Наталья Бажитова
Задания логопеда воспитателю логопедической старшей группы по лексической теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь – 4 неделя.
Тема недели: «Краски осени».
Лексическая тема : «Осень».
Программное содержание: Уточнить представление об осени и ее приметах, расширить и активизировать словарь по теме, совершенствовать грамматический строй речи, развивать длительный плавный выдох, развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Ввести в активную речь.
Публикация «Задания логопеда воспитателю логопедической старшей группы по лексической теме „Осень“» размещена в разделах
Существительные: Осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки, свитер, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, береза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клен, ольха, ива, лиственница, каштан, ель, сосна.
Прилагательные: желтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный.
Глаголы: Желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить.
Групповые задания.
1. Артикуляционная гимнастика: комплекс №2.
2. Пальчиковая гимнастика.
Ветер дует.
Ветер северный подул:
«С-с-с-с-с», все листья с липы сдул…
(Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!».
(Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил.
(Постучать кулаком по столу.)
Снег потом припорошил,
(Плавные движения кистями рук вперед-назад.)
Одеялом их накрыл.
(Ладони крепко прижать к столу.)
3. Дыхательная гимнастика: комплекс №2.
4. Общая моторика (физ. минутка) :
Осенью.
Вдруг закрыли небо тучи,
(Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки.)
Начал капать дождь колючий.
(Совершаем прыжки на носочках, держа руки на поясе.)
Долго дождик будет плакать,
Развезет повсюду слякоть.
(Приседаем, держа руки на поясе.)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.
(Идем по кругу с высоким подниманием колена.)
5. Задания на развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия.
• «Телефон».
Взрослый тихо говорит ребенку названия трех деревьев, а он шепчет эти названия на ухо следующему и т. д.
• «Какое слово отличается от других?»
Осень, осень, носим, осень.
6. Задания по развитию лексико-грамматического строя речи.
• Упражнение «К нам пришла осень» (употребление падежных окончаний).
Мы ждали … (осень).
Долго не было … (осени).
Мы рады … (осени).
Мы одеваемся тепло … (осенью).
Мы любим … (осень).
• Упражнение «Сосчитай листочки».
Один дубовый листочек, два дубовых листочка, три дубовых листочка, четыре дубовых листочка, пять дубовых листочков.
Один липовый листочек, два липовых листочка, три липовых листочка, четыре липовых листочка, пять липовых листочков.
Один тополиный листочек, два тополиных листочка, три тополиных листочка, четыре тополиных листочка, пять тополиных листочков.
Один березовый листочек, два березовых листочка, три березовых листочка, четыре березовых листочка, пять березовых листочков.
Один кленовый листочек, два кленовых листочка, три кленовых листочка, четыре кленовых листочка, пять кленовых листочков.
Один рябиновый листочек, два рябиновых листочка, три рябиновых листочка, четыре рябиновых листочка, пять рябиновых листочков.
• Упражнение «Продолжи предложение».
Осенью сбрасывают листья дубы … (клены, тополя, ивы).
Всю зиму остаются зелеными сосны … (пихты, ели, кедры).
7. Задания по развитию связной речи.
• Упражнение «Что бывает осенью?» (расширение лексического запаса по изучаемой теме).
Беседа об осени, демонстрация предметных и сюжетных картинок.
• Отгадывание загадок по теме.
• Чтение художественной литературы по теме.
К. Бальмонт «Осень»;
А. Барто «Осенью»;
И. Бунин «Листопад»;
А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…»;
Э. Мошковская «Плакали ночью желтые клены…»;
А. Плещеев «Осень наступила…»;
М. Пришвин «Разговор деревьев»;
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (из романа в стихах «Евгений Онегин»);
И. Соколов-Микитов «От весны до весны» : рассказ «Золотая осень»;
А. Твардовский «Лес осенью»;
К. Ушинский «Спор деревьев».
Источник:
1. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5 – 7 лет: блочно-тематическое планирование/авт. -сост. Э. Ф. Курмаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 191 с.
2. Интернет-ресурс.