Сусанна Сеитхалилова
Задачи экологического воспитания в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума» (В. Сухомлинский)
Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» - говорит Светлана Николаевна Николаева, автор многих программ по экологии.
Публикация «Задачи экологического воспитания в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2022
Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству. «Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
Таким образом, цель экологического образования - на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Каковы же пути реализации системы экологической работы в ДОУ :
1. Создание условий для решения необходимых задач по формированию экологических представлений детей; повышение экологической грамотности педагогов;
2. Обновление содержания, форм и методов работы с детьми;
3. Экологическое просвещение родителей (законных представителей воспитанников)
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. В достаточном количестве имеется методическая литература, дидактические пособия, плакаты, схемы, таблицы, игры, детская художественная литература для детей экологического содержания.
Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях. Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, при реализации задач экологического воспитания используются инновационные технологии и интегрированный подход во всех видах детской деятельности. Интеграция разных образовательных областей позволяет формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.
В разделе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» организуем игровые обучающие ситуации, разыгрываем литературные сюжеты с помощью кукол, театра, игрушек. В играх дети закрепляют полученные знания. Например, играя в мяч, дети повторяют «Фрукты», «Овощи», «Домашних и диких животных», «Летает - не летает».
В работе с детьми педагоги используют разнообразную деятельность с литературными произведениями (чтение вслух, инсценировки, заучивание стихотворений, иллюстрирование, загадывание загадок). Важная роль принадлежит сказкам, которые дети составляют сами. На занятиях образовательной деятельности «Мой край родной, любимые места», дети не только знакомятся с достопримечательностями нашего города, а также знакомятся с природой родного края, к тематическим занятиям организуются фотовыставки, на которых дети запечатлены в любимых местах родной республики.
Для формирования экологических представлений большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому на занятиях в области познавательного развития педагоги обращают внимание детей на форму, цвет, размер, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы. Так же «угощают» животных любимыми лакомствами, стараясь поделить всё поровну. Занимаются
Экспериментальной деятельностью, в ходе которой узнают откуда появляется радуга, какими свойствами обладает вода, песок, камни.
Дети дошкольного возраста очень подвижны, поэтому активно используются сюжетные подвижные игры. Например, игра «Сороконожка» знакомит детей с особенностями насекомого, как она передвигается, игра учит детей внимательности и согласованности в действиях передвижения. А сколько радости и веселья, когда нужно догнать свой хвостик! Организуем эстафеты на свежем воздухе, напоминая о полезности прогулок на свежем воздухе. Одним из любимых занятий детей является хождение по дорожке здоровья, здесь тоже присутствуют элементы природы, собранный на участке каштан, как оказался, очень полезным для профилактики плоскостопия.
Свои самые яркие впечатления от явлений и объектов природы, дети стараются отобразить в своих рисунках, аппликациях, лепке.
Создание условий для экологического воспитания детей можно разделить на 2 составляющие: внутренняя природная зона и внешняя природная зона.
Внутренняя природная зона предполагает зимний сад в нашем учреждении, уголки природы в каждой группе, уголки экспериментирования с живой и неживой природой, огороды на окне.
В нашем зимнем саду собрано большое количество растений, в основном типичные для средней полосы России, но есть и экзотические растения. Это несколько видов фикусов (каучуконосный, Бенджамина, гибискусы (китайская роза, финиковая пальмы, несколько видов драцены, а так же уже известные, широко распространенные в дошкольных учреждения, хлорофитум, колеус, рэо.
Разнообразие растений очень интересны детям. Занятия в зимнем саду дают возможность познакомиться с растениями, с их видами, их средой обитания. Каждое растение имеет свой паспорт, на котором указано название растения, условия необходимые для его роста, ухода и местоположения в комнате. Во время путешествия по зимнему саду дети имеют возможность делать зарисовки, лепить из глины и пластилина понравившиеся им объекты, проводить эксперименты, наблюдать и делать определенные выводы. Экскурсии позволяют создать для детей зону психологического комфорта, нахождение в которой сопровождается массой приятных впечатлений. Дети учатся фантазировать, у них развивается мышление, ориентировка в пространстве и во времени. Знакомясь с видами растений развивается память и речь, а главное, видя все прекрасное, хочется беречь и охранять эту красоту. Именно в дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к изучаемым объектам и информации, если она им интересна.
В процессе проводимых занятий в зимнем саду дети становятся добрее, отзывчивее, учатся сопереживать, становятся грамотнее в экологии. Они понимают свою роль и ответственность в данной сфере.
Включить видео о зимнем саде
Внешняя природная зона – цветники, клумбы на участках, экологическая тропа (лиственные и хвойные деревья, муравьиные тропинки, птичья столовая, которую активно используют как инновационную форму экологического образования.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе – ознакомительная прогулка, наблюдения, игры, экскурсии.
Обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе превращаются в квест- игру для дошкольников. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне, то ограничимся только одним объектом. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.
Развивающая предметно - пространственная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников.
По уже сложившейся традиции в конце февраля растёт и колосится огород на окошке каждой группы, сюжетные композиции передают ощущение сказки. Здесь любимые персонажи из сказок, животные, предметы поделок из природного материала и др. Дети наблюдают за ростом растений, ухаживают, поливают, рыхлят посаженые растения.
Особую ценность в работе имеют разнообразные коллекции, оформленные детьми и взрослыми в совместной деятельности.
Вместе с педагогами дети на прогулках собирают листья и растения, затем делают гербарии, пополняя уголки новыми развивающими материалами.
Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить.
Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Педагоги учат детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, поэтому не следует упускать такую возможность.
Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.
Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней.
Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Самостоятельный или совместный с взрослыми труд в уголке или на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям правильные способы и умения взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу.
По сложившейся традиции каждый год в детском саду проводятся конкурсы, выставки, фотовыставки творческих работ детей, родителей и педагогов (Зимушка-хрустальная, Палитра Крымской осени, Родной мой край, любимые места, Космические дали и другие)
В рамках экологического образования наш детский сад сотрудничает с Эколого-биологическим центром, сотрудники которого реализуют на базе учреждения дополнительную общеобразовательную программу «Путешествие в Природоград». Воспитанники и педагоги детского сада являются активными участниками и победителями конкурсов, организованных эколого-биологическим центром.
Природоохранные акции среди дошкольников формируют у них навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Активные формы работы с семьёй
Работа с родителями ведётся постепенно, непрерывно, большое внимание уделяют совместной деятельности детей и взрослых (участие в природоохранных акциях, экскурсиях, развлечениях). В связи с этим, педагоги, разрабатывают рекомендации, направленные на создание условий приобщения детей к природе в семье, консультируют родителей по интересующим их вопросам экологического характера; привлекаем родителей к совместным конкурсам, выставкам, изготовлению поделок, книжек-малышек, созданию коллекций, гербариев, пополнение библиотеки.
Проблема формирования экологической культуры решается также с участием родителей, которые приглашаются на занятия, праздники и другие мероприятия экологического содержания. Активное участие родителей в природоохранительных акциях, проектной деятельности, викторинах и конкурсах подводит к цели экологического воспитания.
С целью проверки освоения воспитанниками программного материала,
педагогами детского сада проводится мониторинг образовательного процесса, который отражает уровень освоения необходимыми умениями и навыками в соответствии с реализуемой образовательной программой.
Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные
результаты:
– сформированы начала экологической культуры у детей и осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Конечно, наша работа по экологическому воспитанию детей далека от завершения, но результаты уже есть. Дети более осознанно стали относиться к окружающей среде. Наряду с традиционными формами работы пытаемся ввести новое: создать метеоплощадку на территории детского сада.
Таким образом, при взаимосвязи всех компонентов системы экологического воспитания детей в ДОУ достигаются наиболее эффективные результаты усвоения экологических знаний дошкольниками. Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают природу, не чувствуют ее красоту. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через свое восхищение, удивление и радость. Это не значит, что мы должны выплескивать все свои чувства наружу, но просто иметь их при себе и быть честными.