Любовь Киселева
Опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2. Известному философу, публицисту Виссариону Григорьевичу Белинскому принадлежит фраза : «В каждом человеке природа всходит злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе».
Помочь природе «взойти злаками» в человеке-основная задача в образовательном процессе и дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.
Публикация «Опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Ежегодно в конце сентября в нашем образовательном учреждении проходит неделя, посвященная чарующей осенней поре, итогом которой является выставка творческих работ «Волшебница-осень». На примере данной тематической недели мне хотелось бы продемонстрировать этапы работы в старшей группе по воспитанию экологической культуры дошкольников с демонстрацией мастер-класса по изготовлению коллективной композиции из природных материалов «Курочка с цыплятами».
Слайд 3. Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Обучающие задачи:
• Формировать основы экологической культуры.
• Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы.
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
• Овладение умениями и навыками по созданию коллективной работы путем изготовления поделок («цыплят») из природных материалов.
Развивающие задачи:
• Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.
• Развивать связную речь;
• Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей чувства осознания себя как части окружающего мира.
• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;
• Воспитание культуры труда, аккуратности, творческого отношения к заданию и интерес к совместной деятельности.
Слайд 4. В рамках обучения экологической культуре мне помогла программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» в которой говориться, что работу необходимо начинать с организации и экологизации предметной развивающей среды. В группе есть уголок природы, в которых собраны различные виды комнатных растений, где дети могут наблюдать и ухаживать за ними. Созданы условия для эколого –эстетического развития ребенка ( имеется необходимый инвентарь: щеточки, лейки, стеки, опрыскиватели, салфетки).
Слайд 5-6. В рамках тематической недели в старшей группе состоялись занятия
«В гостях у осеннего леса.», которое помогли расширить и систематизировать знание детей о природе посредством игровой деятельности. Тематические занятия помогли уточнить и обобщить представления детей о разнообразии леса, закрепить знания об обитателях и растениях леса, правилах поведения в лесу. (Игра «Отгадай, что за растение», «Накорми животное», «Что можно, а что нельзя», «Чьи следы» и т. д.)Детям давалась возможность самостоятельно поделиться уже полученными знаниями и природе. На занятии активно применялись ИКТ в виде презентации, а так же звукозапись «Голос дядюшки Лешего», который и являлся ведущим персонажем занятия.
В конце занятия ребята получили отличительные значки «Друзья природы».
Слайд 7. Важное значение в экологическом воспитании придается проведению наблюдений на прогулке, созданию экологических тропинок для детей. Эта работа не только развивает наблюдательность, но и пробуждает их делать выводы о тех или иных явлениях. Создавая тропинку, я старалась использовать как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего выбрала деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас нашлись, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Во время одной из прогулок ребята смогли собрать необходимый материал для будущей поделки.
Слайд 8. Но использование только наблюдений недостаточно, дети получают экологические знания в практической деятельности (дети обычно участвуют в уборке и благоустройстве территории, посадке цветов, кустарников, уборке урожая.)
Слайд 9. По окончанию тематической недели в старшей группе прошел мастер-класс в несколько этапов для ребят по изготовлению цыплят из шишек и сбора готовой коллективной работы.
Необходимые материалы: природный материал (шишки, листочки, палочки, мох, гуашь желтого цвета, кисточки, пластилин, коктейльные трубочи (можно заменить на шпажки и т. д, фетр, ножницы, клей, клеёнка, салфетки.
Слайд 10. Берем подходящую шишку, с помощью пластилина нанизываем трубочку и наносим кисточкой краску желтого цвета на внутреннюю, внешнюю поверхность шишки.
Слайд 11. Оставляем шишки до полного высыхания.
Слайд 12-13. Из пластилина делаем голову и лапки для цыпленка (Для лап нам понадобятся два одинаковых кусочка пластилина, которые мы расплющиваем и с помощью стеки делаем надрезы, для клювика хохолка нужны маленькие кусочки пластилина, который слегка вытягиваем и расплющиваем. Из двух маленьких кусочков белого и черного пластилина, катаем шарики и делаем глазки.)
Слайд 14. Собираем единую композицию из изготовленых материалов. С данной творческой работой наша группа участвовала в городском конкурсе "Дары Осени", где была отмечена членами жюри.
Слайд 15. Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь только начинается. Однако несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы, т. к. они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, но главное –положат начало осознанному отношению к природе. Ведь всё хорошее в людях - из детства!