Юлия Сидорова
Эвфемистические способы выражения в коррекционной педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
Эвфемистические способы выражения в коррекционной педагогике
Изучение эвфемизмов в области коррекционной педагогики является актуальной проблемой, поскольку в последние десятилетия процесс образования новых методов обучения и воспитания детей, отстающих в развитии, протекает с особой интенсивностью. Это объясняется природой эвфемизмов. Эвфемизмы - мощное средство формирования новых общественных установок, причем эвфемизмы получают исключительно широкое распространение в общественно значимых сферах речевой деятельности, таких, как средства массовой информации.
Публикация «Эвфемистические способы выражения в коррекционной педагогике» размещена в разделах
Социальные знания включают такие понятия, как социальные нормы, социальный статус, социальная роль и др. В зависимости от этих параметров определяется «уместность» употребления эвфемизмов в конкретной ситуации общения, которая может характеризоваться различными показателями: официальным или неофициальным стилем, тендерными и возрастными особенностями.
Для того, чтобы более подробно рассмотреть данную проблему, обратимся к определениям тех понятий, которые мы рассматриваем.
«ЭВФЕМИЗМ - стилистически нейтральное слово или выражение, употребляемое вместо синонимичной языковой единицы, которая представляется говорящему неприличной, грубой или нетактичной; эвфемизмы нередко вуалируют, маскируют суть явления».
По данным Министерства образования РФ примерно у 60% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии - это системное недоразвитие речи, при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая её стороны и дизартрии. В целом, большинство дошкольников с умственной отсталостью овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями, недосформирована семантическая сторона речи.
Свыше 60% детей, поступающих в первый класс, относятся к категории риска школьной дезадаптации. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2– 2,5 раза, достигнув 30% и более. Несомненно, в плане преемственности работы школы и детского сада коррекционная работа с детьми, отстающими в развитии, уже в дошкольном возрасте играет весомую роль.
Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении привело к возникновению особой педагогики - педагогики помощи и защиты, так называемой коррекционной педагогики.
Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. Среди решаемых в настоящее время проблем кардинального социально-экономического оздоровления общества особое и важное место занимает создание и внедрение в педагогическую практику работающей системы профилактики социально-психологической и прежде всего дезадаптации дошкольников и младших школьников. Дезадаптационные проблемы, осложняющие развитие и социализацию детей, объектом научного внимания стали сравнительно недавно.
Употребление эвфемистических способов выражения в области коррекционной педагогики, прежде всего, обусловлено социальными ограничениями, которые существуют в этой сфере. В коррекционной педагогике часто затрагиваются такие понятия, как «отклонение от нормы», «недостаток», «аномалия», «нарушение», «недостаток в развитии», именно поэтому в данной сфере замечается широкое употребление эвфемистических выражений, так как говорящему зачастую нужно завуалировать многие явления.
Важнейшая особенность речи педагога состоит в том, что она связана с социальными условиями. Слово же выступает в качестве основного элемента языка и может иметь, как уже отмечалось, различные значения в зависимости от той или иной ситуации. Именно поэтому важно обращать внимание на социальный аспект, от которого в основном зависит употребление эвфемизмов.
Употреблять или не употреблять? Вот в чём вопрос!
Каковы же нормы употребления эвфемизмов и есть ли они вообще? На самом деле, их нет. Нормы употребления зависят от общества, в котором находится педагог, от самого педагога, от дошкольника, речевого или письменного сообщения.
Эвфемизмы, как и многие лексические средства языка и сам язык в целом, чутки к различным изменениям тех или иных явлений жизни. То, что человечество принимает за эвфемизм в одно время, может стать грубым выражением в другое.
Прежде чем установить правила употребления эвфемизмов, необходимо выяснить цели, которые преследует говорящий при использовании эвфемистических способов выражения в речи.
Советский и российский ученый Л. П. Крысин отмечает следующие цели употребления эвфемизмов :
Для осуществления употребления эвфемистических способов выражения в области коррекционной педагогики необходимо знать цели, которые преследует педагог, употребляя эвфемизм. Для осуществления процесса эвфемизации существенны следующие моменты:
1) оценка говорящим предмета речи как такового, прямое обозначение которого может быть квалифицировано (в определенном контексте) как грубость, резкость и т. д., поэтому эвфемизации подвергается не всякая речь, а речь, связанная с определенными темами и сферами деятельности;
2) подбор говорящим таких обозначений, которые не просто смягчают те или иные кажущиеся грубыми слова и выражения, а маскируют, вуалируют суть явления.
3) зависимость употребления эвфемизма от контекста и от условий речи: чем жестче социальный контроль речевой ситуации и самоконтроль говорящим собственной речи, тем более вероятно появление эвфемизмов
4) представления о том, что является эвфемизмом, а что нет: то, что в одной среде расценивается как эвфемизм, в другой может получать иные оценки.
Однако, нельзя четко поставить границы целям употребления эвфемизмов. Таким образом, мы видим сложности, образующиеся при использовании эвфемизмов педагогом в речи. Их употребление зависит только от самого педагога, и именно это составляет главную трудность данного вопроса.