Екатерина Игоревна
Методические пособия для развития речевого дыхания
▼ Скачать
Известно, что дыхание – одна из самых важных функций организма. Дыхание бывает двух видов :
• физиологическое – это наше обычное дыхание, короткий вдох - короткий выдох;
• речевое (диафрагмальное) – это дыхание, участвующее в организации нашей речи, короткий вдох – длинный выдох.
Педагогическая диагностика воспитанников нашего детского сада показывает, что дети не владеют навыками плавного, целенаправленного, длительного выдоха. В своей речи они делают частые, шумные доборы воздуха, что осложняет понимание их высказывания, теряет интонационную выразительность их речи, становится утомительной и менее интересной для окружающих.
Публикация «Методические пособия для развития речевого дыхания» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2015
Речевое дыхание обеспечивает правильное звукопроизношение, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Ниже описаны несколько пособий, которые я использую в своей практике для развития речевого дыхания. Чтобы у детей не было головокружения, дуть можно не более 10 секунд с паузами. Цель этих упражнений: развитие длительной, сильной, направленной воздушной струи, также умения контролировать ее силу; активизация губных мышц.
«Воздушный боулинг».
Описание: Перед началом игры показать ребенку «дорожки боулинга», шарики разного размера и материала. Объяснить, что большой шарик тяжелее, поэтому струя должна быть сильная, а маленький шарик – легкий, поэтому ему хватит воздушной струи послабее, но главное, чтобы каждый из шариков прикатился к финишу без остановок. Губки вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на каждый из шариков, стараясь, чтобы он прокатился по своей дорожке до самого финиша. В игру могут играть двое детей. В этом упражнении также отрабатывается умение контролировать силу воздушной струи.
«Кто в домике живет?»
Описание: Покажите ребенку, или детям домики. Объясните, что только логопеду разрешается вынимать из домика спрятанные там картинки, или открывать «шторку» руками. А дети должны подуть на шторку, и пока она будет открыта посмотреть «кто в домике живет». Чем дольше и плавнее ребенок будет дуть на шторку, чтобы она была приоткрыта, тем лучше он рассмотрит спрятанную картинку. Следить за точностью направления воздушной струи.
Вулкан «Подувий»
Описание: Перед началом игры показать и рассказать ребенку о том что такое вулкан, как он образуется и «живет» в природе. Затем объяснить, что наш вулкан начинает извергаться, если на него дует ветер, поэтому он называется «Подувий».
Вариант 1. Предложить подуть на вулкан, чтобы посмотреть, как он извергается. Для этого необходимо выпрямить спину, на одном выдохе, не добирая воздух дуть на метелочки вулкана. Губы при этом слегка выдвинуть вперед. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля.
Вариант 2. Можно использовать при выполнении этого упражнения дутье на язык. Положить широкий язык на нижнюю губу и пустить ветерок посередине языка, сдувая метелочку на вулкане.
«Шарик в невесомости»
Описание: Спросите детей, знают ли они, что такое «невесомость». Если нет, то объясните. Покажите ребенку трубочку с воронкой и шарик. Объясните, что этот шарик может подняться в воздух и долго находиться в невесомости, в полете. А чтобы он полетел, нужно выдвинуть губки вперед, обнять ими коктельную трубочку, дуть сильно и плавно, не добирая воздух, а то шарик может упасть (потерять невесомость).
«Птички»
Описание: Птичек мы делали сами и приготовили их заранее. Педагог обращает внимание на стаю птиц (их столько, сколько детей на занятии, предлагает помочь им полететь (к своим птенцам, или в теплые края, или на поиски пищи) и для этого им поможет попутный ветер. Дети дуют каждый на свою птичку.
«Салют в городе»
Описание: Педагог показывает детям бутылочку с цветными шариками из пенопласта и предлагает игру. «Ребята, вы хотели бы сделать свой салют? Для этого нужно поднести трубочку к губам и дуть в нее долго, без остановок, тогда вы увидите цветной салют».
«Цветочный горшок»
Описание: Покажите детям цветочный горшок, расскажите, что цветам очень жарко, душно. Они долго стояли на подоконнике, а окошко было закрыто.
- Давайте подуем на цветочки, чтобы их освежить. Следите за направлением воздушной струи, чтобы она попала точно на лепестки цветочка и они зашевелились. Щеки не надуваем.
Это только часть тех пособий, которые я использую в своей работе)