах, фруктах, растениях (с. 119 – 123);
- о лесе, грибах, лесных животных (с. 124 – 127);
- о птицах, насекомых (с. 128 – 132);
- разные загадки (с. 132 – 137);
- о домашних животных и птицах, о диких животных (с. 137 – 138);
- о предметах (с. 138 – 151);
- о школьных принадлежностях (с. 151 – 152);
- загадки к цветным таблицам (с. 152 – 159).
Книга Ю. Г. Илларионовой «Учите детей отгадывать загадки» очень полезная, т. к. заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. При отгадывании загадок развивается общая сенсорная культура, внимание, память, наблюдательность ребенка, что является основой для мыслительной деятельности.