МААМ-картинки

Задержка речевого развития

Марина Жаркова
Задержка речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы

Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития ребёнка от возрастной нормы в возрасте до 3 лет. К задержке речи могут привести такие биологические факторы, как воздействия на плод в период внутриутробного развития (токсикозы, угрозы, выкидыши); тяжёлые роды (стремительные или длительные, и др., вызвавшие травму или гипоксию плода; искусственное вскармливание; черепно-мозговые травмы или тяжёлые болезни, перенесённые в раннем детском возрасте. Также на речевое развитие могут повлиять негативные социальные факторы, подразумевающие дефицит внимания и общения со стороны родителей. При этом влиянию негативных факторов легче подвергаются именно те области головного мозга, которые в данный момент развиваются наиболее интенсивно.

Публикация «Задержка речевого развития» размещена в разделах

Первый уровень ЗРР – «отсутствие речевого общения». Объём импрессивной речи таких детей невелик. Затруднения вызывает показ действий. Кроме этого, дети не понимают значения существительных в форме единственного и множественного числа, а также путают существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Экспрессивная речь характеризуется наличием отдельных звукосочетаний и звукоподражаний. Как следствие, не сформирован грамматический строй речи. У большинства детей отмечаются недостатки произношения звуков раннего онтогенеза, выражающиеся преимущественно в заменах одних звуков на другие, более лёгкие по артикуляции.

Характеризуя основные параметры голоса, можно сказать об их сохранном развитии. При воспроизведении звукоподражаний хорошо прослеживается высота, сила и тембр голоса. Однако интонационное развитие находится на низком уровне. Дети не пользуются вопросительной и побудительной интонацией.

В целом, при первом уровне речевого развития происходит отставание в развитии всех компонентов речи: лексического, грамматического и фонетического.

Помимо особенностей речи, отмечаются недостатки познавательного развития. Многие дети не соотносят предметы по цвету, затрудняются в различении звучащих игрушек. Внимание этих детей неустойчивое, отмечаются трудности сосредоточения. Память развита слабо, дети затрудняются в припоминании хорошо знакомых игрушек. Мышление таких детей в целом близко к норме, однако в их действиях нередко применяется метод проб и ошибок.

В сфере предметной деятельности дети проявляют низкую познавательную активность, их действия обеднены, нецеленаправленны, интерес к незнакомому предмету вскоре пропадает.

Общая моторика характеризуется скованностью, недостаточной скоординированностью и неполным объёмом действий (дети прыгают, не отрывая ног от пола, и не стараются поймать мяч). Движения мелкой моторики слабые, вялые, темп замедлен. При выполнении артикуляционных упражнений отмечаются недостатки переключаемости и ритмичности. Мимическая мускулатура развита нормально, однако затруднения вызывают упражнения, подразумевающие втягивание и надувание щёк.

Второй уровень ЗРР – «Общение с помощью отдельных слов». Объём импрессивной речи таких детей достаточно велик. Дети понимают значение глаголов, а также существительных в форме единственного и множественного числа. Развитие экспрессивного словаря находится на среднем уровне. Объём предметного и глагольного словаря достаточен, в речи используются существительные в форме множественного числа и существительные в форме винительного падежа. Существуют ошибки в образовании формы родительного падежа и в использовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.

В речи детей присутствуют предложения, состоящие из двух слов, но отмечаются недостатки в употреблении основных видов интонации (повествовательной, вопросительной и повелительной).

Уровень развития познавательной сферы у этих детей практически не отличается от нормы. Дети правильно соотносят величину и цвет. Внимание устойчивое, удерживается на протяжении всей игры. Память у отдельных детей отличается ситуативностью, небольшим промежутком между запоминанием и воспроизведением. Об этом говорят затруднения в припоминании отсутствующих объектов и прошедших событий. Мышление имеет высокую степень развития, сформированы орудийные действия, появляются зачатки осознания причинно-следственных связей.

Предметная деятельность детей характеризуется целенаправленностью, желанием сотрудничать со взрослым и стремлением воспроизвести образец. Однако воспроизведение образца вызывает затруднения и требует совместных со взрослым действий.

Объём движений общей моторики достаточный. Движения точные, скоординированные. Мелкая моторика отличается неполным объёмом, неточными движениями и слабой скоординированностью. Подвижность органов артикуляционного аппарата высокая, но отмечаются недостатки переключаемости и ритмичности. Мимическая мускулатура развита нормально, однако затруднения вызывают упражнения, подразумевающие втягивание и надувание щёк.

Эмоционально-личностная сфера у детей с ЗРР развита достаточно хорошо. Об этом говорит наличие интереса к общению со взрослым, проявление активности, концентрации на задании. Лишь у некоторых детей отмечаются кратковременные и неустойчивые эмоциональные реакции, отсутствие интереса к результатам игры, нежелание общаться со взрослым. У отдельных детей с первым уровнем речевого развития интерес к сотрудничеству со взрослым возникает спустя некоторое время после начала игры.

Данные психолого-педагогического изучения показали, что дети с задержкой речевого развития отличаются друг от друга не только уровнем развития речи, но и уровнем развития познавательных процессов, готовностью к сотрудничеству со взрослыми, а также разными возможностями преодоления речевых нарушений. При этом познавательные особенности ребёнка напрямую зависят от уровня развития его речи. Это подчёркивает факт взаимосвязи речи с другими познавательными процессами.

Публикации по теме:

Игра для развития речевого дыханияИгра для развития речевого дыхания Хочу предложить вашему вниманию, дидактическую игру на развитие речевого дыхания. Не секрет, что наши дети стали хуже говорить. Правильное.

Игры на развития речевого дыханияИгры на развития речевого дыхания Игры на развитие речевого дыхания В последнее время появилось много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха.

Консультация для родителей «Задержка психического развития» Задержка психического развития у детей Врачи диагностировали у крохи задержку психического развития? Только без паники: все развиваются.

Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы) В настоящее время большое внимание уделяется раннему началу коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. У дошкольников 4-5.

Логосказка. Проблема речевого развития и речевого воспитания в ДОУ (2)Актуальность Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в дошкольном учреждении. В последние годы наблюдается.

Методические пособия для развития речевого дыханияМетодические пособия для развития речевого дыхания Известно, что дыхание – одна из самых важных функций организма. Дыхание бывает двух видов: • физиологическое – это наше обычное дыхание,.

Примерная серия игр для развития мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития малышейПримерная серия игр для развития мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития малышей Примерная серия игр на развитие мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития детей от 1.5 до 3 лет. «Ум ребенка.

Условия успешного речевого развития детей Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенква-детский сад №15 «Солнышко» с. Хороль Хорольского муниципального.

Семинар «Технология речевого развития» МДОУ "Детский сад" Колокольчик" р. п. Соколовый Доклад к семинару по теме: "Технология речевого развития" Старший воспитатель.

Уголок речевого развитияУголок речевого развития В нашем детском саду проходил конкурс на лучший уголок речевого развития. Пособия по развитию мелкой моторики:«Шнуровочка», «Прищепки».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задержка речевого развития
Опубликовано: 6 ноября 2015 в 22:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задержка речевого развития» (включая файлы) размещена пользователем Марина Жаркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД