Анна Морозова
Конспект НОД в подготовительной группе «Юные орнитологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Номинация: "Начало начал".
1. Пояснительная записка:
Тема: Путешествие в зоопарк.
Возрастная группа: подготовительная.
Цель: расширять знания детей о птицах, закреплять знания об их разновидностях.
Задачи:
Пояснительные:
1. Развивать любознательность и стимулировать познавательную мотивацию;
2. Развивать познавательные действия;
3. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира (птицах) и их особенностях через группировку.
Социально-коммуникативные:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Юные орнитологи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнитолог
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
1. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками во время игры;
2. Воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость.
Речевые:
1. Развивать речь, как средство общения;
2. Обогащать активный словарь;
3. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Художественно-эстетические: создать условия для становления эстетического отношения к окружающему миру.
Физические: создавать условия для формирования опорно-двигательной системы организма, развития координации движений, крупной и мелкой моторики.
Образовательные области: социализация, познания, коммуникация, речевая.
Оборудование: фотографии птиц, мольберты, опорные карточки со схематическим изображением зерноядных и насекомоядных птиц, халат, шапочки орнитологов, корзиночка с разноцветными билетиками по количеству детей, три разрезные картинки (пазлы) с изображением птиц, три листа с планом группы, игрушки: мышь, муляжи насекомых, пакетик с семечками, краски, кисточка, бумага, магнитики, фонограмма с голосами птиц и животных.
2. Содержательная часть:
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть (мотивационный этап).
Цель педагога: создание условий для возникновения внутреннего побуждающего мотива к игре.
Цель обучающегося: проявление интереса, желания помочь.
- Ребята, хотите отправиться в путешествие?
- Да!
- А куда, мы узнаем с помощью загадки:
Здесь рядом живут и орел, и зайчата,
Пингвины, олени и даже слонята.
Как называется дом всех зверей?
Попробуй ответить ты мне поскорей!
- Этот дом - зоопарк.
- Закрывайте глаза.
(звучит фонограмма с голосами птиц и зверей)
- Вот мы и в зоопарке. Сегодня сюда прибыла большая партия новых птиц. (Выкладывает фото птиц).
- (Дети рассматривают фотографии).
- Сегодня меня попросили быть главным орнитологом. (Надевает халат и шапочку). А вы знаете, кто это такой?
- Нет.
- Орнитолог - это ученый, который изучает птиц: места, где они обитают, маршруты перелета, чем они питаются, их повадки.
Птиц поступило в зоопарк очень много, и все они хотят есть. Мне нужны помощники, чтобы покормить их. Где бы мне их найти? Кто бы мог мне помочь?
- Мы хотим.
Основная часть (Ориентировочный этап).
Цель педагога: осознание, формулировка целей игры.
Цель обучающегося: познакомится с новой игрой, оказать помощь.
- Ребята, птицы все разные. Как узнать, каких птиц чем кормить? По какому признаку это можно определить?
- (Дети высказывают предположения).
- Правильно, определяем по внешнему виду, а точнее - по строению клюва. Птицы, которые имеют тонкий, острый и удлиненный клюв - насекомоядные. Чем их надо кормить?
- Насекомыми.
- А птицы, у которых короткий, крепкий, толстый клюв - зерноядные. Чем они питаются?
- Зернами, ягодами, семенами.
- А как вы догадались?
- По названию птиц.
Основная часть (Исполнительный этап).
Цель педагога: создание условий для поисковой активности, высказывания своих мыслей, для развития самостоятельности.
Цель обучающегося: проявление самостоятельности, высказывание своих мыслей, желание поиска.
- Мне нужно два помощника. Кто желает мне помочь?
- Мы хотим.
- Тогда нам поможет считалка:
Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей.
Три сороки, соловей.
(С помощью считалки выбирается два помощника).
- Помощники выбраны, слушайте внимательно задание.
Один помощник будет находиться возле мольберта со схемой насекомоядной птицы, а другой - со схемой зерноядной. Ваша задача - определить, правильно ли остальные ребята определили вид птицы. А вы, ребята, рассматривайте внимательно птиц, распределяйте их на группы по форме клюва и относите моим помощникам.
- (Дети рассматривают фото птиц на столе и относят его к нужному мольберту. Помощники орнитолога принимают или нет выбранный вариант, объясняя свое решение).
(Среди насекомоядных и зерноядных попадаются фото с хищными птицами).
- Ребята, у нас осталось несколько фотографий. Куда мы их отнесем? К насекомоядным или к зерноядным?
- Ни к зерноядным, ни к насекомоядным. Они не подходят к ним.
- Почему?
- У них другая форма клюва.
- Какая? Опишите ее.
- Крючком, загнутая вниз.
- Да, клюв у этих птиц более мощный, имеет форму крючка. Для чего нужна такая форма?
- Что-нибудь подцепить.
- Что вы можете предположить, чем питаются эти птицы?
- Мелкими животными.
- Как вы назовете эту группу птиц?
- Это хищники.
- Правильно, молодцы. Кто хочет нарисовать схематическую карточку?
- (Дети вместе с воспитателем рисуют карточку).
- Давайте придумаем, куда нам прикрепить ее вместе с птицами?
- Вот свободный мольберт, давайте сюда.
- (Дети прикрепляют схему и фото на свободный мольберт).
- Ребята, посмотрите, у меня есть корзиночка, в ней разноцветные карточки. Подходите, разбирайте их. Какого они цвета?
- Синего, желтого и зеленого цвета.
- Вот у нас и образовалось три команды. Посмотрите вокруг, где еще встречаются эти три цвета?
- Стоят столы таких цветов.
- Правильно, подойдите каждый к своему столу.
Что же на них находится?
- Разрезанные картинки, пазлы.
- Давайте их соберем.
- (Дети собирают пазлы).
- Что у вас получилось?
- Птицы!
- Какие птицы у вас получились?
- (Ответы детей).
- Молодцы! Давайте сравним их с образцом. Переверните образцы, что вы видите?
- План нашей группы с отметкой.
- Правильно, но у каждой группы своя отметка. Давайте посмотрим, какую птицу собрала первая группа?
- Кукушка.
- К какому виду относится эта птица?
- К насекомоядным.
- Какую птицу собрала вторая команда? Какой это вид?
- Орел. Хищник.
- И какая птица получилась у третьей команды?
- Свиристель, это зерноядная птица.
- А теперь, внимание! У каждой команды своя метка на плане. Найдя то, что спрятано, мы узнаем, правильно ли вы ответили.
- (Ребята ищут по плану, что же спрятано. Первая команда находит - кузнечика и муху, вторая - мышку. А третья находит пакетик с семечками).
- Так как же мы можем узнать, справились ли мы с заданием?
- Все, что мы нашли, является кормом для наших птиц.
- Умницы! Давайте мы их покормим. Пора нам возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки.
- (Дети закрывают глаза).
(Звучит фонограмма с голосами птиц и зверей).
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Цель педагога: создать условия для выражения детьми своих мыслей, условий для закрепления нового материала и стимулирования речевой активности, поведение итогов занятия с точки зрения качества усвоения новых знаний, качеств выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта.
Цель обучающегося: выражение собственного мнения о своей деятельности на занятии.
Подведение итогов. (Воспитатель задает детям вопросы. Дети отвечают на вопросы воспитателя, делятся впечатлениями).
- Вам понравилась наша игра?
- Да, очень понравилась.
- Что нового вы узнали?
- Я узнала, кто такой орнитолог.
- Чему научились?
- Я понял, почему у орла клюв крючком.
- А я научилась определять по клюву, чем птица питается.
Заключительная часть (перспективный этап).
Цель педагога: создать условия для формирования желания использовать полученные знания в новой деятельности, расширять и углублять их.
Цель обучающегося: проявление интереса к новой информации, желание познакомиться с новой игрой.
- Ребята, как вы думаете, со всеми ли видами птиц мы с вами познакомились?
- Нет, есть много других птиц.
- А где можно узнать об этих птицах, где они живут, чем питаются?
- Спросить у взрослых, посмотреть телевизор, прочитать в книгах.
- У меня есть лото "Водоплавающие птицы", я вам предлагаю поиграть.
Информационные ресурсы
1. Павлова Л. Ю. "Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для работы с детьми 4-7 лет". М. : Мозаика - Синтез, 2009.
2. Шорыгина Т. А. "500 загадок, считалок для детей". М. : ТЦ Сфера, 2010.
3. Шорыгина Т. А. "Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей". М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
4. "Птицы", Детская энциклопедия, 2012.
5. "Самая интересная энциклопедия для маленьких почемучек". Издательство: Владис, 2017.