Ольга Шишкина
Эвристический метод и примеры его использования в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Эвристический метод и примеры его использования в условиях ДОУ.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Публикация «Эвристический метод и примеры его использования в условиях ДОУ» размещена в разделах
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, и по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы, а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т. п., выделяют методы :
• наглядные;
• словесные;
• практические.
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются Лернер И. Я., Скаткин М. Н. она включает следующие методы обучения :
• информативно - рецептивный;
• репродуктивный;
• исследовательский;
• эвристический;
• метод проблемного изложения материала.
Остановимся более подробно на эвристическом методе и примерах его использования в условиях ДОУ.
Эвристика (от греч. heurisko – нахожу) – методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии.
В чём же заключается суть данного метода?
При эвристическом методе обучения воспитатель не знает заранее, к какому решению поставленной задачи придут дети. Используя данный метод, перед ребятами ставятся задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата. То есть дети не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы.
Главная особенность эвристического метода заключатся в том, что сначала ребёнок самостоятельно достигает своего результата, а потом уже сравнивает его с общеизвестными аналогами. Но чтобы ребёнку достичь «своего результата», педагогу необходимо развивать у детей творческие, креативные способности, воспитывать активную личности, формировать способность работать самостоятельно.
Л. С. Выготский дает следующее определение творческой деятельности: “Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущем и обнаруживающимся только в самом человеке” [1, с. 3]. И далее: “Всякая такая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к роду творческого или комбинирующего поведения” [1, с. 5].
Д. Б. Богоявленская выделяет воспитательный аспект данного вопроса: “Системный подход в исследовании творчества представляется нам важным не только и даже не столько в теоретическом отношении, сколько в плане чисто практическом – воспитательном. Мы имеем в виду проблему формирования всесторонне развитой личности, развитой не только познавательно и интеллектуально, но и нравственно-эстетически, духовно богатой и творчески окрыленной” [2, с. 40].
По мнению В. А. Хуторского, обучение и развитие человека связаны с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других, кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира [3, с. 32]. Специалисты в области педагогической психологии утверждают, что информация становится знанием лишь тогда, когда вступает в контакт с прежним опытом человека.
Задатки творческих способностей присущи абсолютно любому ребёнку, необходимо только их суметь раскрыть и развить. Ребята должны не только овладевать знаниями, умениями, навыками, но также и уметь творчески применять их, уметь находить решения различных проблем. Развить данные умения возможно только в результате педагогической деятельности, которая создаёт условия для творческого развития дошкольников. Таким образом, проблема развития творческих способностей дошкольников посредством эвристических приёмов обучения является одной из наиболее актуальных.
Насколько же реально эвристическое обучение в дошкольном учреждении и нужно ли оно в свете новых федеральных требований в дошкольном образовании? Использование эвристических методов в детском саду просто необходимо. С помощью этих методов мы научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире. Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве, а данный метод раскрывает перед ребёнком новые пути выхода из ситуаций, мыслить нестандартно, по творчески, изобретательно.
Какие эвристические приёмы можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста? Задания могут быть самыми разнообразными, например :
- «внедрение» в хорошо известную сказку другого сказочного персонажа и помочь ему выйти из различных ситуаций в данном произведении;
- придумывание счастливого продолжения к печальной сказке (на примере сказки «Колобок»);
- перемещение в сказку современных предметов (телефон, экскаватор и т. д.) и получение новой сказки или её изменение («сказка на новый лад»);
- придумывание загадок, небылиц;
- продолжение предложений;
- придумывание новых слов; фигур; цифр; животных; планет (а потом их зарисовать или изобразить) и т. д.
Задания могут быть различными – это и придумывание нового, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект; рассматривание предмета с необычной стороны; составление рассказа, придумывание сказки о рассматриваемом объекте; использование найденных определений на речевых занятиях. На занятиях с продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация) - использование творческих заданий. Главное, в использовании эвристического метода – это активизация творческого воображения и креативного мышления детей.
Ценность использования эвристического метода в работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, педагог лишь подводит их к правильному решению. Таким образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания.
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
2. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М. : Знание, 1981. – 96 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Педагогика и психология”; №10.).
3. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
4. Кулюткин Ю. Н., Сухобская, Г. С. Развитие творческого мышления школьников. – Л. : 1967.