Саблина Татьяна
Забавный счет. Изготовление дидактических игр математического содержания из бросового материала
▼ Скачать + Заказать документы
Забавный счёт.
«Услышал - забыл, увидел - запомнил, сделал – понял».
Китайская поговорка.
Представленная в эпиграфе китайская мудрость скрывает в своей сути секрет познания. Достичь истинного познания чего- либо возможно лишь при наличии всех трё х составляющих: слуховое восприятие, зрительное восприятие, практические действия. В каждый возрастной период человек познаёт что-то новое, приобретает знания, умения и навыки определённого уровня. В дошкольном возрасте ребёнок так же приобретает знания, умения и навыки, дающие ему основу для дальнейшего развития. Одна из составляющих этих знаний, умений и навыков – это формирование элементарных математических представлений.
Публикация «Забавный счет, Изготовление дидактических игр математического содержания из бросового материала» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дидактические игры из бросового материала
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Поделки из бросового материала
- Счёт, количество. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Не всем детям легко даётся освоение знаний по ФЭМП. В процессе работы с детьми средней группы при проведении НОД по закреплению материала по теме «числа, количества и цифры в пределах от одного до пяти» я обратила внимание на то, что некоторые дети затруднялись в соотнесении количества предметов и числа с соответствующей цифрой.
Наличие данной проблемы стало поводом для поиска дополнительных методов и приёмов, которые помогли бы помочь детям в качественном освоении и закреплении материала по теме «Числа, количества и цифры в пределах от одного до пяти».
Мною были рассмотрены такие методы и приёмы, как:
1)использование математических прописей (работа в прописях привлекает не всех детей, так как некоторые из ребят ещё не умеют аккуратно раскрашивать достаточно мелкие изображения и им не нравятся результаты своей деятельности);
2)загадывание простейших математических загадок (для части детей такие загадки сложны для понимания из-за отсутствия наглядности).
С учётом того, что ведущая деятельность дошкольников - игра, я сочла целесообразным уделить значительное внимание дидактическим играм математической направленности. Дидактические игры - это метод подходящий для использования в работе с дошкольниками и он включает в себя все три составляющие познания: слуховое восприятие, зрительное восприятие и практические действия.
Кроме приобретенных в специализированных магазинах настольно-печатных игр («Математическое лото», лото «Лёгкий счёт», «Пальчики», лото «Цифры», «Арифметика») были изготовлены из бросового материала дидактические игры математической направленности : «Состав числа», «Кто за кем?», «Цифра и количество», «Цифровые домики», «Математические разрезные картинки». В процессе совместного творчества детей и воспитателя были изготовлены дидактические игры математической направленности : «Цветы в вазах», «Тарелочки в коробочках»; так же были включены дидактические задачи математического содержания в сюжетно- ролевые, подвижные игры и игры с элементами рисования.
Для изготовления дидактических игр использовался подручный и бросовый материал (корочки с картинками от альбомов, цветной бумаги; стаканчики из-под йогурта, коробочки от сока и гуашевых красок, картон, двухсторонняя цветная бумага, скотч, самоклеящаяся бумага, а также ИКТ (комплектация и распечатка изображений на карточках). Изготовление дидактических игр с участием детей основывалось на творчестве детей при занятии аппликацией («Продукты на тарелочках») и конструированием («Цветы маме»).
Все изготовленные дидактические игры эстетичны (красочны, безопасны в использовании, так как изготовлены из картона; их можно обтереть с моющим средством (карточки и цветы поклеены с двух сторон прозрачным скотчем, коробочки от сока и стаканчики из-под йогурта моются изнутри и снаружи, коробочки от гуаши поклеены самоклеящейся бумагой).
Значительным плюсом предлагаемых игр является то, что в процессе организации игры, а именно выработке у детей игрового настроения, желания играть, воспитатель имеет возможность проявить свою творческую фантазию при введении детей в игру через игровую ситуацию. При повторном использовании игр желательно менять игровую ситуацию, что позволит представить игру в новом свете и пробудить у детей интерес к предлагаемой игре и желание играть.
I.ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ПРИМЕРНЫМИ ВАРИАНТАМИ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ:
1) Игра «Тарелочки в коробочках».
Цель игры: закрепление знаний количества, цифр и счёта в пределах пяти, развитие слухового внимания, мышления, мелкой моторики, воспитание взаимопомощи и товарищества.
Оборудование и материалы : стол, стулья, коробочки с цифрами, овальные карточки (тарелочки) с изображением продуктов.
Количество игроков: 1-5.
Игровая ситуация:
Дети- работники службы «Доставка продуктов». Пригласив гостей на свои Дни рождения, Медвежонок, Лисичка, Ёжик и Зайка заказали угощения в «Службе доставки». Медвежонок пригласил четырёх гостей и заказал по 5 штук каждого угощения (4 гостя плюс медвежонок); у Лисички три гостя, она заказала по 4 штучки каждого угощении (3 гостя плюс лисичка); у Ёжика два гостя, он заказал по 3 штучки каждого угощения (2 гостя плюс ёжик); у Зайчика один гость, он заказал по 2 штучки каждого угощения (1 гость плюс зайчик).
Игровая задача: упаковать угощение и доставить адресатам (карточки с изображениями предметов должны быть разложены по коробочкам так, чтобы количество предметов на каждой карточке соответствовало цифре на коробочке, в которую положены эти «тарелочки»; в конце игры коробочки с «тарелочками» должны находиться возле игрушек - зверушек в соответствии с заказом.).
Дидактическая задача : упражнять детей в соотнесении количества предметов с соответствующей цифрой.
Игровые действия: дети раскладывают по коробочкам находящиеся в хаотичном порядке на столе карточки (тарелочки, правильно упакованные коробочки приносятся и кладутся рядом с игрушками, изображающими медвежонка, лисичку, ёжика и зайчика.
Игровые правила: в процессе игры дети могут помогать друг другу, подавая товарищу его карточку.
Результат: все дети справились с поставленными игровыми и дидактическими задачами, часть детей выполнили действия самостоятельно, часть- с помощью товарищей и воспитателя.
2)«Кто за кем?».
Цель игры: закрепление знаний о понятии «размер» (больше - меньше, закрепление знаний цифр и порядкового счёта в пределах пяти, развитие мелкой моторики, развитие внимания и речи, воспитание усидчивости.
Оборудование и материалы : стол, стулья, карточки с изображением животных разного размера, карточки с цифрами.
Количество игроков: в зависимости от количества изготовленных карточек.
Игровая ситуация:
Овечка и Барашек пригласили домашних животных к себе на новоселье. Животные пошли на новоселье к Овечке и Барашку в соседнюю деревню по тропинке. Тропинка была узкой, и друзья шли друг за другом. Впереди шёл самый большой из них, позади - самый маленький.
Игровая задача: определить, кто за кем шёл по тропинке.
Дидактическая задача : разложить карточки с изображением животных по размеру в порядке убывания, возле каждой карточки с животным положить карточку с цифрой, соответствующую его порядковому номеру, назвать животных по порядку (кто за кем).
Игровые действия: Каждому из детей выдаётся свой набор карточек с изображением домашних животных. Дети раскладывают карточки с изображением животных по размеру в порядке убывания, возле каждой карточки с животным кладут карточку с цифрой, соответствующую
, порядковому номеру животного, называют животных по порядку (кто за кем).
Игровые правила: детям необходимо стараться не путать свои карточки с карточками соседа, чтобы не возникало сложностей в расположении животных в порядке убывания по размеру.
Результат: все дети справились с поставленными игровыми и дидактическими задачами,часть детей выполнили действия самостоятельно, часть- с помощью товарищей и воспитателя.
3) «Математические разрезные картинки».
Цель игры: закрепление знаний цифр и счёта в пределах пяти, развитие моторики пальцев рук, воспитание взаимопомощи и товарищества.
Оборудование и материалы : стол, стулья, разрезные картинки с цифрами.
Количество игроков: по количеству картинок.
Игровая ситуация:
Мишутка занимался ремонтом, он хотел покрасить стены в своей берлоге и снял картинки со стены, а в это время к нему в гости пришёл Волчонок (он был добрый, но немного не воспитанный). Мишутка попросил Волчонка подождать и поиграть имевшимися в другой комнате игрушками пока Мишутка докрасит стену, но Волчонок не послушался Мишутку, он взял без спроса ножницы и расстриг картинки, потому что он очень любил что-нибудь расстригать и выстригать. Он, конечно, извинился перед Медвежонком за то, что расстриг его картинки, но не смог помочь Медвежонку сложить картинки правильно, чтобы склеить.
Игровая задача: помочь Медвежонку правильно сложить картинки, проверить правильность составления картинки по нижнему краю (если картинка собрана правильно, то цифры внизу картинки располагаются по порядку).
Дидактические задачи : 1)собрать картинку, назвать цифры по порядку внизу получившейся картинки; 2)найти на картинке то, что встречается 1,2,3,4,5 раз.
Игровые действия: Каждому ребёнку выдаётся по одной детали картинки, которую нужно собрать, остальные детали картинок лежат на столе в хаотичном порядке. Каждый ребёнок складывает детали своей картинки, чтобы получилось полное изображение, называет цифры по порядку внизу изображения, находит на картинке то, что изображено 1,2, 3,4,5 раз.
Игровые правила: при желании ребёнок в середине игры может поменяться уже сложенной картинкой с соседом при обоюдном согласии, если картинка товарища понравилась больше. Результат: все дети справились с поставленными игровыми и дидактическими задачами, часть детей выполнили действия самостоятельно, часть - с помощью товарищей и воспитателя.
II. КРАТКОЕ ПОЯСНЕНИЕ К ДИДАКТИЧЕСКИМ ИГРАМ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
1. Настольно-печатные игры математической направленности, изготовленные воспитателем :
1) «Состав числа».
Цель игры: закрепление знаний о понятиях: «состав числа», «цифры и количества в пределах пяти», закрепление знаний о группах предметов окружающего мира, развитие внимания, памяти, моторики пальцев рук, воспитание взаимопомощи и товарищества.
Оборудование и материалы : стол, стулья, игровые карточки.
Количество игроков: в зависимости от количества изготовленных карточек.
Два варианта игры:
1)у каждого игрока по одной карточке с итоговым количеством объектов.
Дидактическая задача : подобрать к выданной карточке карточки с предметами так, чтобы количество изображенных объектов на двух карточках вместе было равно количеству объектов на исходной карточке.
2) у каждого игрока по две карточки.
Дидактическая задача : подобрать карточку, на которой количество изображенных объектов будет равно количеству изображенных объектов на двух карточках вместе.
Игровые правила: в процессе игры дети могут помогать друг другу, подавая товарищу его карточку.
2) «Цифра и количество».
Цель игры: закрепление знаний цифр и счёта в пределах пяти, развитие мелкой моторики, воспитание взаимопомощи и товарищества.
Оборудование и материалы : стол, стулья, коробочки с цифрами, карточки счётного материала (по 15 карточек с каждым изображением).
Количество игроков: 1-5.
Дидактическая задача : разложить по коробочкам карточки с предметами так, чтобы количество одинаковых карточек в каждой коробочке соответствовало цифре на коробочке.
3) «Цифровые домики».
Цель игры: закрепление знаний цифр и счёта в пределах пяти, закрепление знаний расположения цифр в пределах пяти по порядку, развитие мелкой моторики, воспитание взаимопомощи и товарищества.
Оборудование и материалы : магнитная доска, домики из картона с изображением цифр с магнитными наклейками с тыльной стороны, карточки счётного материала с магнитами на тыльной стороне
Количество игроков: любое.
Игровые задачи:1)построить улицу (дома должны располагаться по порядку номеров, указанных на крыше каждого дома); 2)поселить в домики «жильцов» при условии, что количество комнат, соответствует номеру дома, а количество «жильцов» должно быть равно количеству комнат.
Дидактические задачи : 1)расположить домики на магнитной доске так, чтобы цифры, изображённые на крыше домиков, располагались по порядку номеров; 2)Расположить карточки с изображением животных и птиц на фоне домиков так, чтобы количество карточек соответствовало цифре на крыше домика.
Игровые правила: в процессе игры дети могут помогать своему товарищу, поправляя его, если его действия не верны, подсказывая правильный вариант.
2. Настольно-печатные игры математической направленности, изготовленные в процессе совместного творчества детей и воспитателя:
1) «Цветы в вазах».
Цель игры: закрепление знаний цифр и счёта в пределах пяти, развитие моторики пальцев рук, воспитание взаимопомощи и товарищества, воспитание эстетических чувств.
Оборудование и материалы : стол, стулья, стаканчики с цифрами, модели цветов из картона.
Количество игроков: 1-5.
Дидактическая задача : расставить по стаканчикам модели цветов, количество цветов в каждом стаканчике должно соответствовать цифре на стаканчике.
2) Игра «Тарелочки в коробочках» (пояснение в пункте I).
3. Игра математической направленности со строительным материалом :
«Строители»
Цели: закрепление знаний цифр и количества предметов в пределах пяти, развитие внимания, мышления, памяти, воображения, мелкой моторики.
Оборудование и материалы : стол, стулья, листы с распечатками вариантов набора строительных элементов, детали деревянного конструктора небольшого размера.
Количество игроков: в зависимости от количества вариантов набора строительных элементов.
Дидактическая задача : каждому игроку необходимо выбрать из общего количества строительных деталей элементы в количестве, указанном на имеющейся у него распечатке, из набранных элементов соорудить конструкцию по своему усмотрению.
Игровые правила: в процессе сооружения постройки дети могут меняться между собой строительными элементами при необходимости.
4. Подвижные игры с дидактической задачей математической направленности :
1) «Цифру быстро назови и движенье покажи».
Цели игры: закрепление знаний цифр и счёта в пределах пяти, развитие речи, совершенствование зрительно- двигательной координации и внимания, развитие сообразительности, обеспечение двигательной активности малой и средней интенсивности.
Оборудование и материалы : стол, карточки с цифрами.
Количество игроков: все присутствующие.
Игровые действия: Дети встают в круг, выбирается водящий. Дети вместе с воспитателем произносят слова: " Раз, два, три, цифру быстро назови, цифру быстро назови и движенье покажи". Водящий берёт карточку с цифрой со стола, называет цифру и показывает любое движение. Движение повторяется детьми столько раз, какой счёт обозначает названная цифра. Далее выбирается новый водящий, который будет называть другую цифру и показывать движение.
Игровые правила: если много желающих быть водящим, водящий выбирается по считалке.
Игровая задача водящего: Выбрать на столе одну из перевёрнутых карточек с цифрами, посмотреть на карточку со стороны цифры, назвать цифру на карточке, придумать движение (хлопки, приседания, наклоны, какие- либо простейшие танцевальные движения и так далее).
Дидактическая задача водящего : вспомнить и назвать цифру, изображённую на карточке, показать движение и выполнить его вместе с другими игроками столько раз, сколько обозначает цифра на карточке.
Дидактическая задача других игроков: назвать цифру на карточке, если водящий её не может назвать, дружно выполнить показанное движение столько раз, сколько обозначает цифра на карточке.
P.s. : Если выбранная водящим цифра оказалась нолём, дети берутся за руки и идут вокруг стола хороводом.
2) «Транспортировщики» (вариант с математической направленностью).
Цель игры: закрепление знаний геометрических фигур, цифр и счёта в пределах пяти, развитие быстроты, ловкости и координации движений, воспитание взаимопомощи и товарищества.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование и материалы : стулья, карточки с цифрами и геометрическими фигурами, детали крупного деревянного конструктора, две больших игрушечных машины с кузовом.
Количество игроков: все присутствующие (двое водящих, две команды игроков).
Игровые задачи водящих: одному из водящих взять со стула и показать карточку с цифрой, назвать цифру, обозначающую количество деталей конструктора, которые нужно привести; другому взять со стула и показать игрокам команды карточку с изображением геометрической фигуры, похожей по форме и цвету на искомую деталь конструктора.
Игровые задачи других игроков: погрузить в кузов машины указанное количество деталей конструктора, похожих по форме и цвету показанному изображению на карточке, довести до стула возле водящего, выгрузить и вернуться к своей команде.
Дидактическая задача водящих : узнать и назвать цифру на карточке, узнать и назвать форму и цвет геометрической фигуры на карточке.
Дидактическая задача других игроков: узнать и назвать цифру на карточке, если водящий затрудняется с ответом, узнать и назвать форму и цвет геометрической фигуры на карточке.
P.s. : Когда все детали конструктора перевезены, участники команд могут соорудить конструкцию из числа элементов конструктора, привезённых их командой.
6. Сюжетно- ролевые игры, в которые включены дидактические задачи математического содержания :
1) «Гипермаркет».
Цели игры: закрепление знаний о понятиях: «состав числа», «цифры и счёт в пределах пяти», закрепление и расширение знаний о профессиях «продавец-консультант» и «продавец-кассир», ознакомление с правилами поведения в общественном месте (магазине).
Оборудование и материалы : касса, стул или кресло и стол для кассира, полочки под товар, всё, что можно выложить, как товар; карточки с цифрами (деньги, сумочки или пакеты покупателям.
Количество игроков: все желающие.
Игровые задачи водящих:
а) Продавец-консультант предлагает пришедшим товар, спрашивает, сколько нужно.
б) Продавец-кассир взвешивает и считает товар, принимает у покупателей карточки (деньги).
Игровые задачи других игроков: выбрать и взять товар, оплатить товар на кассе.
Дидактические задачи водящих : посчитать количество набранных предметов у каждого отдельного игрока, взять у игрока карточку или карточки с изображением цифр в соответствии с количеством набранных им предметов.
Дидактические задачи других игроков: посчитать количество набранных предметов, выбрать карточку или карточки с изображением цифр в соответствии с количеством предметов.
Игровые правила: Условие оплаты: 1 товар стоит 1 рубль, например: за пять предметов товара можно расплатиться карточками с цифрами 4и1,3и2, пятью карточками с цифрой 1 или карточкой с цифрой 5 (в начале игры воспитатель помогает детям разобраться с оплатой).
2) «Автобус».
Цели игры: закрепление знаний цифр и счёта в пределах пяти, закрепление и расширение знаний о виде транспорта «автобус», о профессиях «водитель автобуса» и «кондуктор», ознакомление с правилами поведения в общественном транспорте.
Оборудование и материалы : стулья, матерчатая модель автобуса, руль водителя автобуса, сумка кондуктора, карточки с цифрами (билеты).
Количество игроков: все присутствующие.
Дидактическая задача водящего (кондуктора) : выдавать карточки с цифрами (билеты) по порядку номеров.
Дидактическая задача других игроков: каждый игрок занимает место в автобусе, отмеченное той же цифрой, какая на его карточке (билете).
Игровые правила: Водителю билета не нужно, он садится с рулём на водительское сидение.
7. Игры математической направленности с элементами рисования:
1) «Нарисуй столько же предметов данной группы».
Цели: закрепление знаний цифр и счёта в пределах пяти, развитие внимания, мышления, памяти, воображения, моторики пальцев рук; воспитание аккуратности.
Оборудование и материалы : стол, стулья, карандаши или восковые мелки, листы бумаги с изображением предметов определённого количества.
Количество игроков: все желающие.
Дидактическая задача : нарисовать объекты, изображённые на листе в заданном количестве.
2) «Раскрась по цифрам». Цели: закрепление знаний цифр и счёта в пределах пяти, развитие внимания, памяти, моторики пальцев рук; воспитание аккуратности.
Оборудование и материалы : стол, стулья, карандаши или восковые мелки, листы бумаги с изображением предметов для раскрашивания и вариантами цветовых оттенков, относящихся к определённой цифре на рисунке.
Количество игроков: все желающие.
Дидактическая задача : раскрасить по цифрам.
3) «Чудесные трафаретки». Цели: закрепление знаний цифр и счёта в пределах пяти, развитие внимания, памяти, моторики пальцев рук; воспитание аккуратности.
Оборудование и материалы : стол, стулья, карандаши или восковые мелки, чистые листы бумаги, трафареты математического содержания.
Количество игроков:1-4.
Дидактические задачи : нарисовать и раскрасить, используя трафарет, сосчитать раскрашиваемые предметы, назвать цифру, обозначающую их количество.
III. ФОТОГРАФИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
1) Настольно-печатные игры математической направленности, изготовленные воспитателем.
Игра "Состав числа"
Игра "Математические разрезные картинки"
2) Настольно-печатные игры математической направленности, изготовленные в процессе совместного творчества детей и воспитателя.
Игра "Тарелочки в коробочках"
Игра "Цветы в вазах"
3) Игра математической направленности со строительным материалом «Строители».
Примерные варианты карточек с изображением наборов деталей конструктора к игре «Строители».
Представленные игры можно использовать как для индивидуальной так и для групповой работы с детьми.