Получи документы

Роль дидактических игр экологического содержания в умственном воспитании дошкольников

Кузьменко Любовь Алексеевна
Роль дидактических игр экологического содержания в умственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Кузьменко Любовь Алексеевна,

Теплова Ирина Владимировна,

воспитатели

Мир учит ребенка во всем своем многообразии и неожиданности, будит в нем интерес «первооткрывателя». Ему хочется испытать все самому, удивиться неизведанному. В результате у ребенка возникает интерес, любопытство, любознательность, что в свою очередь дает возможность развитию познавательного мышления. Яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Публикация «Роль дидактических игр экологического содержания в умственном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Наиболее соответствующей дошкольному возрасту формой и средством умственного воспитания является дидактическая игра экологического содержания.

О важности экологической игры в умственном воспитании дошкольников писали А. И. Грехова, В. А. Дрязгунова, Л. П. Молодова, С. Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. А. В. Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединять их».

Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Существует традиционная классификация дидактических игр : словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.

При проведении дидактических игр опираюсь на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки и так далее, активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом.

Работая по данной теме, определила для себя задачи:

- учить детей осознавать себя частью природы;

- воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

- учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе;

- воспитывать у детей активную жизненную позицию;

- формировать у дошкольников азы экологической безопасности;

- формировать умение рационально использовать природные богатства;

- формировать у детей эмоционально – положительное отношение к окружающему миру;

- подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры выделила следующие направления в своей деятельности:

взаимодействие с детьми,

взаимодействие с семьями воспитанников.

В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры- путешествия, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы, игры-приключения.

Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.

Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность.

В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

Дидактические игры использую не только в свободной деятельности воспитанников, но включаю в занятия:

- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей,

- по математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания,

- по ознакомлению с окружающим,

- по логике и так далее и на других занятиях.

Во время занятий осуществляю прямое обучение с использованием дидактических игр. Познавательные задачи объединяю с игровыми моментами (определение свойств, качеств предмета, классификация различных групп предметов).

Дидактические игры экологического содержания использую во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности воспитанников.

Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещаю информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья» и другие, провожу консультации на темы «Зачем детям знания экологии, «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственные растения» и так далее, провожу индивидуальные беседы с родителями по проблеме.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы, нашли отклик в семьях воспитанников. К ним относятся викторины, КВН, игра «Счастливый случай» и другие. Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков («Что растет на грядках», «Умелые руки не знают скуки», «Осенние фантазии»).

Работая с детьми по программе Л. А. Венгера «Развитие», а также используя материалы книг Ф. Виноградовой «Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления детей с природой», А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Н. В. Лучинина «Детям о природе» и других, заметила, что у дошкольников возник интерес к окружающей природе.

Результаты диагностики по экологическому воспитанию, проводимые ежегодно позволяют сделать вывод, что выбранные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, и соответственно умственному воспитанию.

Список литература

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.

2. Венгер Л. А. Дидактические игры в детском саду.

3. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.

4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005 г.

5. Лучинин М. В. Детям о природе. - М., 1989.

6. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду.

7. Венгер Л. А. Развитие. Программа нового поколения.

Публикации по теме:

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания «Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания» МБДОУ «Детский сад № 137» Воспитатели: Калганова.

Дидактические игры экологического содержания их роль в экологическом воспитании дошкольников Игра -основное и любимое и любимое занятие детей,можно даже сказать - работа. Детская игра удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает.

Роль дидактических игр в системе экологического воспитания дошкольников Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью,.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в воспитании дошкольников» Консультация для педагогов: «Роль дидактических игр в воспитании дошкольников». Подготовила Васькина Г. М. Ведущей деятельностью детей.

Консультация «Роль дидактических игр на занятиях по формированию элементарного математического представления у дошкольников» Консультация для родителей: «Роль дидактических игр на занятиях по формированию элементарного математического представления у дошкольников.».

Консультация для родителей «Роль досуга в умственном воспитании детей» Консультация для родителей «Роль досуга в умственном воспитании детей» Что такое досуг - это свободное времяпровождение детей, т. е. их.

Использование дидактических игр, наблюдения, моделирования, лэпбуков в экологическом воспитании дошкольников Консультация для воспитателейИспользование дидактических игр, наблюдения, моделирования, лэпбуков в экологическом воспитании дошкольников.

Проект «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей» Номинация проекта: дошкольный возраст Руководитель.

Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может.

Технология использования дидактических игр в воспитании дошкольников Технология использования дидактической игры в воспитании дошкольников Технология дидактической игры представляет собой конкретную методику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр экологического содержания в умственном воспитании дошкольников
Опубликовано: 4 июня 2018 в 12:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических игр экологического содержания в умственном воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Кузьменко Любовь Алексеевна (УИ 1596017) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД