Наталья Чуфарина
Задачи и содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание образовательнойобласти «Социализация»
направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Младшая группа
Публикация «Задачи и содержание образовательной области „Социально-коммуникативное развитие“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
• общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
• наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
• образные игры-имитации, хороводные, театрализованные игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
• чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных и т. п. ;
• рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентировки в ближайшем окружении (в группе ДОУ и в семье);
• игры «рядом».
Средняя группа
• разнообразное общение и совместная деятельность воспитателя с детьми;
• организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопление личного опыта культуры поведения и сотрудничества в паре или небольшой подгруппе;
• сюжетно-ролевые, режиссёрские и дидактические игры, в которых отража-ются социальные представления о жизни и отношениях взрослых людей (со-циальный и предметный мир);
• организация образных игр-имитаций, игр-драматизаций, театрализованных этюдов в целях развития эмоциональных проявлений и формирования представлений об эмоциональных состояниях людей;
• чтение художественной литературы, обсуждение событий и поступков в целях обогащения нравственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», пробуждения сопереживания героям.
Старшая группа
• организация развивающих проблемно-практических и проблемно-игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов;
• личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы;
• сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами и т. п.);
• совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, режиссёрские игры, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания;
• этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, городе, родной стране, мире;
• экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями;
• игры-путешествия по родной стране, городу;
• чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей);
• знакомство с элементами национальной культуры народов России: нацио-нальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы.
Подготовительная группа
• реальные и условные проблемно-практические и проблемно-игровые ситуации, связанные с решением социально и нравственно значимых вопросов;
• личностное и познавательное общение воспитателя с детьми;
• участие детей в совместных проектах, в том числе с привлечением взрослых (родителей, педагогов, что даёт возможность получить опыт разновозрастного взаимодействия;
• сотрудничество детей в деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами);
• совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, режиссёрские игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания;
• этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, городе, родной стране, мире;
• экскурсии (город, школа, обьекты социума, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями;
• игры-путешествия по родной стране, городу, по странам мира;
• общение с малышами, школьниками, учителем;
• чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей, школа и т. п.).
Задачи образовательной области «Социализация»
Младшая группа
Способствовать установлению добрых отношений между детьми, помогать дошкольникам лучше узнать друг друга, налаживать контакты, основываясь на общих интересах к действиям с предпочитаемыми игрушками, предметами и возникающей взаимной симпатии.
Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.
Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных.
Развивать умение передавать эмоциональные состояния в имитационно-образных играх, сопереживать настроению сверстников в общих делах, играх, совместных праздниках.
Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.).
Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.
Формировать представления детей о людях (взрослых и сверстниках, об особенностях их внешнего вида, отдельных ярко выраженных эмоциональных состояниях, делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
Средняя группа
Воспитывать доброжелательное отношение ко взрослым и детям (быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих.
Развивать эмоциональную отзывчивость ко взрослым и детям: понимать отдельные ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть их проявление в мимике, жестах или интонации голоса (радость, грусть, веселье, страх, гнев, удовольствие). Правильно реагировать на эмоциональное состояние близких людей, сверстников.
Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, сдерживать отрицательные эмоции и действия.
Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в практической деятельности.
Обогащать социальные представления о людях – взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.
Развивать интерес к родному городу и стране.
Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, жизнерадостность, привязанность к семье, воспитателю, желание осваивать новые знания и действия в детском саду.
Старшая группа
Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимо-отношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам.
Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своём поведении.
Воспитывать культуру поведения и общения, привычку следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
Продолжать обогащать представление детей о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах отношений взрослых и детей, воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей, формировать начала гражданственности.
Формировать представление о родном городе и стране, развивать патриотические и гражданские чувства.
Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
Подготовительная группа
Воспитывать гумманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально – ценностные ориентации.
Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, способствовать освоению правил поведения в общественных местах, быту, дороге, в природе.
Продолжать обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми.
Развивать начала социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам, в подготовке театрализованных представлений для детей и взрослых (педагогов и родителей).
Развивать положительное отношение к школе и учителю, интерес к школьному обучению и активное стремление к будущей социально – личностной позиции школьника.
Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.
Формировать представление о мире, о многообразии стран и народов мира, некоторых расовых и национальных особенностях, нравственных качествах, социальных ролях людей, развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры жизни разных народов.
Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране России, развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей, формировать начала гражданственности.