Добрынина Олеся
Зачем дошкольнику эксперименты?
▼ Скачать + Заказать документы
Очень любопытны и любознательны дети дошкольного возраста. Ребенок в день может задать десятки вопросов.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Одним из ведущим видом деятельности является детское экспериментирование.
Достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В момент эксперимента идет обогащение памяти, активизируется его мышление, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном и формулировать обнаруженные закономерности, а также делать выводы.
Публикация «Зачем дошкольнику эксперименты?» размещена в разделах
Дошкольникам присуще наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком заученных знаний, а формирование у него эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Во все не нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали больше сложных терминов и фраз. Гораздо важнее воспитывать у детей интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать и понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Вывод является таковым, экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах. А также развивает самостоятельность у ребенка. Задает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к восприятию окружающего мира.
Экспериментирование вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников
В нашей группе есть уголок для экспериментирования. Перед началом любого эксперимента или опыта мы с ребятами сначала знакомимся, с оборудованием и правилами поведения. Работа в уголке предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты. Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Это золотые слова!Воспринимается все основательно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?».
Чем наполнен наш уголок экспериментирования :
увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, магниты;
Прозрачные и не прозрачные сосуды разного объема: пластиковые стаканы, ведерки, воронки;
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, песок (разный по цвету, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, веточки.
Бросовый материал: мех, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные палочки, пластмасса, металлические предметы;
Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька,газеты.
Гуашь, акварельные краски;
Прочие материалы: зеркала, пуговицы, макароны, гречка, пшено, соль, формочки, стейки, нитки, веревки.
В ходе опытов и экспериментов дети :
Проявляют интерес к предметам и явлениям;
Пытаются объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
Учатся выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире;
Самостоятельно составляют схемы и фиксируют результаты;
Применяют свои знания в жизни.