Татьяна Славкина
«Преодоление детьми общего недоразвития речи посредством применения интегрированных форм обучения учителем-логопедом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема повышения эффективности работы по преодолению детьми ОНР стоит перед учителями-логопедами и специалистами ДОУ уже давно.
Корни этой проблемы заключаются в том, что ОНР – это системное нарушение, то есть недоразвитие всех компонентов речевой деятельности. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Нарушения психического развития обуславливают специфические особенности мышления. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и отставание в двигательной сфере. Несмотря на нарушения у таких детей речь все же обеспечивает коммуникативную функцию и при успешной работе позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.
Публикация «„Преодоление детьми общего недоразвития речи посредством применения интегрированных форм обучения учителем-логопедом“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Поэтому, по мнению многих специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, таких как Т. В. Волосовец, Л. С. Волкова, Н. С. Жукова, Г. А. Каше, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др., работа с детьми с нарушениями речи требует комплексного подхода.
Комплексный подход основывается на понятие целостности. Невозможно получить качественные сведения об изучаемом явлении опираясь на отдельные его стороны. Преимущество комплексного подхода в том, что позволяет обнаружить в изучаемом явлении изменения, взаимодействия и развитие компонентов этого явления в целом. Еще мудрец Гераклит сказал: «Многознание не научает уму, и ученый-эрудит может быть дурак дураком».
Понятие целостности сопряжено с понятиями гармония и интеграция. Гармония – это единство многообразия, а интеграция – единство многообразности.
Поэтому, можно думать, что применение в практике обучения и воспитания детей с системным нарушением речи интегрированных форм работы, может повысить эффективность преодоления детьми общего недоразвития речи.
Особенно актуальной становится проблема поиска новых эффективных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития дошкольного образования. И в первую очередь, это связано с внедрением в содержание образования нового Федерального Государственного Стандарта. ФГОС дошкольного образования, считает руководитель рабочей группы по разработке данного стандарта, академик А. Г. Асмолов – это стандарт вариативности и развития. Он позволит создавать единое образовательное пространство детства, которое основывается на принципах интеграции и адаптивности, что обеспечит успешную социализацию каждого ребенка – дошкольника, включая и детей с ОВЗ, так как предусматривает получение без дискриминации качественного образования этими детьми.
Теоретическим обоснованием использования в работе с детьми интегрированных форм обучения, может служить теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей средой разработанная И. П. Павловым и И. М. Сеченовым. Исследования известных ученых – физиологов П. К. Анохина, В. М. Бехтерева по проблемам влияния комплекса искусств на детей опираются на теорию взаимодействия анализаторов,которые позволяют человеку получать целостную информацию об окружающем мире.
Говоря о психологической основе интеграции можно опираться на исследования таких ученых в области психологического развития ребенка, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, понимающих роль деятельности как средство культурного и социального становления личности.
Основываясь на понятие о синкретичности,выдвинутом Л. С. Выготским, необходимо развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, вкусовое, обонятельное.
Опора на принцип, выдвинутый Л. С. Выготским, о единстве аффекта и интеллекта, утверждение о том, что обучая ребенка, не нужно излишне нагружать его детализированными знаниями, ставит перед педагогом задачу – научить ребенка воспринимать мир более широко и разнообразно, используя для этого звуки, слова, движения, жесты, запахи.
Опора на общедидактические принципы при разработке интегрированных форм обучения предполагают тщательный подбор их содержания, систематичность применения, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, а так же этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи, ведущей деятельности и личностных особенностей ребенка.
Исходя из вышесказанного, целью работы учителя-логопеда стала разработка методики интегрированных форм обучения. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: изучить научно-методическую литературу по разработке и применению интегрированных форм обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и практического опыта применения интегрированных занятий учителями-логопедами для детей с нарушениями речи. Определить, исходя из современного ФГОС, содержание интеграции речевого развития и других образовательных областей, а также направления и формы. На основе этого разработать структуру интегрированного занятия с детьми с речевыми нарушениями и его методическое содержание. Показать эффективность проведения таких занятий с детьми, на основании уровня речевого и коммуникативного развития детей с ОНР.
Предполагаем, что через использование интегрированных форм обучения, преодоление детьми общего недоразвития речи будет более эффективным при условии организации целенаправленных, систематических занятий, соблюдения условия целостности, то есть этапы занятия – фрагменты целого и находятся в логико-структурной зависимости. Учитываются особенности развития речи детей с ОНР, индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка. Осуществляется комплексный подход психолого-педагогического воздействия на ребенка через задействование всех анализаторов. Использование инновационных технологий, методов и приемов.
Во ФГОС дошкольного образования основой деления на образовательные области стали четыре основных направления развития ребенка дошкольного возраста. Как отдельная образовательная область выделено речевое развитие. Область интеграции речевого и социально-коммуникативного развития – это развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, на основе моральных и нравственных норм и ценностей общества.
Область интеграции речевого и познавательного развития – это формирование познавательных и психических процессов, активизации и обогащение лексического запаса ребенка, формирование грамматически правильно оформленной связной речи и аналитико-синтетической деятельности.
Область интеграции речевого и художественно-эстетического развития предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений литературы, речевого творчества, интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Область интеграции физического развития и речевого предполагает развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, умение ориентироваться в пространстве на собственном теле, развитие графомоторных навыков.
Интегрированные занятия могут проходить в форме :
Проектной деятельности;
На основе сценариев активизирующего общения;
Занятия по закреплению и обобщению, полученных зум по нескольким темам;
Интегрированные досуги (праздники).
Структура интегрированного занятия имеет форму обычного занятия, но значительно отличается наполняемостью содержания его частей. Главное это соблюдение некоторых требований к содержимому занятия – это четкость, компактность, сжатость, продуманность, логическая взаимосвязь, систематичность и доступность предлагаемого детям учебного материала.
Технологии и методы, применяемые педагогами в проведении интегрированных занятий очень разнообразны, и дают возможность использования инноваций, что является актуальной проблемой проведения логопедических занятий с детьми. Примером может быть применение информационных компьютерных технологий: использование компьютерных презентаций, видеороликов и продуктов пользования интерактивной доской.
Методическая разработка и проведение интегрированного занятия – это коллективный продукт педагогов: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и педагога-психолога. Но основная роль отводится учителю-логопеду. Он составляет лексико-тематические циклы с учетом проведения интегрированной образовательной деятельности. Участвует в разработке перспективно-тематического плана взаимодействия специалистов. Ставит цели и задачи каждого конкретного интегрированного занятия, составляет его конспект. Вся эта работа ведется в тесном сотрудничестве с другими специалистами, воспитателями и в некоторых случаях, особенно проведение досуговой формы интегрированных занятий, привлекаются и родители.
Преимущества таких занятий неоспоримы, так как дают целостную картину мира, стимулируют речевую активность у детей, формируют коммуникативные качества личности ребенка, а значит, выполняют главную задачу ФГОС – обеспечивают успешную социализацию каждого ребенка.
Специальной диагностики по выявлению эффективности интегрированных занятий не существует. По-моему мнению, результативность может включать два компонента – это направления коррекции и развития речи и формирование жизненной компетенции, то есть овладение навыками коммуникации. Эти компоненты, в первую очередь являются показателями эффективности применения интегрированных занятий учителем-логопедом. Но и другие специалисты могут судить об эффективности такой работы по развитию психических процессов – педагог-психолог, двигательных функций и продуктивных видов деятельности – воспитатель, музыкальных способностей – музыкальный руководитель.
Критерием оценки эффективности интегрированного занятия может служить:
-качество проведения занятия: соответствие содержания материала, использования технологий, методов и приемов достижению целей и задач данного занятия;
-качество решения коррекционных задач педагогов;
-качество целостности используемого явления, нахождение и установление взаимосвязи внутри этого явления;
-отношение самих детей к данному занятию: заинтересованность, утомляемость, результативность совместной деятельности.
Разработка оценки результативности интегрированных занятий, мониторинг – это перспективы дальнейшей работы по использованию интегрированных форм обучения детей с ОНР, а так же их совершенствование.
Статью подготовила: учитель-логопед МБДОУ д/с №9 Славкина Т. Н., г. Кулебаки.