Ольга Волчанская
Консультация «Зачем нужна философия в современной жизни педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Нам кажется недостаточным
оставить тело и душу детей в таком состоянии,
в каком они даны природой, -
мы заботимся об их воспитании и обучении,
чтобы хорошее стало много лучшим,
а плохое изменилось и стало хорошим
Лукиан
Зачем нужна философия в современной жизни педагога?
В период обучения в ВУЗе студенты педагогических специальностей изучают философию. Проходят студенческие годы Сданы экзамены – получен диплом. И казалось бы философия канула в лету. Она больше не нужна. И можно успешно отодвинуть в дальние уголки памяти….
Но….
Публикация «Консультация „Зачем нужна философия в современной жизни педагога“» размещена в разделах
Откроем Примерную программу воспитания, одобренную решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20, которой должны руководствоваться образовательные организации и педагоги.
В разделе программы «Цели и задачи воспитания» читаем; «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).»
Реализация этой программы - есть деятельность педагога. Вы спросите какова связь между философией и воспитанием? Зачем философия нужна обществу или отдельному индивиду?
Обратимся к тому, что есть философия и каковы ее функции?
Философия с древних времен понималась как любовь к мудрости, познанию мира и человека в мире, как особая осмысленная забота человека о самом себе, своем предназначении, о смысле и ценности своей жизни.
Условно все функции, которые выполняет философия, можно разделить на две большие группы: мировоззренческие и методологические. По моему мнению в педагогике большую роль играют как раз мировоззренческие функции философии. Развитие человека средствами образования является чрезвычайно сложной задачей, решение которой во многом зависит от мировоззренческой позиции самого педагога.
Первая мировоззренческая функция – гуманистическая. Суть этой функции заключается в том, что философия помогает каждому индивиду обрести смысл жизни, найти опору в жизни. На долю каждого обязательно выпадают трудности, сложности, переживания. Философия может стать духовной опорой, которая даст силы пережить эти трудности. Для многих людей такой опорой становится религия. Однако есть много и атеистов, т. е. людей, не исповедующих никакой религии. И в то же время можно сказать, что верующим часто нужна, и какая-то другая поддержка.
Даже в ту минуту, когда у человека нет каких-либо существенных проблем, перед ним могут встать вечные вопросы: «А зачем я живу?», «Какая от меня польза?», «Кому я нужен?» Философия помогает ответить на эти вопросы, ощутить свое место в этом мире, осознать смысл своей жизни. Если человек не сможет найти мировоззренческую опору, то груз жизни может оказаться непосильным. Он не справится с жизненными испытаниями, может начать искать утешение в алкоголе, наркотиках, впасть в депрессию, а философия помогает нащупать систему ценностей, опору, без которой жизнь не имеет смысла.
Именно педагоги (воспитатели и классные руководители) могут первыми увидеть проблемы, вставшие на пути у ребенка и помочь ему получить ответы на жизненные вопросы и найти решение проблем.
Вторая мировоззренческая функция – аксиологическая. Суть этой функции заключается в следующем: помочь как индивиду, так и обществу в целом сформировать систему ценностей и сориентироваться в этой системе.
Это важно, как для общества в целом, так и для каждого человека. Система ценностей придает смысл человеческой жизни, помогает сопоставить важное и менее важное, дать ориентиры в действиях.
Процесс воспитания направлен как раз на формирование системы ценностей, а значит вновь здесь значима роль педагога…. Каждый из педагогов, будь то воспитатель, учитель, классный руководитель, педагог-психолог через учебную и внеучебную деятельность (имеющую цель – формирование ценностного отношения к жизни, а также связь с семьей влияет на формирование у воспитанника ценностных ориентиров. Учитель истории познакомит с достижениями человечества, общества или отдельных его представителей в ту или иную эпоху, учитель литературы представит эти достижения в трудах писателей и поэтов, учитель изобразительного искусства продемонстрирует эти достижения через произведения живописи, скульптуры и архитектуры. Примером может быть представление подвига российского народа в трудные для страны периоды. Будь то освобождение страны от поляков в XVII веке, Отечественная война 1812 г или Великая Отечественная война.
Третья мировоззренческая функция называется функцией социальной критики. Общество несовершенно, поэтому оно постоянно совершенствуется, через деятельность политиков, экономистов, юристов. Но что именно совершенствовать помогает понять философия. Функция философа заключается в том, чтобы первым увидеть недостатки и проблемы. Многие из нас видят эти пороки, оценивают их как пороки, борются с ними. Ну разве мы не философы? Для других людей эти пороки настолько привычны, что не воспринимаются большинством как пороки. Философия помогает обществу осознать, что какая-то привычная черта жизни является порочной.
Только благодаря философу проблема осознается и становится предметом обсуждения. Можно привести пример. В конце XVIII в. в России вышла книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». На первый взгляд – невинная книжка. Цензор пролистал ее и решил, что это просто путевые заметки. Когда это произведение вышло в свет, то оно произвело эффект разорвавшейся бомбы. Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева». Автор показал, насколько негуманно крепостное право, неограниченная власть монарха дает возможность для любого произвола. Он высказал мнение, что страной должна управлять не монархия, а народ. Именно это больше всего и разозлило Екатерину. Таким образом, Радищев высказал то, что видели все, но мало кто осознавал.
Именно педагог призван к тому, чтобы через метод проблемного обучения критически подходить к реалиям, давать им оценку, и пробуждать стремление к выявлению и исправлению пороков как в отдельно взятом человеке, так и в обществе в целом.
Следующая мировоззренческая функция философии – культурно-воспитательная. Так же как литература, кино, живопись, мораль, право, философия предлагает наилучшие модели поведения человека. Философия также учит думать о добре и зле, выбирать между различными возможными моделями поведения. Философия предлагает образцы, достойные подражания. Не каждый член общества усваивает эти образцы напрямую, например, маленький ребенок вряд ли будет читать произведения философов. Однако он может читать детские произведения, а автор этих произведений, знакомый с творчеством философов, вполне может донести их мысли через поступки и слова своих героев. Несомненно, что педагог, преподающий литературу станет одним из проводников этих образцов от автора к читателю.
Таким образом, Философия помогает человеку сформировать свое мировоззрение, причем мировоззрение критическое. Когда у ребенка, воспитанника будет широкий кругозор и его духовный мир наполнится богатством, а мировоззрение станет опираться на солидный фундамент разнообразных знаний, то его мировоззрение будет глубоким и критическим, тогда он не станет легкой добычей различных деятелей, манипулирующих общественным мнением, пытающихся заставить людей думать так, как это выгодно этим деятелям. Философия, так же как история, литература, право, помогает, с одной стороны, выработать критическую и осмысленную позицию, но с другой стороны – осознать меру своей личной ответственности за окружающий мир, свое государство, своих близких. Философия, наряду с историей, формирует ответственную, социально активную личность, ту личность, которую мы видим, как результат реализации Программы воспитания - «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны».
Реализовать эту программу может только педагог, который сам обладает педагогическими знаниями, идеалами, убеждениями, идеями и ценностями, то есть владеющей философским знанием, опирающийся на него, использующий это знание в своей педагогической деятельности
Вот зачем нужна философия в современной жизни педагога!