Марина Жаркова
Задержка речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития ребёнка от возрастной нормы в возрасте до 3 лет. К задержке речи могут привести такие биологические факторы, как воздействия на плод в период внутриутробного развития (токсикозы, угрозы, выкидыши); тяжёлые роды (стремительные или длительные, и др., вызвавшие травму или гипоксию плода; искусственное вскармливание; черепно-мозговые травмы или тяжёлые болезни, перенесённые в раннем детском возрасте. Также на речевое развитие могут повлиять негативные социальные факторы, подразумевающие дефицит внимания и общения со стороны родителей. При этом влиянию негативных факторов легче подвергаются именно те области головного мозга, которые в данный момент развиваются наиболее интенсивно.
Публикация «Задержка речевого развития» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Первый уровень ЗРР – «отсутствие речевого общения». Объём импрессивной речи таких детей невелик. Затруднения вызывает показ действий. Кроме этого, дети не понимают значения существительных в форме единственного и множественного числа, а также путают существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Экспрессивная речь характеризуется наличием отдельных звукосочетаний и звукоподражаний. Как следствие, не сформирован грамматический строй речи. У большинства детей отмечаются недостатки произношения звуков раннего онтогенеза, выражающиеся преимущественно в заменах одних звуков на другие, более лёгкие по артикуляции.
Характеризуя основные параметры голоса, можно сказать об их сохранном развитии. При воспроизведении звукоподражаний хорошо прослеживается высота, сила и тембр голоса. Однако интонационное развитие находится на низком уровне. Дети не пользуются вопросительной и побудительной интонацией.
В целом, при первом уровне речевого развития происходит отставание в развитии всех компонентов речи: лексического, грамматического и фонетического.
Помимо особенностей речи, отмечаются недостатки познавательного развития. Многие дети не соотносят предметы по цвету, затрудняются в различении звучащих игрушек. Внимание этих детей неустойчивое, отмечаются трудности сосредоточения. Память развита слабо, дети затрудняются в припоминании хорошо знакомых игрушек. Мышление таких детей в целом близко к норме, однако в их действиях нередко применяется метод проб и ошибок.
В сфере предметной деятельности дети проявляют низкую познавательную активность, их действия обеднены, нецеленаправленны, интерес к незнакомому предмету вскоре пропадает.
Общая моторика характеризуется скованностью, недостаточной скоординированностью и неполным объёмом действий (дети прыгают, не отрывая ног от пола, и не стараются поймать мяч). Движения мелкой моторики слабые, вялые, темп замедлен. При выполнении артикуляционных упражнений отмечаются недостатки переключаемости и ритмичности. Мимическая мускулатура развита нормально, однако затруднения вызывают упражнения, подразумевающие втягивание и надувание щёк.
Второй уровень ЗРР – «Общение с помощью отдельных слов». Объём импрессивной речи таких детей достаточно велик. Дети понимают значение глаголов, а также существительных в форме единственного и множественного числа. Развитие экспрессивного словаря находится на среднем уровне. Объём предметного и глагольного словаря достаточен, в речи используются существительные в форме множественного числа и существительные в форме винительного падежа. Существуют ошибки в образовании формы родительного падежа и в использовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.
В речи детей присутствуют предложения, состоящие из двух слов, но отмечаются недостатки в употреблении основных видов интонации (повествовательной, вопросительной и повелительной).
Уровень развития познавательной сферы у этих детей практически не отличается от нормы. Дети правильно соотносят величину и цвет. Внимание устойчивое, удерживается на протяжении всей игры. Память у отдельных детей отличается ситуативностью, небольшим промежутком между запоминанием и воспроизведением. Об этом говорят затруднения в припоминании отсутствующих объектов и прошедших событий. Мышление имеет высокую степень развития, сформированы орудийные действия, появляются зачатки осознания причинно-следственных связей.
Предметная деятельность детей характеризуется целенаправленностью, желанием сотрудничать со взрослым и стремлением воспроизвести образец. Однако воспроизведение образца вызывает затруднения и требует совместных со взрослым действий.
Объём движений общей моторики достаточный. Движения точные, скоординированные. Мелкая моторика отличается неполным объёмом, неточными движениями и слабой скоординированностью. Подвижность органов артикуляционного аппарата высокая, но отмечаются недостатки переключаемости и ритмичности. Мимическая мускулатура развита нормально, однако затруднения вызывают упражнения, подразумевающие втягивание и надувание щёк.
Эмоционально-личностная сфера у детей с ЗРР развита достаточно хорошо. Об этом говорит наличие интереса к общению со взрослым, проявление активности, концентрации на задании. Лишь у некоторых детей отмечаются кратковременные и неустойчивые эмоциональные реакции, отсутствие интереса к результатам игры, нежелание общаться со взрослым. У отдельных детей с первым уровнем речевого развития интерес к сотрудничеству со взрослым возникает спустя некоторое время после начала игры.
Данные психолого-педагогического изучения показали, что дети с задержкой речевого развития отличаются друг от друга не только уровнем развития речи, но и уровнем развития познавательных процессов, готовностью к сотрудничеству со взрослыми, а также разными возможностями преодоления речевых нарушений. При этом познавательные особенности ребёнка напрямую зависят от уровня развития его речи. Это подчёркивает факт взаимосвязи речи с другими познавательными процессами.