Елена Кулыгина
Конспект занятия «Подготовка к усвоению числа»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование действий по составлению ряда.
Различие – сравнение- систематизация.
Материал: 6-8 различный по длине прямоугольник, параллелепипедов (из строит. матер.); вкладные цилиндры Монтессори или другие вкладыши;5-8 картонных полосок; матрешки; прямоугольные палочки различного цвета.
Игры на систематизацию.
Дети прямоугольные параллелепипеды в ряд от самого короткого до самого длинного и, наоборот. Ребята вложить цилиндры друг в друга. После того как им удастся правильно выполнить предыдущие задание, можно предложить разложить полоски пол цвету. Причем между белой и черной должно быть 5 полосок с разными оттенками серого цвета.
Публикация «Конспект занятия „Подготовка к усвоению числа“» размещена в разделах
Эта игра может быть усложнена за счет составление ряда с середины, т. е. с полоски серого цвета.
Игры на нахождение места в ряду.
На столе лежит 3 матрешки (большая, поменьше, маленькая). Дети должны расположить их по величине. Затем воспитатель дает еще 1 матрешку и предлагает найти ее место в ряду. Когда дети правильно выполнят это задание,воспитатель добавляет еще несколько матрешек.
Игра-конструирование.
Дети стоят из прямоугольных палочек на столе лестницу. Первая ступенька состоит из 1 палочки, следующая из 2, далее из 3 и т. д., т. е. каждая последующая ступенька на 1 палочку Польше предыдущей. Самая последняя ступенька может состоять Максимом из 10 палочек. Причем очередная ступенька состоит из палочек большой или меньшей длины, чем предыдущие. Начинать лучше с самой короткой или самой длинной ступеньки. Когда лестница будет готова, ребенок убирает любую ступеньку, а дети перемешивают остальные палочки. Воспитатель восстанавливает лестницу и предлагает определить ей место убранной ступеньки. Из лестницы можно убрать 1-2 ступеньки если ребенок испытывает затруднения,при повторение игры количество ступенек сокращают.
Формирование действий по сравнению количества.
Материал. : 9-12 стульев;10 одинаковых кружков; 10 круглых камешков одного цвета; другие материалы, например игральные кубики, пуговицы и т. д. ; игровой и строительный материал, который можно группировать.
Игры на систематизацию.
У каждого ребенка стул?
По количеству играющих ставят в ряд стульев. Дети садятся на стулья и убеждаются, что стульев столько же, сколько детей. Для проверки применяется прием сопоставления. Количество стульев изменяется, играющие проверяют соотношение стульев и детей: столько же стульев, сколько и детей, или же стульев больше (меньше). Точно так же, применяя прием сопоставления, можно определить, кого больше в подгруппе – мальчиков или девочек, или: мальчиков столько же, сколько девочек.
Игра на сравнение.
Воспитатель кладет на стол в 2 кучки различный материал. Он берет по 3 одинаковых предмета из одной и из другой кучки, например 3 маленьких зеленые пуговицы и 3 маленькие белые пуговицы, и спрашивает, зеленых пуговиц меньше, больше или столько же сколько белых. Дети проверяют свои ответы,применяя прием приложения.
Затем воспитатель берет по 3 разных предмета. Например,1 круглый камешек, 1 пуговицу, 1 блок из пластмассового конструктора, 1 строительный кубик, 1 игрушечную машину, 1 матерчатого зверя. Дети сравнивают количество предмета, причем сначала сравнивают одинаковые предметы, а затем разные.
Количество сравниваемых предметов увеличивается до тех пор, пока большинство детей правильно отвечает на вопросы. При проявление ошибок сравнивается меньшее количество предметов, но варьируется материал.
Воспитатель не всегда кладет равное количество предметов, в одной группе может быть на 1-4 предмета больше, чем в другой. После нескольких занятий дети могут проводить игру на составление множеств самостоятельно, предлагая задания друг другу.
Формирование представления о сохранении количества.
Игры на сравнение.
В каком ряду детей больше?
Дети встают в 2 ряда друг против друга. Один ребенок остается без пары, он водящий и отвечает на вопросы воспитателя.
Воспитатель спрашивает: «В первом ряду стоит столько же, сколько и во втором?» Ответ ребенка проверяется следующим образом: каждый ребенок первого ряда берет за руку ребенка из второго ряда. Затем дети второго ряда образуют круг. Педагог спрашивает: «А сейчас в первом ряду столько же детей, сколько во втором?» Проверяя ответ ребенка, дети снова встают в ряд и протягивают друг другу руки.
Ребята в первом кругу встают на большое расстояние друг от друга, чем во втором, воспитатель снова задает вопрос: «В первом ряду столько же детей, сколько во втором?». Ответ проверяется аналогично.
Игра в камешки.
Воспитатель кладет на стол 3 зеленых камешка в ряд и предлагает положить напротив столько же красных. Применяя прием приложения, дети убеждаются, что зеленых камушек столько же, сколько и красных. Затем воспитатель изменяет расположение зеленного ряда путем изменения расстояния между камешками. Сначала камешки кладет на большом расстояние друг от друга, потом друг около друга, затем воспитатель кладет зеленые камушки в коробку, а в четвертом случаи ребенок берет их в руки. После каждого изменения педагог спрашивает детей, зеленых камушек столько же, сколько и красных, или больше (меньше, просит обосновать ответ. Все ответы проверяются с помощью приема приложения.
Постепенно воспитатель увеличивает количество камешков обоих цветов. Для того чтобы все отвечали не механически, воспитатель может положить зеленых или красных камешков больше (меньше). Количество предметов увеличивается до тех пор, пока большинство детей отвечает правильно. Количество следующих предметов для сравнения зависит от правильного предыдущего ответов детей.
Состовление ряда
Поставь машину в гараж
В данной игре используются коробки – гаражи и автомобили разного размера. На столе лежат коробки разного размера и столько же машин. Дети сначала расставляют гаражи в ряд, начиная с самого маленького. Затем воспитатель предлагает поставить машины в гараж. Дети выполняют задание самостоятельно, пробуя различные варианты. Если дети не придут к правильному решению, то воспитатель демонстрирует правильный способ решения.
Сравнение количества.
Счет палочки
Для игры используются счетные палочки разного цвета.
После того как дети поиграли со счетными палочками, педагог предлагает им проверить (с помощью приема приложения) : синих палочек столько же сколько и красных, а черных столько же, сколько и оранжевых, темно-зеленых столько же, сколько и светло-зеленых?
Сохранение количества.
Колбаска и шарики.
Педагог берет 2 одинаковых куска пластилина и делает из них шарики, показывает их детям и спрашивает, одинаковое ли количество пластилина пошло на один шарик. Если дети ответят, что неодинаковое, то педагог повторяет показ еще раз.
Затем ребенок делает из шарика колбаску, остальные внимательно смотрят за его действиями. Педагог спрашивает, одинаковое ли количество пластилина пошло на шарик и колбаску или же на колбаску пошло больше, и просит детей обосновать свой ответы.