Юлия Архипова
Задержка речи и её преодоление
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка речи и её преодоление
Многие родители детей до трех лет и старше задаются вопросом: «Почему мой ребенок не говорит?».
На сегодняшний день самое частое объяснение того, почему дети поздно начинают разговаривать, звучит как «все дети разные и не нужно никого торопить». Ребенок, конечно, рано или поздно заговорит, но, чем позже это случится, тем больше будет его социальное отставание (невозможность общаться со сверстниками или взрослыми, неуверенность в себе и т. д.) В Ваших силах помочь ему – не научить, а именно помочь – развиваться в его индивидуальном темпе.
Публикация «Задержка речи и её преодоление» размещена в разделах
Когда же стоит начать общаться с ребёнком? Я думаю, многие знают, что общение мамы и малыша начинается ещё до рождения. Мать гладит себя по животику и при этом что-то ласково говорит или напевает. При этом ребенок чувствует (с 3 месяца беременности) прикосновение, вибрацию голоса. Это очень нежное и чуткое общение. Существует мнение, что во время беременности полезно слушать мелодичную, классическую музыку.
После того, как ребенок родился, у него появляется еще одно средство общения – зрение. Ваш взгляд, мимика и голос — это то, на что малыш ориентируется при общении с Вами (расстояние при зрительном контакте с грудными детьми не должно превышать 30 см). И помните, что зрительный контакт важен всегда, независимо от того, сколько лет Вашему собеседнику!
Когда ребёнок становиться старше, потребность в общении возрастает, расширяется репертуар коммуникативных средств: на передний план выступает речевая активность. Здесь важно помнить следующее: прежде, чем что-то говорить, обратите на себя внимание, убедитесь, что на Вас смотрят и Вас слушают. Если ребенок не отвечает, то он может быть увлечен другой деятельностью (например, просмотром мультиков). Также отсутствие ответа может быть немым протестом: он смотрит мультфильмы и не хочет общаться. В этом случае (если Вы все-таки намерены поговорить) стоит сесть рядом и дотронуться до него (привлекая внимание, заметить, что Вы знаете, что он сейчас занят, но Вам нужно сказать ему что-то очень важное. После того, как задали вопрос, оставьте паузу для ответа: даже если ребенок пока не говорит, он будет знать, что его ответ ждут и хотят услышать.
Старайтесь не забывать, что Ваш малыш станет взрослым, которому умение общаться очень пригодится в жизни. И, если Вы понимаете его «без слов», это очень хорошо для Вас, но не для него. Попав в социальную среду ( пример: детский сад, взаимодействуя с другими взрослыми и детьми, ребенок столкнётся с большими трудностями. Помогите ему этого избежать.
Сориентироваться в информации поможет "инструкция".
«Инструкция» для родителей в предречевой период развития ребенка
Коммуникация с Вами не только звуком вашего голоса, но и взглядом, мимикой и телесным контактом будет способствовать появлению речевых попыток и позволит двигаться дальше:
• Всегда начинайте общение с установления зрительного контакта. И в процессе игры он тоже очень важен.
• Если ребенок выражает свои желания невербально, «переводите» его сообщения на язык слов.
• Указывайте на объекты, людей, о которых Вы говорите ребенку.
• Говорите внятно, простыми фразами, с выразительной интонацией.
• Сразу же отзывайтесь на все «высказывания» ребёнка.
• Когда Вы читаете книгу (или гуляете, наблюдайте за направлением взгляда и действиями ребенка, называя объекты, которые его заинтересовали.
• Задавая вопрос ребёнку «Кто это?» или «Что это?», сделайте небольшую паузу и подождите, побуждая его ответить. Только если он не отвечает, ответьте за него. Помните, что, соблюдая паузу в общении, Вы показываете ему, что ждете его ответа!
• Старайтесь задавать меньше вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет», предлагайте два слова на выбор, например: «Тебе машину или мячик?»
• Дайте ребенку возможность выбирать – еду, одежду, книжки, игрушки, занятия. «Что ты будешь пить – молоко или сок?» Предложите ребенку одну из двух игрушек, с которой он поиграет в ванне.
• Играйте в игры, тренирующие артикуляционные мышцы:
- подуйте в свисток, дудку, соломинку (например, в напиток, мыльные пузыри, задувайте свечи;
- поиграйте в игру «Котик в гости пришел и сметанку нашел. А как Котик сметанку язычком слизывает?»
- подуйте в лицо ребенку - он будет морщиться, тренировать мимические мышцы, пусть он подует на Вас – покажите ему свои мимические «возможности»;
- пейте через соломинку (трубочки разной толщины, пить через них не только жидкие, но и густые напитки – йогурт, кефир). Также можно использовать спортивные бутылки.
• Читайте сказки и стихи. Начинайте с коротких, простых текстов (Колобок, Теремок и т. д.) Позвольте ребенку самому выбрать книжку. Как только малыш начнет запоминать слова, последние слог, слово, строку опускайте – пусть он скажет это сам. Или, если ребенок пока не говорит, текст можно сопровождать жестами («на головку сели, посидели») : подождите, пока он его сделает. Побуждайте малыша повторять за Вами не только слова, но и действия.
• Говорите только о том, что происходит «здесь и сейчас» (или в недалеком будущем, прошлом: утро, день, вечер); о том, что актуально для ребенка на данный момент.
• Избегайте взрослых шуток и двусмысленных фраз в разговоре с ребенком. Взрослый юмор и подтексты непонятны для детей и вредны для них!
И помните, что для развития речи нужна мотивация. Мотивация для ребенка – это присутствие и участие в его жизни эмоционально близкого, значимого человека. Это может быть мама или папа, а возможно, бабушка или дедушка.
Может, не все будет происходить так, как мечталось, но в Ваших силах сделать все возможное для раскрытия потенциала Вашего ребенка.
Существует множество мнений, как должен развиваться ребенок. Но мы- то с Вами знаем, что все мы очень индивидуальны. Наша задача как взрослых создать все условия для появления речи и своевременно выявить (путем врачебной проверки) возможные физиологические проблемы. Вы человек, на которого ваш ребенок равняется и подражает. Вы тот человек, который может ему помочь.