Ирина Павлова
Консультация «Задержка речевого развития. Почему дети не говорят?»
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение формирования нервно-психических функций у детей раннего возраста, в том числе речи, в большинстве случаев связано с особенностями течения перинатального периода.
Для раннего возраста, как ни для какого другого периода жизни человека, особенно актуален (благодаря высокой пластичности мозга) принцип «раньше распознавай — раньше лечи и корригируй». Развивающийся мозг ребенка в раннем детстве способен компенсировать пре- и перинатально приобретенные повреждения более эффективно, чем мозг ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Публикация «Консультация „Задержка речевого развития, Почему дети не говорят?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Междисциплинарное сотрудничество специалистов в области неврологии, логопедии, психологии, педиатрии должны быть направлены на раннюю диагностику и коррекцию данных нарушений.
Мы должны помнить, что речь — важнейшая составляющая нервно-психического развития ребенка, «золотая середина психики», и ее становление происходит в течение первых трех лет жизни.
В последние десятилетия наблюдается возрастание частоты перинатальных поражений мозга. Академик А. А. Баранов в аналитической статье «Состояние здоровья детей в Российской Федерации» отмечал, что ежегодно около 40 % детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности, не менее 9—10 % детей рождаются недоношенными и с низкой массой тела. Неуклонно растет количество детей, имеющих нарушения речевого развития.
Как правило, ребенку раннего дошкольного возраста с двух до трех лет с расстройствами речевого развития делается заключение : задержка речевого развития.
В соответствии с МКБ-10 детям раннего дошкольного возраста, у которых к четырнадцати-пятнадцати месяцам не появились первые слова, а к 18-20 месяцам не появилась фразовая речь после проведения обследования может быть поставлен диагноз: специфические расстройства речевого развития (СРРР).
Овладение речью — индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. Причинами отставания в развитии речи могут быть
• патология течения беременности и родов
• действие генетических факторов
• поражение органа слуха
• общее отставание в психическом развитии ребенка
• факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание или гипер-опека)
• дисметаболические нарушения (непереносимость глютена, лактозы).
Уже на ранних этапах развития можно определить характер речевого нарушения и тип ЗРР. И так, это могут быть
• функциональные ЗРР;
• задержки церебрально-органического происхождения, которые впоследствии проявятся как тяжелые речевые и психические нарушения (алалия, дизартрия, РАС, ЗПР, нарушения интеллектуального развития);
• задержки речевого развития, вызванные центральными нарушениями слуха.
ЗРР алалического характера отмечается у 7-8% детей, ЗРР дизартрического характера у 30-35 % детей; ЗРР, обусловленные нарушениями слуха у 2,5 – 3 % детей.
Традиционных логопедических методов и приемов для эффективной коррекции нарушенного развития у детей с ЗРР оказывается недостаточно.
Им необходимы приемы и упражнения для созревания зон мозга, отвечающих за двигательное, речевое и психическое развитие.
Становится актуальным использование нейропсихологических методик.
В начале реабилитационного процесса проводится диагностика, которая включает исследование гнозиса, праксиса, сформированности серийной организации движений и речи.
У всех детей с ЗРР отсутствует или крайне ограничен пассивный словарь, в активном словаре вокализации или отдельные слоги, отсутствуют коммуникативные жесты.
После двух лет крайне бедный как пассивный, так и активный словарь, отсутствие двухсловных высказываний; после двух с половиной лет – тенденция к конечному открытому слогу, большой разрыв между пассивным и активным словарем, стойко сохраняющиеся слова из «языка нянь», сохранение «телеграфного» стиля, отсутствие предлогов.
Давайте вспомним уровни понимания речи неговорящим ребенком по Р. Е. Левиной:
нулевой, когда ребенок с сохранным слухом не понимает речь окружающих;
ситуативный, когда ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром;
номинативный, когда ребенок знает много существительных, но с трудом различает глаголы;
предикативный, когда ребенок знает много глаголов, но не различает грамматических форм слов;
расчлененный, когда ребенок понимает обращенную речь.
В последнее время растет количество детей не понимающих обращенную речь. Не потому ли, что сенсорная зрительная система перетягивает на себя одеяло, когда ребенок с первых месяцев жизни постоянно смотрит в экраны гаджетов?
Как ребёнок будет тренировать рецептивную речь, функцию понимания, слуховую сенсорную систему, если она всё время подавляется итак главенствующей зрительной?
Так как речь является сложной психической функцией, формирующейся на сенсомоторной основе, то недоразвитие или задержанное развитие какого-либо базового компонента, а также их интеграции может вызвать ее задержку. Проблемы в развитии слухового, зрительного, тактильного восприятия могут замедлить формирование речи. В таких условиях, как известно, должны сформироваться механизмы компенсации.
Это требует дополнительного времени и специальной психолого-педагогической помощи, вследствие чего необходимые для речи ассоциативные и иерархические связи между психическими функциями формируются с опозданием. Интересно, что, когда речевая функция в конце концов оказывается сформированной, именно она становится мощнейшим средством компенсации сенсомоторной недостаточности.
Еще немного о причинах ЗРР, Причиной задержки развития речи может быть соматическая ослабленность, вследствие которой задерживается формирование всех психических функций.
Наконец, задержка развития речи может быть обусловлена социальными причинами, а именно неправильно организованным общением с ребенком, отсутствием адекватных социальных условий для развития его речи. В условиях социальной депривации ситуации общения не возникают, и речевая функция остается невостребованной.
К сожалению, современные родители практически не разговаривают с детьми. Малышам первого года жизни не рассказывают потешек, сказок, не поют колыбельных.
Русский народ создал массу потешек и пестушек для общения с малышами первых двух лет жизни. Они сопровождали весь процесс ухода за ребенком и способствовали развитию речи. Теперь малыши всего этого лишены.
Родители в своих гаджетах, ребенок – в своем. На мой взгляд, это одна из главных причин безречия детей, не имеющих неврологических нарушений, органической патологии. Родители забывают о том, что речь развивается только в живом общении. Живого общения я с ребенком практически нет.
Цифровые технологии имеют прямое отношение в тому, что в последнее время появилось так много детей, которые не говорят ни в два, ни в три года. Мы сегодня говорим о них. Но в последние годы появляется все больше четырех- и пятилетних детей, не говорящих и не понимающих речи окружающих.
Ученые в разных странах относят к факторам, вызывающим нарушения речевого развития, интернет зависимость. Интернет зависимость – ЛЕГКО ФОРМИРУЕТСЯ С РАННЕГО ДЕТСТВА.
Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В гаджете картинки быстро меняются, ярко, красиво, ребенка раннего возраста завораживают эти яркие световые и цветовые пятна. Ребенок получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. Страшно, что дофаминовая зависимость формируется уже на первом году жизни.
Родители отмечают, что ребенок может есть только у экрана гаджета, что его можно успокоить или уложить только с помощью гаджета, что процедуры в поликлинике можно делать только при включенном гаджете.
То, что у ребенка будет развиваться речь с помощью гаджета – это самое большое заблуждение родителей.
Последние исследования, проведенные в США, доказывают, что у трехлетнего ребенка, который растет у экрана гаджета, речевое развитие задержано в сравнении со средней нормой на полтора-два года, и в активной речи у крохи 10—15 лепетных слов.
Специалисты отмечают, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции.
Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу. Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым. Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу.