Елена Анатольевна Вербовская
Импровизация — есть средство выражения детской индивидуальности
▼ Скачать + Заказать документы
Импровизация — есть средство выражения детской индивидуальности
Этюды можно рассматривать как небольшие сюжетные и несюжетные игры творческого характера, исполняемые группой детей и индивидуально. Этюды вводятся в детскую творческую деятельность с подготовительных к школе групп детского сада, когда дети имеют определенный запас музыкальных впечатлений, когда у них развито воображение, умение выразительно выполнять разнообразные движения.
Исполняя этюды, дети учатся соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.
Публикация «Импровизация — есть средство выражения детской индивидуальности» размещена в разделах
Ребенок учится эмоционально и образно передавать движением несложную композицию этого этюда, самостоятельно выбрать и согласовать с характером музыки ходьбу, бег, прыжки и другие движения.
В этюде дети могут разыгрывать разнообразные композиции, «подсмотренные» в социальной окружающей их среде.
Этюд – это набросок, импровизация!
Повторение этюдов дает детям возможность углубить ранее созданный образ, выразительнее исполнять детали, совершенствовать согласованность движений с музыкой.
Повторение является полезным упражнением, способствующим развитию воображения.
В процессе повторении этюда педагог видит, как совершенствуется выразительность детского исполнения.
Напоминанием сюжета этюда, повторным прослушиванием музыки, указаниями, пояснениями, показом некоторых движений и действий при дальнейшей работе над этюдом, педагог целенаправленно воздействует на ребенка. Всё это помогает дошкольнику тоньше чувствовать характер и форму музыкального произведения, сознательно относиться к заданию, выразительно воспроизводить образ в движении. Увлеченность игровым образом способствует дальнейшему развитию творческой активности и музыкальных способностей детей.
Знакомя детей с новой сюжетной игрой, этюдом, педагог должен предварительно заинтересовать детей, усилить мотивацию, пересказать содержание, дать характеристику образов.
Чтение книг о событиях окружающей жизни и явлениях природы, повадках птиц, животных, рассматривание иллюстраций по этим темам, самостоятельное наблюдение животных (домашних, диких – в художественных, мультипликационных фильмах) поможет детям воссоздавать образы и в музыкальных заданиях. Поэтому, знакомство с произведениями литературы, искусства, в какой-то мере, должно предшествовать музыкальному восприятию.
Роль слова при выполнении музыкально – ритмических и творческих заданий огромна. Оно раскрывает сюжет этюда, или игры. Систематическое использование таких заданий активизирует чувство музыкального ритма. Дети учатся правильно реагировать на характер музыки и передавать его в движениях.
Сюжетные игры и этюды хорошо провести, как спектакль: часть детей – артисты, другая часть – зрители, которые оценивают увиденное, а затем дети меняются ролями, стараясь привнести в свои действия что-то новое, более яркое и интересное.
С сюжетными играми, которых очень много, тесно связано инсценирование песен, стихов.
Обогащение детей музыкальными впечатлениями, умение свободно разыгрывать содержание песен, передавать движениями развитие игровых образов под инструментальную музыку – позволяет использовать в работе с детьми наиболее сложные творческие задания – несюжетные и сюжетные этюды.
Несюжетные этюды проводятся как упражнения на групповых и индивидуальных занятиях. / Вначале предлагается прослушать музыку, определить сколько частей в произведении, их характер. Затем проиграть каждую часть и спросить, какое движение можно исполнить под эту музыку? Педагог уточняет ответы детей, напоминает, что со сменой частей необходимо вовремя изменить движение. /
Для активизации музыкального восприятия при повторении несюжетного этюда изменяется последовательность звучания частей. Дети учатся осмысливать чередование частей произведения, а не механически их запоминать.
Сюжетные этюды бывают групповыми и индивидуальными. В групповом этюде более свободно двигаются застенчивые, малоактивные дети. Движения товарищей помогают им исправить ошибки, почувствовать уверенность в себе.
Конечно, момент подражания не исключается, но наглядный образец приносит несомненную пользу. С каждым исполнением дети совершенствуют движения.
Методика первичного разучивания сюжетного этюда аналогична методике разучивания сюжетной игры.
Индивидуальные сюжетные этюды наиболее сложные. Они требуют сосредоточения сил и умений, но помогают увидеть степень развития каждого ребенка, его творческие возможности, избежать заимствований движений друг у друга.
Примерные варианты музыкальных этюдов и игр в детском саду :
1. «В лесу» муз. Т. Ломовой;
2. «Козлята и волк»;
3. Стих «Конь» сл. Найденовой, муз. Е. Тиличеевой;
4. Инсценирование песни: «Прогулка» сл. Найденовой, муз. Е. Тиличеевой;
5. «Мы в зеленые луга пойдем» сл. и муз. Н. Леви;
6. «Наш огород» сл. А. Пассовой, муз. В. Витлина;
7. «Веселый музыкант» сл. Т. Волчиной, муз. А. Филиппенко;
8. «Зайки серые сидят» сл. В. Антоновой, муз. Г. Финаровского;
9. «Лягушата и щенок» сл. В. Лифишца, муз. А. Живцова;
10. «Два дружка петушка» сл. Н. Берендгофа, муз. В. Герчик;
11. «Бабочка» сл. Н. Френкель, муз. Е. Тиличеевой;
12. «Песенка с гармошкой» сл. З. Петровой, муз. А. Островского;
13. «Мы на луг ходили» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко;
14. «Танцевали краковяк» сл. Я. Чарнацкой, муз. А. Филиппенко;
15. «Вот взяла лисичка скрипку» сл. Е. Журливой, муз. А,Филиппенко;
16. «С котенком» муз. Ломовой;
17. «Подружки»
18. «Вот какие чудеса» сл. Н. Берендгофа, муз. А. Филиппенко;
19. «Палочка – выручалочка» муз. Ломовой.