Светлана Филиппова
Задачи природоохранного содержания
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательные задачи природоохранного содержания
В наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества.
Конечная цель природоохранного воспитания - формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления. Наличие такой готовности предусматривает три основные особенности:
Публикация «Задачи природоохранного содержания» размещена в разделах
- ориентацию в разнообразных взаимозависимостях в природе между человеком и окружающим миром;
- умение оценивать состояние взаимодействующих компонентов с точки зрения их экологического благополучия;
- умение и стремление действовать в природе так, чтобы не принести ей ущерба.
Проблема воспитания ответственного отношения к окружающей природной среде все больше привлекает внимание учителей начальных классов и ученых-методистов. В новых программах большое место занимают вопросы, связанные с охраной окружающей среды. Введены экспериментальные курсы “Человек. Природа. Общество” (ЧПО, “Экология” и другие. Это дает возможность ученым, учителям творчески искать пути совершенствования этой стороны образования (определение содержания, разработка эффективных методов и приемов формирования природоохранных знаний).
Одним из приемов, способствующим решению обозначенных проблем, является применение познавательных задач и проблемных вопросов. Разработанное нами пособие включает познавательные задачи природоохранного содержания для учащихся 2-3-х классов в полном соответствии с программными требованиями.
В них моделируются различные жизненные ситуации; они помогают детям усваивать качества и свойства предметов; уточнять представления, получаемые в процессе наблюдений в природе; заострять внимание на природоохранных вопросах; закреплять нормы и правила поведения в природе.
Тексты многих задач сопровождаются схематическими рисунками, при использовании которых у учащихся формируются умения находить в иллюстрациях нужные объекты и их части, сравнивать изображаемые объекты, делать выводы. Играя вспомогательную роль, рисунки позволяют преподнести учебный материал таким образом, чтобы оказать наибольшее воздействие на эмоциональную сторону его восприятия; дают возможность конкретизировать общие представления, обобщить природоохранные знания.
Необходимо учитывать, что познавательные задачи выполняют несколько функций:
- способствуют получению необходимой информации об объектах и явлениях природы, о взаимосвязях в природе, взаимосвязях между природой и человеком;
- служат руководством к организации самостоятельной учебной и внеклассной работы учащихся;
- помогают управлять процессом познавательной деятельности учащихся, развитием их мышления;
Задача 1
Плачет Родничок!
Все вы знаете мультфильм про Коську и Родничок, которые так любили играть, бегая наперегонки.
У жизнерадостного Родничка было хорошее качество: он очень любил людей, хотя его мать Земля не раз предупреждала, что люди коварны. Однажды прибежал Коська к реке, а Родничка нет. “Эй, Родничок, где ты?” - позвал зайчик. “Я здесь!” - отозвался Родничок. - Мне плохо, помоги! Посмотри, что сделали люди!”
Заяц Коська увидел, что Родничок задыхается, а рядом с ним гибнет река, превращаясь в сточную канаву, в которую стекают струйки вонючей жидкости. Родничок плакал грязно-горькими слезами, а Коська в ужасе качал головой да разводил лапками: он был бессилен что-либо сделать.
А вы, ребята, можете помочь Родничку? В чем ошибка людей? Почему река задыхалась? Вспомните речушки и реки нашей области и объясните причины гибели Родничка.
Задача 2
Что с рекой?
Во время лесных каникул встретились на берегу реки уточка Утена и воробьишка Добряк. Наши герои подружились. Утена плавала, а Добряк с удовольствием возился в песочке, выискивая букашек и червячков. Дружба их крепла. В следующие каникулы Добряк вновь появился на берегу реки. Но у самой воды он заметил нечто непонятное, подошел поближе и увидел. Утену. “Что с тобой? Ну ты и раскрасилась, замаскировалась! К карнавалу готовишься? Так еще рано. ” - удивлялся Добряк. В ответ Утена заплакала.
Ребята, сравните рисунки и скажите, в чем проявилась жестокость людей? Почему заплакала Утена? Можно ли помочь ей?
Задача 3
Аральское море. Когда-то по нему плавали корабли. А вот как оно выглядит сегодня: волны есть. но песчаные. И корабли есть. но ржавые. А воды осталось очень немного.
Всего несколько десятилетий назад многоводные реки-сестры Амударья и Сырдарья впадали в Аральское море, щедро пополняя его водой. Люди решили орошить пустыню и прорыли многочисленные каналы, уводящие воду из рек.
Что произошло с морем? Можно ли его спасти? Подумайте, как повлияет исчезновение Арала на жизнь, здоровье людей?
Задача 4
Совсем недавно жители поселка гордились своим озером: и рыбы водилось много, да и красиво было вокруг! Озеро имело прозрачно-чистую воду, золотые песчаные пляжи. В поселке построили завод. Прошло два-три года.
И что же мы видим? Сравните рисунки и ответьте на вопрос: почему погибло озеро? Приведите примеры гибели озер в вашей области.
Задача 5
Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету.
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, человек?
(А. Плотников)
Как вы ответите на вопрос стихотворения? О чем беспокоится поэт А. Плотников? Какие экологические опасности представляют крушения нефтеналивных судов? Почему так опасны нефтяные пятна в океане?
Задача 6
Издревле люди знали, а ученые предупреждали, что нельзя бездумно вырубать леса вдоль рек и вокруг водоемов. Ученые установили, что запретная зона - от 4 до 20 км. Но, к сожалению, многие леса вдоль рек вырубили.
Объясните, почему при вырубке лесов мелеют реки, медленно умирают водоемы?
Задача 7
Наступила весна. Вернулись из дальних стран старые знакомые - грачи Маша и Кеша. Маша увидела красивое большое дерево с широкими удобными ветками. “Вот здесь и будет наша уютная квартирка!” - сказала она. Пока Кеша летал в поисках стройматериала для гнезда, ветер изменился. И дым от возвышающейся неподалеку заводской трубы повернул в сторону дерева. Загрустила Маша.
Продолжите рассказ, ответьте на вопросы: почему загрустила Маша? Что может произойти с этой местностью из-за халатного отношения людей к природе? Можно ли считать символом величия человека “лес” дымящихся труб?
Задача 8
Несколько лет назад сотрудники британской службы погоды обнаружили, что слой озона над территорией Антарктиды заметно “худеет”. Образовавшаяся “дыра” очень велика, до 15 млн. км2, то есть охватывает почти всю территорию шестого континента. А как известно, озоновый слой защищает поверхность Земли от ультрафиолетовых лучей, продолжительное воздействие которых наносит вред всему живому на Земле.
Итак, озонная “дыра” находится не в развитых районах Земли, а где-то над далекой Антарктидой. Оправдано ли столь пристальное внимание к ней ученых?
Задача 9
Вы помните сказку о джинне, выпущенном из бутылки, который выполнял любые желания своего спасителя? Сегодня мы можем говорить об “атомном джинне”, выпущенном на свободу.
Продолжите эту мысль, вспомнив Челябинск, Семипалатинск, Чернобыль.
Задача 10
Беспокойство пчелок
Однажды в прекрасный солнечный денек на очень красивой полянке, встретились две пчелы. Они радостно летали от цветка к цветку и собирали нектар. Говорит одна другой: “Посмотри, как много цветов на этой поляне! Мы сможем здесь набрать много вкусного нектара”. Вторая пчелка ей отвечала: “Да, подружка, ты права. Это действительно чудесная полянка, но одно меня беспокоит: мы не успеем. ” Из автобуса высыпала группа ребят.
Почему, увидев ребят, пчелки загрустили?
Задача 11
Сборщик желудей
Собрав немалое количество
Золотистых желудей,
Парнишка утром шел в лесничество
С корзиной полною своей.
Не знал он, путь привычный делая,
Чем труд его прекрасен был:
В своей корзине рощу целую
Парнишка утром проносил.
(П. Комаров)
Почему поэт пишет, что мальчик нес в своей корзине “рощу целую”? Какую пользу природе принесет его работа? Можно ли этого мальчика назвать другом природы?
Задача 12
Первоцветы - самые ранние медоносы, они являются “лесной аптекой” и “столовой” для многих животных. Познакомьтесь с таблицей, где указаны сроки зацветания этих растений, особенности их органов и последствия, к которым приводят сбор цветов и их вытаптывание.