Вера Винивитина
Задачи развития речи с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи из области морфологии, словообразования синтаксиса направлены на обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями
Продолжается работа по согласованию и прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются и даются они в таком виде, что ребенок вынужден сам находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап?. Спроси про уши, хвост, глаза, рот»; даются сочетания с несклоняемыми существительными: «пошел в новом пальто», «играл на пианино»; предлагается образовать степень прилагательного (умный-умное; добрый-добрее;
Публикация «Задачи развития речи с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В специальных играх и упражнениях детям дается задание : с помощью суффиксов изменить значение слова, придать ему другой смысловой оттенок (злой-злющий; толстый- толстенький)
Уточняется правильное употребление «трудных «глаголов: одеть – надеть- при этом внимание детей обращается на слова антонимы: одеть- раздеть, надеть-снять.
Усложняются задания на образование глаголов с помощью суффиксов и приставок (бежал-перебежал на другую сторону, забежал в дом, убежал из дома
Закрепляется умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях (у лисы –лисенок, а у жирафа)
Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна-весенний, веснушки) и конструировать производные слова в условиях контекста: «Какие птицы. (зима) в нашем лесу», «Дрова надо… (пила)»
Обращается внимание детей на то, как подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить тряпка, как с помощью одного и того же суффикса, образуются слова, указывающие на лицо (школа- школьник, огород- огородник)
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи-умению не только строить распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом (Дети пошли в лес, чтобы)
Задача педагога развить у ребенка умение связно выстраивать любое высказывание. И здесь нам помогут картинки
Работу с картинкой надо начинать с того, чтобы научить ребенка видеть изображенное на ней, понять его и передать в словесной форме.
Но сначала надо рассмотреть картинку и спросить ребенка: «Кто здесь нарисован? Какая (какое, какие). кошка, собачка? Что они делают7, умеют делать, будут делать? Такие вопросы помогут ребенку видеть на картинке предмет, его качества и действия. Затем можно предложить описать животное и его детенышей. Можно использовать прием совместного рассказывания.
По таким же картинкам можно составлять и повествовательный рассказ, включающий развитие действия (сюжета)